АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Использование ритма в развитии речи

Читайте также:
  1. III. Использование альфа-каналов
  2. LZW-модификация алгоритма Лемпеля-Зива
  3. MS EXCEL. Использование электронного табличного процессора excel: построение графиков. Взаимодействие excel с другими приложениями windows.
  4. V. Рабочее время и его использование
  5. XI. РОЛЬ НОВОЙ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  6. Zip–модификация алгоритма Лемпеля-Зива
  7. Алгоритм действия по диагностике, тактике лечения и ведения больных с нарушениями сердечного ритма
  8. Анализ ритмичности с использованием коэффициента вариации
  9. Анализ финансовой устойчивости предприятия с использованием коэффициентов.
  10. Анализ финансовой устойчивости с использованием абсолютных показателей.
  11. АРТТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ.
  12. Билет № 4. Форма книги в ее историческом развитии.

Перед тем, как приступить к описанию методических приемов использования ритма в развитии речи, давайте разберемся, что же такое ритм.


Ритм — равномерное чередование каких-либо элементов (звуко­вых, двигательных и т.п.);

внутренняя организация музыкального, поэтического и т.п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня и т.п.).* Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни). Выделим характерные особен­ности ритма:

внутренняя организация —то есть ритм обладает способностью организовывать, упорядочивать хаотичные элементы;

повторяемость — для ритма характерно повторение, чередова­ние одних и тех же элементов;

размеренность —в противоположность спонтанности ритм обус­ловливает предсказуемость и налаженный ход чего-либо (напри­мер, режим дня или какая-либо деятельность).

Эти особенности ритма можно с успехом использовать в ходе развития речи. Так, использование стихотворений обеспечивает внутреннюю организацию текста (стихотворный размер), повторя­емость элементов (звуковые созвучия слов-рифм). В песнях поми­мо внутренней организации и размеренности текста, повторяе­мость обеспечивается ритмичным повторением припевов. Кроме этого, малыши вообще любят слушать детские стихотворения и песни по многу раз (повторяемость). Полезно сочетать стихотвор­ные тексты с мелодией или пропеванием, а также сопровождать тексты ритмичными, повторяющимися движениями. Все это по­могает лучше воспринять, понять и запомнить текст. Такая работа является эффективным стимулятором развития у малышей актив­ной речи.

Использование ритма в развитии речи начинается с подгото­вительного этапа — знакомства с текстом (и движениями, если они присутствуют): взрослый многократно повторяет текст, одновре­менно показывая необходимые движения, а ребенок наблюдает и запоминает. На этом этапе от ребенка не требуется активного уча-


Современный толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова, СПб., Норинт, 2004.

 

стия, главная цель — чтобы произведение стало знакомым, узна­ваемым, «своим». Достигнута эта цель или нет, обычно можно уви­деть по реакции ребенка. Если ребенок узнаёт текст и ему нравится игра, возникает эмоциональная реакция — он улыбается, прислу­шивается, может принести соответствующую игрушку или книжку с картинками, иногда ребенок по собственной инициативе делает попытки повторить за взрослым движения, договаривает обрывки-окончания слов. Обычно этап знакомства с текстом не занимает много времени.

После того, как ребенок запомнил текст, становится возмож­ным вовлечение ребенка в игру, побуждение к использованию им ак­тивной речи: ребенок учится повторять за взрослым необходимые движения, проговаривать слова и фразы из текста, допевать слова и строчки в песенках. Для этого при чтении или пении педагог де­лает паузы, пропуская в речи части текста. Таким образом, ребенку предоставляется возможность договорить или допеть часть знако­мого текста. Сначала ребенок может назвать последнее слово в стро­ке, в другой раз — договорить или допеть два последних слова, а потом и целую строку.

Однако часто случается, что дети не понимают или плохо пони­мают значение текста, из-за чрезмерной поэтической образности, большого количества незнакомых слов и выражений и пр. Чтобы восприятие малышами текста было осмысленным, сами тексты стихотворений, потешек, загадок и песенок должны отвечать ряду условий:

Объем. Тексты не должны быть длинными, особенно на на­чальном этапе работы. Короткие тексты легче запоминаются деть­ми, позволяют организовать игру «на одном дыхании» — внимание малышей не рассеивается, они не переутомляются. Кроме этого, недлинные тексты удобны и для педагога, так как все предлагае­мые детям стихи и песни, а также сопровождающие их движения должны быть выучены наизусть, что обеспечивает ритмичность (заминки в ходе игры недопустимы).

Уровень сложности. Тексты должны быть простыми по содержа­нию — состоять из слов, доступных пониманию малышей, знако­мых им по опыту, по книжкам, мультфильмам и пр. Например, дети


могут в жизни общаться с животными и птицами — кошкой, соба­кой, рыбками, попугаем дома, а голубя, воробья и ворону видеть на улице. С другими животными — волк, лиса, заяц и др. — дети зна­комятся, слушая сказки. Кроме этого, по звуковому составу тексты не должны содержать сложных в повторении слов, недоступных для воспроизведения детьми данного возраста и уровня речевого развития.

Стихотворные размеры и рифмы. Тексты должны быть гармо­ничными, рифмы легкими и естественными, не надуманными, а логичными и легко запоминающимися. В этом случае рифмы в стихах, повторяющиеся куплеты в песнях легко воспроизводятся, облегчают, а не затрудняют запоминание и воспроизведение.

Наличие повторяющихся элементов. В текстах должны присут­ствовать повторяющиеся элементы — слова, фразы или целые куп­леты. Этот прием очень часто используется в текстах народных сказок и потешек. Построенный таким образом текст очень гармо­нично воспринимается детьми раннего возраста. Принцип повто­ряемости при изучении простых стихотворений-четверостиший обеспечивается за счет многократного повторения самого стихо­творения.

Чтобы помочь детям воспринять и осмыслить не только отдель­ные слова и фрагменты произведения, но и содержание в целом, необходимо приложить дополнительные усилия — эмоционально обыграть текст произведения, используя игрушки и предметы; или сопровождать чтение (пение) характерными повторяющимися дви­жениями или действиями; использовать иллюстрации к произве­дениям и пр.

Предлагаемые ниже тексты были отобраны в ходе занятий с детьми и успешно проверены на практике. Слова и словосочета­ния, которые предлагаются детям для самостоятельного проговаривания (договаривания, допевания), подчеркнуты. Подбирайте тексты в зависимости от возраста детей, их возможностей.

 

Тексты подразделяются на следующие разделы:

короткие стихотворения и потешки — договаривание слов и строк;

потешки, детские песни — ритмическое сочетание текста с движе­ниями, мелодией; рифмованные загадки — договаривание рифмы (слово-отгадка).

 

Не забывайте похвалить и одобрить попытки ребенка принять участие в игре. Но если малыш продолжает молчать, не стоит рас­страиваться. Наберитесь терпения и обязательно продолжайте занятия — делайте паузы в текстах, а затем сами договаривайте или допевайте нужные слова и строчки. Придет время, и ребенок обязательно включится в игру.

Игры с использованием метода договаривания лучше приме­нять при индивидуальной работе. Некоторые игры проводятся в группе.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)