АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шабдакоша 3 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

брахмачарини. Женщина, практикующая брахмачарью. См.: брахмачари(н).

брахмачарья. Период ученичества и духовного послушания. См.: брахмачари(н), яма-нияма.

Брахмотсава. "Праздник Всевышнего". Каждый индуистский храм имеет наиболее важный для него в году праздник, называемый Брахмотсава. Термин аналогичен христианскому понятию "престольный праздник".

Брихадараньяка-упанишад. Одна из важнейших Упанишад, часть Шатапатха-брахманы Яджурведы. Приписывается мудрецу Яджнявалкье. Посвящена аспек­там поклонения и медитации и трактует о тождественности индивидуального "я" и Высшего "Я". См.: Упанишад.

Брихаспати. 1) "Владыка молитвы". Ведический наставник богов и Владыка Слова, иногда отождествляемый с Господом Ганешей. 2) Выдающийся представитель шайва-сиддханты (ок. 900 г.). См.: Ганеша.

брихат-кутумба. "Расширенная семья". Иначе — махакутумба. Одна или несколь­ко семей вместе со всеми их близкими и дальними родственниками. В отличие от обычной малой семьи, живущей на одной территории и в одном жилище, расширенная семья может занимать обширную географическую территорию. Во главе расширенного семейства стоит патриарх, брихат-кутумба-прамукха (или мукхья), почитаемый в качестве старейшины каждой малой семьей, входящей в расширенную семью. Тот, в свою очередь, советуется по всем важным вопросам с кула-гуру, семейным учителем (также, как правило, наследственным). Несколь­ко расширенных семей вместе составляют касту или подкасту. См.: грихастха, грихастха-дхарма, объединенная семья.

Будда (санскр. Буддха, "просветленный; пробужденный"). Сиддхартха Гаутама (624—544 до н. э.), принц из шиваитского рода Шакьев, жившего на территории современных Непала и восточной части Индии. В поисках истины отрекся от мира и стал монахом. После достижения просветления стал проповедовать свое собственное учение, на основе которого впоследствии сложился буддизм. См.: буддизм.

буддизм. Религия, основанная на учениях Сиддхартхи Гаутамы, известного как Буд­да (ок. 624—544 гг. до н. э.). Он отказался от идеи бессмертной души у человека и не проповедовал никакого Высшего Божества. Вместо этого он учил, что человек должен стремиться преодолеть жадность, ненависть и иллюзию и достичь прос­ветления через осознание Четырех Благородных Истин и следование Восьмерич­ному Пути. Из священных книг буддизма особенно известна Дхаммапада. Буд­дизм вырос из индуизма как вдохновенное реформаторское движение, которое отвергло кастовую систему и авторитет Вед. Таким образом, он классифицируется как "настика", неверие, и не является частью индуизма. В конце концов буддизм ушел из Индии, страны, где он родился, и сейчас ему следуют более 350 млн. человек в других странах Азии.

буддхи. "Интеллект, рассудок, логика". Интеллектуальный или дисциплинирован­ный ум. Характеризуется различением (вивека), сознательным ограничением (вайрагья), культивированием спокойствия (шанти), удовлетворенностью (сан-тоша) и прощением (кшама). Это одна из способностей маномайя-коши, инстин­ктивно-интеллектуальной оболочки. См.: коша, ум (индивидуальный).

Бхавалинга(м). "Образ Сущего". Синоним понятия Парашива в вира -шиваизме. Шива и индивидуальные души в их внутренней сущности. См.: ататтва, Пар­ашива, Шивалинга(м), вира-шиваизм.

Бхага. "Благо; счастье; счастливая доля". Божество Ригведы, Повелитель богатства, благополучия и счастья, персонификация принципа бхаги (блага). См.: пурушар-тха, Ригведа.

Бхагавад-гита. "Песнь Господа". Одно из наиболее популярных индуистских пи­саний, беседа Господа Кришны и Арджуны в преддверии битвы на Курукшетре. В этом центральном эпизоде эпоса Махабхарата (книга шестая) Кришна просве­щает воина-принца Арджуну о йоге, аскетизме, дхарме и различных духовных путях. См.: Итихаса, Махабхарата.

бхагавата. "Божественный, сакральный, священный". Имеющий отношение к Вишну или Кришне. От бхага, "милостивый господин, покровитель". Название секты вишнуизма, возникшей в западной части Индии после 600 г. до н. э. Очень бхактистская монотеистическая религия, в которой поклоняются Богу как Кри­шне, Васудэве или Васудэве-Кришне. Ученые считают, что это была одна из пяти религий (остальные четыре —это экантика, нараянийя, вайкханаса и сатвата), которые, смешавшись, образовали то, что называется религией паньчаратра, в районе Матхуры ок. 300 г. до н. э. Сегодня термином бхагавата часто обозначают вишнуитскую религию в целом. См.: вишнуизм, бхакти.

Бхагавата-пурана (Шримад-Бхагаватам). Одна из главных Пуран и одно из ос­новных священных писаний вишнуизма, записанное ок. 800 г. Содержит 18000 строф, в которых, в частности, излагаются истории всех воплощений Вишну, наполненные духом бхакти, преданности. См.: Пурана.

бхаджан(а). "Прославление". 1) Духовное песнопение. 2) Индивидуальное или групповое воспевание бхактистских песен и религиозных гимнов. Бхаджаны со­чиняются (не только на санскрите, но и на других языках) обычно певцами- бхак - тами и, в отличие от гимнов Вед, не являются жестко фиксированными в отно­шении языка и мелодии исполнения. См.: киртан(а).

Бхайрава. "Ужасающий". Господь Шива как огненный защитник. Он держит тре-зубец-шрмшулу (и сам символизируется им). См.: Шива, тришула.

бхакта. "Преданный". Искренний почитатель Бога, предавшийся Ему во всем.

бхакти. "Преданность". Подчинение себя Богу, богам или гуру. Основа всех сект индуизма, а также школ йоги по всему миру. Высшая степень бхакти, тотальное подчинение, называется прапатти.

бхакти-йога. "Союз через преданность". Практика благочестия, поклонения, мо­литвы, пения гимнов и мантр с целью пробудить любовь в сердце и открыть себя милости Бога. Бхакти, религиозная преданность, может направляться на Бога, богов и на духовного наставника. Бхакти-йога ищет союза и все более близкого согласия с Божественным, развивая качества, которые делают такое сближение возможным, — любовь, бескорыстие и чистоту. Св. Самбандар описывал бхакти как сущность религии и гарантированное средство достижения божественного союза и освобождения. Он рекомендовал прочувствованное поклонение, безгра­ничную преданность и полное подчинение себя Богу в смиренном служении. Сти­рание своего "я", от начальной практики бхакти до продвинутой преданности, называемой прапатти, является неотъемлемой частью индуистской и вообще индийской культуры. Бхакти-йога входит во второй член йога-даршаны Патанд-жали, нияму (предписания), под названием ишвара-пранидхана. Практикуется многими школами и особенно высоко развита в вишнуизме как отдельный ду­ховный путь, ведущий к совершенству и освобождению. В шайва-сиддханте в первую очередь практикуется во время крия-пады (стадии поклонения). См.: пра­патти.

бхактпстский. Прилагательное от слова "бхакти" (см.). Религиозный, набожный, пропитанный духом преданности Богу или гуру.

Бхарата. "Тот, кто поддерживает, помогает или несет ношу". Древнее и изначаль­ное название Индии. Конституционным названием Индии на языке хинди явля­ется Бхаратаварша, т. е. земля Бхараты (легендарного монарха-мудреца).

бхарат(а)-натьям. Традиционный стиль индийского ритуального танца, некогда исполнявшийся в шиваитских храмах танцовщицами- дэвадаси. В настоящее вре­мя рассматривается как составная часть классического индийского искусства, час­то вне какой-либо связи с религией. См.: дэвадаси.

Бхаскара. Философ конца X века. Его Бхаскара-бхашья, комментарий к Брахма-сутрам, был первой развернутой критикой адвайтической доктрины авидьи-майи Шанкары. См.: веданта, вишишта-адвайта, Шанкара.

бхашья. "Беседа, обсуждение". Интерпретирующий комментарий к тексту. Инду­истские философии в значительной степени основываются на истолкованиях- бхашьях первоисточников. К другим видам комментариев относятся: вритти — краткое пояснение к афоризмам; типпани — менее формальное, чем вритти, объяснение трудных слов и фраз; варттика — критическое исследование и раз­работка бхашьи; тика или вьякхьяна — объяснение бхашьи или шастры более простым языком.

бхеда-абхеда. "Различие и неразличие". Ведантистский термин, означающий, что душа и мир одновременно едины с Богом и в то же время отличны от Него, подобно тому как волны в океане — еще не весь океан, а только лишь его часть. См.: веданта.

Бхогариши. Один из 18-ти сиддхов шиваитской традиции, алхимик и йог-тантрик, связанный с храмом Муругана на холмах Палани в южной Индии и создавший мурти Дандаютхапанисвами из девяти ядовитых металлов. Некоторые считают, что он до сих пор обитает где-то в тех местах в пещере. Китайские исторические записки предполагают, что он прибыл из Китая. См.: сиддха, сиддхи, тантризм.

Бходжадэва Парамара (1018— 1060). Царь, шиваитский поэт, художник и богос­лов из Гуджарата. Автор Таттвапракаши. Известен тем, что установил систе­матизированную монашескую шайва-сиддханту и создал величайшее в тогдаш-

ней Индии искусственное озеро Бходжпур длиной 250 миль. См.: Татпарьяди-пика.

бхритьячара (бхритья-ачара). "Путь служения; путь слуги". Один из пяти этичес­ких принципов в вира -шиваизме и близких ему тантрических школах. Состоит в бескорыстном служении ближним посредством карма-йоги. См.: вира-шиваизм, паньча-ачара, карма-йога.

бхуварлока. "План атмосферы". Второй из семи высших миров, соотносящийся со свадхиштхана-чакрой и включающий в себя два астральных мира: питрилоку (мир предков) и преталоку (мир призраков умерших). См.: лока.

бхурлока. "Земной мир". Физический план бытия. См.: лока.

 

В

вагдана. "Давание слова". Церемония помолвки.

вадагалай (тамил.). Одна из ветвей вишнуитской секты шри-вайшнавов, имеющая последователей на юге Индии. Придерживается идеи марката-бхакти и носит, в целом, проведический, ортодоксальный характер, в отличие от более либераль­ной и отдающей предпочтение вишнуитско-агамической традиции секты тен-галай, превозносящей путь марджара-бхакти. См.: шри-вайшнава, вишнуизм, ми­лость.

вайдья. "Знающий [науку исцеления]". Знаток аюрведы, традиционный врач ин­дийской медицины. См.: аюрведа.

Вайкаси Вишакхам. Праздник рождества Господа Карттикейи. Отмечается в Та-милнаде во время Вишакха-накшатры, незадолго до полнолуния месяца вайкаси (май-июнь). Это время, благоприятное для раздачи даров пандитам (ученым брахманам) и подвижникам, для свадеб, для забот о бедняках и для других благо­честивых деяний. Важный праздник для последователей шайва-сиддханты.

Вайкунтха. Райский мир Господа Вишну. См.: вишнуизм (вайшнавизм).

вайраги. "Непривязанный; отреченный". Синоним слов санньяси(н), тьяги, монах. Особенно часто используется в северной Индии как обозначение особого класса аскетов (в основном, вишнуитских).

вайрагья. "Бесстрастность; непривязанность". Идеал аскетической и монашеской жизни. Одна из добродетелей, необходимых при достижении высших духовных целей.

вайшешика. "Анализирование; различение". Одна из шести классических школ брахманизма, возникшая около 600 г. до н. э. и делающая особый упор на пони­мание элементов и категорий существования. См.: шад-даршана.

вайшнав(а). "Имеющий отношение к Вишну". Вишнуит, поклонник Господа Ви­шну и его воплощений (аватар). См.: Вишну, вишнуизм (вайшнавизм).

вайшья. "Торговец; купец; собственник". Представитель социального класса бан­киров, бизнесменов,

промышленников, земледельцев и скотоводов — всех тех, кто живет доходами от торговли и сельского хозяйства. Третья (после брахманов и кшатриев) варна ведического общества. См.: варна, варна-дхарма.

валипаду (тамил.). "Ритуальное поклонение; служение". Всевозможные действия, направленные на почитание Бога различными способами. Важный термин шай­ва-сиддханты.

Валлабхачарья (ок. 1479—1530 или 1511). "Любимый". Вишнуитский святой, чья панентеистическая философия шуддха-адвайты (чистого недуализма) стала базо­вым учением неаскетической вишнуитской секты, которая носит его имя. Автор 17-ти работ, из которых важнейшие — комментарии к Веданта- и Миманса-сут-рам и Бхагавата-пуране. На праздниках последователи секты Валлабхачарьи час­то вспоминают истории его 84 учеников. Поклоняются Кришне в форме Шри Натхджи. Секта наиболее сильна в Бомбее и Гуджарате. См.: веданта.

вама. 1) "Приятный; прекрасный". В этом значении — в слове Вамадэва, одном из имен Шивы. 2) "Левый; противоположный; необычный". Например, вама-марга (вамачара), тантрический "путь левой руки", который состоит в трансцендирова-нжи чувственных инстинктов, заблуждений интеллекта и всевозможных привя­занностей через мощные и порой рискованные практики, формально противоре­чащие ортодоксальным ведическим нормам, но ведущие к той же цели. См.: тан­тризм, тантра.

ванапрастха-ашрама. "Жизнь в отшельничестве, в лесу". См.: ашрама-дхарма, шаштьябда- пурти.

Варанаси. Также — Каши, Бенарес. Один из наиболее священных для шиваитов мест паломничества, а также древнейших городов мира. Расположен на берегах Ганга в северной Индии. Индуисты верят, что смерть в Варанаси позволяет дос­тичь мокши, освобождения.

варна-дхарма. "Закон своей группы". Система наследственных социальных клас­сов, обычно называемых кастами, основанная в Индии в древности. Варна-дхар­ма есть социальный долг, который заключается в том, чтобы придерживаться принципов доброго поведения в соответствии с вашей общиной (основанной, обычно, по семейно-цеховому принципу). Строго говоря, варна-дхарма охваты­вает две взаимосвязанные социальные иерархии: 1) варна, т.е четыре сословия: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, и 2) джати, более трех тысяч профессио­нальных групп (цехов или гильдий). Сословно-кастовая система играет большую роль в индийской жизни и сегодня. Многие современные индуисты настаивают, что социальный статус сейчас должен определяться (как и было первоначально) по личным склонностям, умениям и достижениям, а не по рождению. Переход из одной джати (касты) в другую во всех индуистских общинах мира ограничен, но не невозможен и осуществляется при браке с представителем другой джати или при перемене профессии (для чего требуется настойчивость и новое образова­ние). Шастры говорят, что, если человек вырывается из своей наследственной варны или джати и меняет "касту", требуется три поколения, чтобы его семья полностью обосновалась в новом слое общества.

варна. Существуют четыре варны: 1) Брахмана: "зрелая, развитая душа". Ученые и благочестивые души. Классу брахманов индуисты всегда доверяли религиозное лидерство, в том числе учительство и выполнение жреческих обязанностей. 2) Кшатрия (другое название — раджанья): "управляющий; наделенный властью". Законодатели, исполнительная власть и военные. 3) Вайшья: "землевладелец, ку­пец". Бизнесмены, финансисты, промышленники и т. п., а также крестьяне. 4) Шудра: "рабочий, слуга". Квалифицированные рабочие и ремесленники. По зако­ну варна-дхармы сыновьям следует наследовать профессию их отца.

джати: "рождение; положение, приобретенное с рождением; ранг, каста, семья, линия преемственности". Джати — это более точное и конкретное, чем варна, определение вашего социально-профессионального сообщества. Традиционные законы чистоты требовали, чтобы каждая джати не имела социального взаимо­действия с другими, особенно совместных трапез и перекрестных браков.

В наше время существует также большая группа (одна седьмая населения Ин­дии в 1981 г.) людей вне четырех варн. Их называют неприкасаемыми, джатихитами ("внекастовыми"), чандалами (особенно тех, чья работа связана с трупами) и хариджанами ("детьми Бога" — название, придуманное Махатмой Ганди). К "неприкасаемым" джати относятся такие профессии, как нишада (охотник), кай-варта (рыбак) и каравара (кожевенник).

Система варна-дхармы, несмотря на широко распространенную дискримина­цию хариджанов и злоупотребления высших каст своим социальным статусом, обеспечивает высокий стандарт профессионального мастерства, чувство принад­лежности каждого к сообществу, целостность семьи и религиозно-культурную преемственность. Касты — не уникальная примета индуизма и Индии. Под дру­гими названиями они существуют в каждом социуме. Четыре варны, или сос­ловия, и множество джати, профессиональных каст, цехов или гильдий, форми­руют основные элементы взаимодействия людей. См.: дхарма, Дхарма-шастры.

варнашрама-дхарма. "Обязанности своей варны и своей ашрамы". См.: варна-дхар-ма, варна.

васана. "Подсознательная наклонность". От вас, "остаток". Подспудные наклонности и привычки, которые окрашивают и мотивируют отношение чело­века к жизни и его действия. Васаны суть конгломераты результатов подсозна­тельных впечатлений (самскар), создающихся при восприятии. Самскары, впе­чатления восприятия, комбинируются в подсознательном и формируют васаны, которые позже вносят вклад в образование ментальных колебаий, вритти. Наиболее сложные и эмоционально заряженные васаны находятся в том изме­рении ума, которое называется подподсознательным, (васана-читта). См.: васа­на- даха-тантра, вритти, самскара, ум (пять состояний).

васана-даха-тантра. "Подсознательное очищение огнем". Даха означает "сжи­гать", тантра — "метод", а васаны — это глубоко укоренившиеся, фоновые под­сознательные тенденции, которые формируют мировоззрение и мотивацию че­ловека. Васаны могут быть позитивными и негативными. Один из лучших спосо­бов справиться с жизненными трудностями, растворить неприятные васаны — это васана-даха-тантра, практика сжигания записанных исповедей или даже длинных писем к любимым или знакомым, в которых описываются затруднения и горести и излагаются жалобы и обиды. Записывание своих проблем и сжигание их на любом, самом обычном огне переводит их из подсознательного во внешний ум и высвобождает подавленные эмоции, когда огонь поглощает бумагу. Это один из методов магического целительства. См.: васана, лекхапрартха-хавана.

Васиштха (ок. 250 г. до н. э.). 1) Ученик Махарши Нандикешвары (Нандинатхи), наряду с Патанджали и Вьягхрападой (в соответствии с записями Панини). Это имя носили несколько других известных мудрецов, в том числе 2) риши, которому приписывают составление гимнов седьмой мандалы Ригведы, 3) мудрец, иг­рающий центральную роль в эпосах и некоторых Пуранах и Упанишадах, и 4) семейный учитель и жрец, который преподал Господу Раме древнюю мудрость йоги (эти уроки записаны в книге из 29000 стихов Йога-Васиштха).

Васугупта (ок. 800 г.). Знаменитый мудрец, по преданию, открывший 77 Шива-сутр, вырезанных в скале на горе Махадэва, на месте, указанном ему в сновидении Господом Шивой. Эта находка дала толчок восстановлению древней кашмирской шиваитской традиции. Священную скалу, называемую Шанкарпал, почитают по сей день. См.: кашмирский шиваизм, Шива-сутры.

вата (с краткими гласными). Дерево баньян, Ficus Indicus, священный для инду-истов как символ Санатана Дхармы. Близкородственное ему дерево ашваттха, или пиппал, в Упанишадах выступает в качестве метафоры творения, "корень которого — вверху, а ветви растут вниз".

вата (с долгим первым "а"). "Движение". Одно из обозначений элемента воздуха (вайю), а также одной из трех дош (конституций) человеческого организма в науке аюрведы. См.: аюрведа, доша.

вахана. "То, что держит, несет или перевозит". Каждый индуистский бог может изображаться едущим на звере или птице. Это животное называется ваханой и символизирует какую-либо функцию бога. Например, Шива ездит на быке, сим­воле силы и мощи. Карттикейя ездит на павлине (маюра), символе красоты и царственности.

вачана. "Изречение; высказывание". Краткие бхактистские стихи, которые сочиня­ли ранние шивашараны, вира -шиваитские святые. Отражают основные идеи лин-гаятской философии и практики. См.: вира-шиваизм.

вегетарианство (санскр. шакахара). Диета, исключающая употребление мяса, ры­бы, яиц. Вегетарианство — принцип здоровой этики, и оно являлось краеуголь­ным камнем индийской жизни в течение тысяч лет. Большинство индуистов (особенно вишнуиты, смартисты, последователи шайва-сиддханты и вира- шива - изма) являются строгими вегетарианцами. Однако ряд шиваитских и шактист-ских (особенно тантристы "левой руки") школ допускают ритуальное употреб­ление в пищу мяса жертвенных животных. Быть вегетарианцем — значит соблю­дать принцип ненасилия (ахимсы). Вегетарианца принято называть шакахари. См.: яма-нияма, мамсахари.

Веда. "Мудрость". Мудрые откровения, наиболее авторитетное писание индуизма. Они, вместе с Агамами, составляют шрути, "услышанное". Веды представляют собой собрание десятков священных текстов, которые в совокупности известны как Веда или четыре Веды: Риг, Яджур, Сама и Атхарва. Всего к Ведам относится 100 тысяч стихов, а также дополняющие их тексты в прозе. Знание, содержащееся в Ведах, скорее мистическое и сверхсознательное, чем интеллектуальное. Каждая Веда имеет четыре раздела: Самхиты (собрания гимнов), Брахманы (руководства для священников), Араньяки (лесные трактаты) и Упанишады (просветленные беседы). Самхиты и Брахманы (вместе известные как кармаканда, "раздел ритуала") подробно разбирают космологию трансцендентно-имманентного Вы­сшего Бытия и систему поклонения посредством огненной церемонии и воспе­вания для установления сообщения с богами. Араньяки и Упанишады (джняна-канда, "раздел знания") объясняют эволюционное путешествие души, учат йоге и философии и провозглашают возвышенное, недвойственное осознание судьбой всех душ. Древнейшие части Вед предположительно составлены за 6 тысяч лет до н. э. и записаны на санскрите в течение последних тысячелетий, поэтому Веды — самые древние писания мира. См.: Араньяка, Брахмана, шрути, Упанишад, Ведан-га.

Веданга. "Член Веды". Шесть отраслей постведических наук, почитаемых как вспо­могательные по отношению к Ведам. Четыре Веданги охватывают вопросы пра­вильного воспевания Вед. Это: 1) Шикша (фонетика), 2) Чхандас (метр), 3) Ни-рукта (этимология), 4) Вьякарана (грамматика). Оставшиеся две Веданги —это 5) Джйотиша-веданга (астрономия и астрология) и 6) Кальпа-веданга (процедур­ный канон), к которой относятся Шраута- и Шульба-шастры (ритуальные кодек­сы), Дхарма-шастры (общественный закон) и Грихья-шастры (домашние кодек­сы). См.: Кальпа-веданга, Веды и отдельные статьи по поименованным текстам.

веданта. "Конечная мудрость" или "завершение Вед". Веданта — это система мышления, воплощенная в Упанишадах (ок. 1500—600 гг. до н. э.), которые делают конечные выводы к Ведам. За тысячелетия развились многочисленные школы веданты, от чистого дуализма до абсолютного монизма. Первоначальной школой является адвайта-ишваравада, она же "монистический теизм", или панентеизм. Представитель этой школы — Риши Тирумулар (ок. 250 г. до н. э.) из Нандинатха-сампрадайи, автор книги Тирумантирам, которая является совер­шенным обобщением Вед и Агам. Учение Тирумулара — это полное согласие монизма и дуализма, которое, по заявлению философа и государственного деятеля д-ра С. Радхакришнана, лучше всего отражает философию Упанишад. После 700 г. н. э. развилось много других школ веданты, каждая из которых утверждала себя через письменные комментарии к главным Упанишадам, Бхагавад-гите и Брах­ма-сутрам. Брахма-сутры Бадараяны (ок. 400 г. до н. э.) — это самая ранняя систематизация веданты, но их крайне сжатые афоризмы трудно понять без ком­ментариев. Во время "схоластической эры" (700— 1700 гг.) появились три основ­ные вариации веданты: 1) адвайта-веданта, или чистый недуализм, представлен­ный Шанкарой (788—820 гг.); 2) вишишта-адвайта-веданта, или ограниченный недуализм, наиболее полно выраженный Рамануджей (1017— 1137 гг.); и 3) двай-та-веданта, дуализм, которому учил Мадхва (1197— 1278 гг.).

Панентеизм прослеживается в тех ограниченно-недуалистических школах ве­данты, которые принимают конечную тождественность души и Бога. Примера­ми являются вишишта-адвайта Бхаскары (ок. 950 г.), шуддха-адвайта, или "чис­тый недуализм", Валлабхи (ок. 1475— 1530 гг.) и, в меньшей степени, вишишта-адвайта Рамануджи.

Мадхва, дуалист, относится к Брахману как к Личностному Богу. В его фило­софии вселенная, души и Бог отдельны друг от друга и все реальны. Рамануджа, ограниченный недуалист, также относится к Брахману как к Личностному Богу. В его философии Бог не рассматривается отдельно от душ и мира, поскольку все вместе они образуют единое целое. Мир и души реальны как тело Бога, и индиви­дуальная душа чувствует себя частью Бога. Шанкара, строгий адвайтист, отно­сится к Брахману как к Безличному Богу, Абсолюту. Шанкара не отрицает сущес­твования Личностного Бога (Ишвары), но объявляет Ишвару настолько же нере­альным, насколько нереальны вселенная и индивидуальность души. Истина в том, что единственная реальность —это Абсолют, и человек ЕСТЬ этот Абсолют. Для Риши Тирумулара, панентеиста, существует вечное единство Бога и человека на уровне внутреннего бытия, но в процессе эволюции души между ними ощу­щается различие. В конце концов это различие растворяется в единстве. Таким образом, существует совершенно безначальное единство и временное различие, которое находит свое разрешение в совершенной финальной идентичности.

Другими важными школами веданты являются двайтадвайта, "дуальный не­дуализм", Нимбарки (ок. 1150 г.) и ачинтья-бхедабхеда, "невообразимое разли-чие-неразличие", Чайтаньи (1485—1534).

Веданта является одной из шести классических философий (шад-даршана) наряду с ньяей, вайшешикой, санкхьей, йогой и мимансой. Веданту также называют уттара-мимансой, "верхним или поздним исследованием", в отличие от пурва-мимансы, которая занимается исключительно ранними частями Веды. См.: адвай­та-ишваравада, двайтадвайта, Мадхва, панентеизм, Рамануджа, Тирумантирам, Шанкара.

Веданта Дешикар (1268—1369). Тамильский ученый и поэт, основатель вишну-итской секты вадагалай, центр которой находится в Канчипураме.

Веданта-сутра. См.: Брахма-сутра.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)