АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Карта 2. Основные направления наступления немецких групп армий

Читайте также:
  1. B. группа: веществ с общими токсическими и физико-химическими свойствами.
  2. I. Обвально-осыпная группа склонов.
  3. I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПРФ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАРТИИ
  4. II группа
  5. II. Группировка месторождений по сложности геологического строения для целей разведки
  6. II. КРИТИКА: основные правила
  7. II. Основные модели демократического транзита.
  8. II. Порядок формирования экспертных групп, организация экспертизы заявленных на Конкурс проектов и регламент работы Конкурсной комиссии
  9. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
  10. III. Задания для работы в малых группах.
  11. III. Основные задачи Управления
  12. III. Основные обязанности администрации

ДЖОВАННИ МЕССЕ ______________________

маршал Италии

В районах Балта и Круты непрекращающиеся бои шли с переменным успехом. Эти районы задерживали развитие полномасштабной операции немцев на начальном этапе изза недостатка сил сломить отчаянную оборону неприятеля и из-за отсутствия танков.

Русские фанатично сражались даже в окружении, когда были полностью обречены, иногда, в буквальном смысле, голыми руками.

Как результат, операции в этом районе стали переходить в период застоя, и командование 11-й армии, лишенной резервов, очень рассчитывало на К.С.И.Р. Мы как раз в эти дни окончательно завершали свой сбор и выдвигались на русский фронт.

* * *

С моей точки зрения, ситуация в Экспедиционном корпу-. се, особенно под влиянием работы служб тыла, характеризовалась, как недостаточная подготовленность к непосредственному участию в боевых действиях. Дивизии «Пасубио» и «Торино» завершили сбор в районе Сучавы и Фэлтичены. 3-я дивизия «Челере» была разбросана между Ботошаны и Борса из-за трудностей, вызванных немецкой стороной при, назначении района сбора всех кавалерийских частей.

Многочисленные приказы и контрприказы не вносили яс- ность в ситуацию. Наконец, выяснилось, что только часть сил будет переброшена в Ботозани по железной дороге. Понадобилось еще несколько дней для полного сбора частей. Прибывшие из Италии войска армейского корпуса, появление которых немцы с нетерпением ждали на фронте, все еще в основном находились около станций разгрузки.

Служба тыла армейского корпуса стала давать первые серьезные сбои. Передовые части оторвались на расстояние более 250 километров (а это больше половины автомобильного перехода) от своих баз снабжения в районах Марамарос - Жигет - Борса. Связь осуществлялась по одной единственной горной дороге, не пригодной для двухполос- ■ ного движения. Автомашин тоже не хватало для нормальной щ организации перевозок. Этот последний элемент особенно ■ сказывался на оперативных возможностях служб тыла. Щ

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: сбор был ■

<щ>


_______________ ВОЙНА НА РУССКОМ ФРОНТЕ _________________

Итальянский экспедиционный корпус в России (К.С.И.Р.)

неполным, а места базирования служб тыла уже слишком отстали, когда передовые части начали наступление.

Но боевой дух войск оставался превосходным.

Наконец, с 20 по 31 июля 1941 года состоялся полный сбор основных сил, и я провел смотр дивизий «Пасубио» и «Торино». На встречах с персоналом штаба и командирами частей я внимательно выслушал подробные доклады, чтобы держать руку на пульсе событий и понять проблемы ближе. Общение с офицерами произвело на меня самое лучшее впечатление: прекрасное состояние боевой техники и вооружения в рамках того, чем мы располагали, хорошее физическое состояние людей. Однако, я отметил широко распространенное мнение большинства, что эта война легкая и быстро закончится. Эйфорию создала пропаганда в наших газетах, которые из года в год продолжали обесценивать Россию, создавая искаженные представления в Италии и не только. Свою роль сыграли огромные успехи немцев в первые два года войны в Европе и новые громкие победы на восточном фронте. Создавалось ощущение, что немцы, уже уверенные в победе, не очень хотели проводить с нами совместные операции. Но пройдет не так много дней, и они будут выказывать свое нетерпение по поводу нашего отсутствия на их фланге!

В особенности наши офицеры, более молодые, жаждали идти вперед без всякой робости и сомнений. Было необходимо энергично реагировать на эти рискованные душевные порывы до того, как произойдет первое столкновение с неприятелем, чтобы избежать неблагоприятных последствий. Я предчувствовал, что нас ожидают суровые испытания на необъятных враждебных просторах, коварный и жестокий неприятель, для нас еще неизвестный, но уже показавший отчаянное сопротивление и намерение драться до конца.

Итак, следуя неизбежным требованиям союзников, мы должны были нести ответственность за Вооруженные силы и итальянский народ на том далеком театре военных действий. Сроки были сжатые, поэтому каждая свободная минута уходила на подготовку и тренировки, а также на улучшение напряженной ситуации со службой тыла.

Я проводил специальные беседы с командным составом корпуса. Особое место в них уделялось отношению к

- 53 -


qb

¥

ДЖОВАННИ МЕССЕ

маршал Италии

гражданскому населению, как в Румынии (где мы еще находились), так и в России. Все командиры должны были неукоснительно пресекать поступки, ведущие к насилию или злоупотреблению -властью. За основу был взят следующий принцип: решительное и агрессивное поведение на поле боя и хорошее, великодушное отношение к безоружному населению и пленным. Много усилий потребовала борьба с эйфорией: все верили в легкую войну за короткое время. Уже позднее, после первых боев, до всех, от командира отделения до командующего армией, наконец дошло, что эта война слишком серьезная, но моральный удар, который мы получили, было уже нечем компенсировать.

Конечно, такой поворот событий следовало предвидеть!

Мои первые беседы с офицерами нашли отражение на страницах дневника одного молодого младшего лейтенанта*. Хочу процитировать несколько строк, относящихся к 19 июля 1941 года:

«...Сегодня командующий К.С.И.Р. произнесу речь... Его Превосходительство сказал много прекрасных слов, выделив свою главную мысль: "Господа, имейте в виду, что эта война - вещь серьезная".»

Такое неожиданное заявление нас не взволновало и было встречено скептически. Мы понимали, что все войны серьезные, но рассчитывали на ее быстрое завершение. Уже все знают, что немцы быстро наступают, а русские, хоть и сопротивляются, но'бегут! Такова реальность. Его Превосходительство говорил об этом. Зачем же тогда подчеркивать опасности и трудности? В России холодная зима и мы это понимаем. Ну и что из того?

За обедом очень много говорили. Все комментировали услышанное. Его Превосходительство находился поблизости и прерывал несогласных с его мыслью о войне. Добавить тут нечего. Его Превосходительство любит учеников на войне, но не войну учеников. В конце обеда мывсе были убеждены, что генерал хотел погасить слишком распространенный оптимизм, вредный на любой войне.

Конечно, мы немного призадумались. Невольно я вспомнил одну фразу, кажется, из Толстого: «"Этот господин: хочет меня напугать, но... мне не страшно". Итак, я иду\

*Томмазо Наполитано: «В России с К.С.И.Р.» Nuova antologia. Maggio-Agosto, 1942.

- 54 -


_______________ ВОЙНА НА РУССКОМ ФРОНТЕ _________________

Итальянский экспедиционный корпус в России (К.С.И.Р.)

спать со странным ощущением, не могу свободно думать в своих четырех стенах, ибо мысленно мне мешает "незван ный гость"- генерал Джованни Мессе"».

* * *

20 июля 1941 года я прибыл в Яссы для встречи с генералом Антонеску. Вести от начальника штаба приходили в целом благоприятные. Он доложил, что вскоре будет прорвана главная линия обороны русских на Днестре.

24 июля с ответным визитом ко мне в Ботошаны на специальном поезде прибыл Антонеску. Вечером в его вагоне состоялся дружеский ужин. Он мне показался человеком очень интеллигентным, энергичным, решительным и довольно жестким. Я отметил храброе поведение одной румынской дивизии, на что он процитировал по немецкому бюллетеню следующее: «Уже после 24 часов с момента успеха, командир наказывал высших офицеров за проявленную беспечность на марше, что позволило неприятелю нанести дивизии тяжелые потери». Да, все на войне имеет обратную сторону! Речь о немецких союзниках мы больше не поднимали, хотя рядом был один генерал Рейхсвера, обеспечивающий связь с румынским командованием, а в действительности - советник и второй командир румынских войск.

Дальнейшая беседа в основном касалась развития операций на южном секторе фронта - участке румынских вооруженных сил.

Конечно, сказали несколько любезных слов об Италии, но, скорее, из чувства гостеприимства. В Румынии действительно отвратительная пресса - еще с тех пор, как немцы в своей пропаганде взвалили на себя весь груз ответственности за передачу Трансильвании Венгрии. Наше правительство также ничего не стало делать для исправления этой ситуации. Румыны в начальном периоде войны были увлечены идеей возвращения своих исконных территорий, на что направили все свои основные политические усилия, возможно, даже во вред им самим.

* * *

Более живой разговор у меня состоялся чуть ранее, 21 июля, когда я прибыл в Белжи для визита к командующе-

- 55 -


ДЖОВАННИ МЕССЕ ______________________

маршал Италии

му 11-й немецкой армией генерал-полковнику фон Шоберту. Он оказался настоящим жизнерадостным баварцем с подтянутой фигурой солдата и открытым рыцарским лицом. Я удивился, насколько немец может быть искренним другом Италии. Он с радостью вспоминал свое пребывание в нашей стране и говорил с особым энтузиазмом о Сицилии.

Жаль, что через несколько месяцев он погиб во время разведывательного полета на «аисте», приземлившись на минное поле.

* * *

Действия офицеров К.С.И.Р. напрямую зависели от Итальянского Верховного Командования. Распоряжения поступали через отдел связи 11-й армии. 21 июля 1941 года я получил приказ переместить К.С.И.Р. на Днестр в район Ямполя для формирования резерва.

Сразу же при первых контактах с немецким командованием обнаружились разногласия в способе использования армейского корпуса. Немцы наглым и повелительным тоном требовали от нас немедленного участия в боевых действиях, хотя силы корпуса еще не полностью подтянулись. Я отстаивал свою точку зрения, так как понимал, что Экспедиционный корпус следует использовать только как единую силу. Это соответствовало директивам итальянского Верховного командования. Но в приказе, прибывшем из Рима через несколько дней, наша согласованная ранее концепция подрывалась, тем самым вызвав полное недоумение у офицеров связи. Нам надлежало выделить один свободный пехотный полк в распоряжение немецкого командования. Слухи о первых стычках дошли до высших военных властей и Италии, и Германии. 31 июля маршал Кейтель писал Каваллеро: «Что касается группы армий "Юг", то ситуация позволяет предвидеть уничтожение главных неприятельских сил на реке Днепр. Будет сделано все возможное, чтобы Итальянский Экспедиционный корпус, который сейчас передвигается через Венгрию, смог еще принять участие в этих операциях. Мы постараемся использовать итальянский корпус, как единое целое. Однако, не исключена возможность, когда отказ от использования одной или двух дивизий, уже имеющихся в наличии, будет невозможен, несмотря на то, что

- 56 -


_______________ ВОЙНА НА РУССКОМ ФРОНТЕ _________________

Итальянский экспедиционный корпус в России (К.С.И.Р.)

две другие дивизии или третья еще не прибыли на место. В этом случае будем действовать по аналогии, как в свое время Африканский корпус бросал в бой свежие части сразу после высадки.»

* * *

Подчиняясь приказу штаба армии, мы перевели в район Изворы - Пол дивизию «Пасубио» при поддержке одной роты берсальеров-мотоциклистов. Дивизия «Торино» передвигалась пока пешком, но для нее планировалось использовать автомашины сразу после выгрузки дивизии «Пасубио». Таким способом мы пытались покрыть дефицит в транспортных средствах и добиться выигрыша во времени, сосредоточив под рукой (вместе со штабом), по крайней мере, две дивизии, избегая использования сил небольшими частями.

В действительности сосредоточение в Ямполе не было осуществлено, как планировалось, так как события в операциях армии стали развиваться несколько иначе, и под напором обстоятельств объединение К.С.И.Р. произошло только на Днепре.

7 августа 1941 года я переместился со своим штабом в Олыианку, восточнее Днестра.

Ж

- 57 -


ДЖОВАННИ МЕССЕ ______________________

маршал Италии


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)