АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И РУССКИМИ ВОЕННОПЛЕННЫМИ

Читайте также:
  1. ЕСЛИ МЫ ПЕРЕСТАНЕМ БЫТЬ РУССКИМИ, МЫ СТАНЕМ ПОКОРНЫМИ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ЛЮБОЙ ЧУЖОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ВОЛИ.
  2. Какие надписи считаются эт-русскими
  3. Обнаженно-оскорбительными противорусскими замечаниями, а в ряде случаев и едва ли не расистскими теоретизированиями оказалась насыщена российская печать в 1992-1994 годах.

Чтобы показать разницу между нами, итальянцами, и немцами, перейду к рассмотрению вопросов нашей политики в отношениях с гражданским населением и пленными на оккупированных территориях.

В предыдущей главе были представлены проблемы и факты, воспринимавшиеся мной, как свидетельские показания в докладах моих офицеров, но теперь, когда я оставил свой пост, все это стало для меня личными воспоминаниями, позволяющими извлечь определенные уроки и выводы.

К.С.И.Р. выполнял исключительно военные функции, но оперативная обстановка требовала стабильности на оккупационных территориях. Поэтому, несмотря на явно временный характер нашего пребывания, мы обязаны были дополнительно проработать вопросы по контактам с гражданским населением, по обращению с военнопленными и дезертирами, по использованию местных ресурсов и правосудия в административных рамках. Наши полномочия оставались всегда достаточно ограниченными, особенно во время первого периода, длившегося с июля 1941 года до июля 1942 года, когда К.С.И.Р. входил в состав немецкой армии и получал все приказы и директивы от германского командования, не отличающиеся гуманизмом.

Привожу фрагмент нашего доклада: «Официальные правила никогда не препятствовали нашему солдату выражать по отношению к русскому населению всю свою доброту, врожденное великодушие, щедро делиться чувствительностью своей души, так что итальянское командование часто находилось в открытом контрасте с немецкими приказами, защищая пленных и улучшая условия жизни всего гражданского населения.»

Во время быстрых наступательных операций летом 1941 года мы были вынуждены максимально использовать местные ресурсы, но при этом старались не портить отношения с населением. Когда дороги превратились в грязные болота, и снаб-

- 88 -


_______________ ВОЙНА НА РУССКОМ ФРОНТЕ _________________

Итальянский экспедиционный корпус в России (К.С.И.Р.)

жение частей полностью нарушилось, мы регулярно платили владельцам продовольствия, а не грабили их, как немцы.

Подобное поведение частей из оккупационных войск открывало широкие перспективы по закреплению на захваченных позициях, но в основе наших действий лежали, прежде всего, искренность и симпатии к народу, чьи страдания тронули сердца итальянских солдат.

Из-за неожиданно наступивших холодов все большие операции в секторе фронта К.С.И.Р. приостановились. Мы расположились в районе Сталино, в нижней части Донецкого бассейна. Тогда и состоялись первые контакты между итальянцами и русскими. Сначала возникло взаимное недоверие, но оно быстро сменилось теплыми и сердечными отношениями между войсками и гражданским населением.

К.С.И.Р никогда не имел партизан в своих тылах, несмотря на то, что жестокая партизанская война свирепствовала в сопредельных районах. Иногда у нас самих возникало ощущение, что мы действуем в дружественной стране. Мы всегда находили общий язык с русскими пленными, материально и морально поддерживали местных жителей, а деятельность итальянского. солдата характеризовалась великодушием и большой культурой. Строгость нашего военного правосудия преследовала любые преступления и проступки, а командование пресекало любые злоупотребления и любую форму насилия.

* * *

При рассмотрении вопросов обращения с военнопленными следует отметить, что К.С.И.Р. оставался в подчинении немецкой армии, а захваченные нами пленные (после краткого допроса с целью получения информации о частях противника) отправлялись в ближайшие немецкие концент. рационные лагеря. Небольшой контингент из пленных и перебежчиков при наших штабах ограничивался по возрасту в пределах от 36 до 48 лет. В основном они помогали нам в передвижении из-за отсутствия транспортных средств и непроходимости дорог, что замедляло любое наступление. Мы использовали множество добровольцев, которые шли к нам из-за более гуманного отношения.

Приведу один характерный эпизод. Группу кинематогра;V фистов Генерального штаба направили в К.С.И.Р. из Рима

И

 


ДЖОВАННИ МЕССЕ ______________________

маршал Италии

для съемок сцены допроса пленных на передовой. Пришлось повторить для них сцену захвата линии обороны у Юного Коммунара (Рыково) в секторе дивизии «Торино», используя пленных, захваченных ранее. Но уже в момент «съемки» мы отказались от этой затеи, так как «актеры» были хорошо одеты, гладко выбриты, накормлены и не имели ничего общего с пленными, захваченными в бою, как того хотел режиссер.

Получился обратный эффект, потому что для этих людей ужас войны стал далеким воспоминанием. Когда неизбежно приходил момент передачи немцам, они просто умоляли итальянское командование задержать их, зная, как изменится вскоре их жизнь и судьба, ожидая неминуемые страдания и нужду.

В июле 1942 года К.С.И.Р. вошел в состав 8-й итальянской армии.

Теперь захваченные нами пленные оставались у нас и направлялись на попечение армейского корпуса в концентрационные лагеря, организованные армией. На окраине Каринской (в тылу армейского корпуса) первоначально был создан транзитный пункт, который потом превратился в настоящий концентрационный лагерь и стал, благодаря итальянским офицерам, моделью и образцом с точки зрения организации и функционирования. Мы отремонтировали все помещения, провели дезинфекцию, построили баню для гигиенических процедур и создали соответствующие общие службы. Пленные из лагеря в Каринской не хотели больше уходить оттуда! Вновь прибывшие проходили необходимую гигиеническо-санитарную обработку в бане с дизинфекционным оборудованием, раненые и больные получали такую же медицинскую помощь, как и наши солдаты, офицеры размещались отдельно от солДат. Не было зафиксировано ни одного случая нарушения дисциплины. Пленные прибывали на работу под командованием старших, назначенных из их числа. Во время пути следования они пели «Катюшу». Этой песни отдавали предпочтение за ностальгическую мелодию, входившую в умы и сердца наших солдат.

Часы работы четко регламентировались - с 7:30 до 11:00 и с 14:00 до 17:30, предусматривался отдых в полдень и праздничные дни.

Рацион, приготовленный из натуральных продуктов, поступал регулярно. Конечно, все это влияло на характер охраны и моральное состояние пленных солдат.

- 90 -

 


_______________ ВОЙНА НА РУССКОМ ФРОНТЕ _________________

Итальянский экспедиционный корпус в России (К.С.И.Р.)

Проводились мессы, участие в которых было абсолютно добровольным. Из 2 500 пленных на этих мессах присутствовало 2 000 человек.

Многие туда ходили, чтобы услышать гуманные слова священника.

Наш капеллан, отец Сальц, хорошо знал русский язык и понимал, как словом дойти до сердец слушателей, говорил он об общей боли, общем беспокойстве, о войне и о надежде на ее скорое окончание.

Мы разрешали вход в лагерь для родственников и для гражданских лиц. Они могли получить какие-либо новости о своих близких или просто приносили подарки. По договоренности в полдень праздничных дней пленные могли петь и играть на гармони.

При неудавшемся наступлении в августе 1942 года нашим XXXV-M армейским корпусом в течение 15 дней (25 августа - 10 сентября) было захвачено 800 русских пленных. Молва о нашем гуманном отношении быстро распространялась среди неприятельских войск.

Двести человек из числа пленных, ранее проживавших на оккупированной территории, получили двуязычные удостоверения (на итальянском и немецком языках), гражданскую одежду и смогли уйти из лагеря. Надеюсь, что они никогда не забудут Италию и итальянцев!

За период с августа до конца октября 1942 года около 6 000 пленных прибыло в лагерь у Каринской, и только один раз произошла попытка побега группы из восьми человек.

В октябре руководству лагеря из «Отдела информации» поступил документ, составленный и подписанный русскими офицерами и солдатами, где выражалась благодарность итальянским вооруженным силам за отличное обращение.

* * *

Как я уже упоминал, между солдатами К.С.И.Р. и гражданским населением возникло взаимопонимание, переросшее в Доверие и сердечную близость по многим вопросам: семья, любовь, земля.

Возможно, ярко выраженное чувство собственного достоинства и гостеприимства, свойственное русским семьям, во многом создавало плодородную почву. В большинстве


_______________ ВОЙНА НА РУССКОМ ФРОНТЕ _______________

Итальянский экспедиционный корпус в России (К.С.И.Р.)

случаев русские оценивали простое поведение итальянцев, несклонных к высокомерию, их нежное отношение к детям и доброту. Итальянцы, в свою очередь, чувствовали расположение к себе этих людей, которые не демонстрировали враждебности, воздерживались от партизанской войны, вели себя довольно гостеприимно и оказывали помощь.

Зимние холода благоприятствовали развитию контактов. Войска искали помещения в домах, где печь всегда могла их согреть, женщины стирали белье, солдаты обменивались частью своего пайка и хлеба. Но ситуация для русских семей, особенно, многодетных, оставалась тяжелой. Понимая, что нужна хотя бы небольшая помощь для русских больных и их детей, наши медики не устранялись от участия в этой работе, предоставляя медикаменты и лекарства.

Много раз наши солдаты добровольно сдавали кровь для переливания, чтобы спасти человеческие жизни русских. Для получивших травмы на работе, жертв бомбардировок и автомобильных инцидентов командование дивизии «Торино» в Рыково организовало бесплатную амбулаторную помощь, появился дом отдыха для престарелых и даже клиника для беременных с итальянским старшим медицинским персоналом и с русским младшим персоналом, который за свою работу получал от нас вознаграждение.

Все это мы делали не по приказам и распоряжениям, а по своей инициативе и никогда не облагали население налогами, даже в периоды кризиса в снабжении. Когда, например, в сентябре - октябре 1941 года при прорыве к мостам через Днестр наши колонны безнадежно застряли, мы не грабили местное население, предпочитая уменьшать нормы наших пайков, а за фураж всегда регулярно платили, хотя находились в то время в районах очень богатых (район Божедаровки, на правом берегу Днепра).

Если вопрос касался временного размещения в домах местных жителей, командование К.С.И.Р. и здесь проявляло максимальную заботу, чтобы это бремя как можно меньше ложилось на простых людей, поэтому, по возможности, мы использовали общественные здания - школы, конторы, клубы. Принудительным выселением, которым часто пользовались немцы, мы никогда не занимались.

Аналогичным образом, мы никогда не вмешивались в организацию отправки в Германию рабочих рук из числа граждан-

m

Война на русском фронте

- 97 -


ДЖОВАННИ МЕССЕ ______________________

маршал Италии

ского населения - этим занимались только немцы. Наш отдел «Гражданских дел» проводил мероприятия по временному использованию рабочей силы в местах проживания с регулярной оплатой за работу! Еще одной формой помощи населению с нашей стороны стали, так называемые, «транспортные средства счастья». Они действительно оправдывали свое название, так как немцы разрешали гражданским лицам перемещаться из одного населенного пункта в другой только пешком, а мы при возможности предоставляли свои автомашины.

Зима 1941-1942 года поставила местных жителей, особенно в городах, на грань выживания: любой обоз с зерном реквизировался немцами, прекратилась введенная карточная система для гражданского населения. Люди пытались купить зерно у деревенских жителей, а те не хотели брать деньги и назначали цену предметами и вещами. Происходил непрерывный процесс обнищания, из городов тянулись целые обозы на санях с разнообразным скарбом. Ценные личные вещи и иконы прятались в матрасы, но с ними тоже расставались, обменяв после долгих километров пути на муку или хлеб. Сотни и сотни людей, лиц, искаженных страданиями от голода и боли, двигались бессловесно, без проклятий, не поднимая глаза, чтобы не показать свою ненависть к захватчикам. Наши водители, чтобы хоть както облегчить их судьбу, откликались на просьбы этих несчастных, надеявшихся только на итальянские автомашины.

Следующим летом проблема с питанием усугубилась изза скудных запасов в деревнях, исчерпанных прошлой зимой. Население восточных районов бедствовало по сравнению с дальними районами Дона, где немецкая реквизиция еще не все опустошила.

Русские уходили, при любой возможности пользуясь нашими попутными автомашинами, шли пешком сотни километров.

Немцы продолжали применять свои «драконовские» методы: по приказу всех лиц, лишенных разрешения оставаться в восточных районах, должны были интернировать в концентрационные лагеря.

* * *


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)