АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ось мира

Согласно одному из них, высшее божество, после то­го как создало племя людей и основало нормы и обы­чаи его жизни, поставило в центре мира столб. По этому столбу божество поднялось на небо, где пре­бывает и сейчас. Этот столб — ось мира, так как про­странство вокруг него стало обитаемым и, собствен­но, миром. У каждого племени, где бытует подобная легенда, есть такой столб. Он не является неподвижным: ког­да племя решает перейти на новые земли (что часто бывает во время смены сезонов), оно просто перено­сит этот столб в новое место. Это позволяет им всегда находиться в правильном мире, который не теряет связь с небом. Столб этот всегда ставит божество, вернее, шаман в костюме божества: но мы уже знаем, что обряд — это не театр, а отражение реальности.

Если столб по каким-то причинам ломается (а это могут быть только естественные причины: молния или ветер: столб является величайшей святыней пле­мени и хорошо охраняется как от иноплеменников, так и от животных), то племя гибнет. Гибнет в бук­вальном смысле: оно либо рассеивается по другим племенам, либо умирает от голода: люди племени просто перестают есть, так как уверены, что их миру все равно пришел конец. Вот вам еще одно подтверж­дение существования других реальностей.

***
Вам наверняка сейчас вспомнился хрестоматий­ный случай, приключившийся с одним бразильским племенем (он описан в любом учебнике антрополо­гии). По традиции, установленной еще Первопредком племени, деревня этого племени была устроена в виде круга, в центре которого находился столб — ось мира. На расположении домов по сторонам света вокруг этой оси была построена вся социальная сис­тема, включая браки и кровное родство. Племя вело кочевой образ жизни, но на структуру поселения это никак не влияло: ось переносилась с места на место, вокруг нее строились хижины.

Это племя погибло в результате деятельности мис­сионеров. Из лучших (безусловно) побуждений, мис­сионеры сломали столб и полностью изменили план деревни, построив для племени удобные и практич­ные дома и расположив их параллельными рядами — так, как расположены улицы в городе. Люди племе ни совершенно потерялись в новом для них мире. Они действительно погибли, хотя и не сразу; но и всю свою непродолжительную жизнь в деревне миссионеров они уже считали себя мертвыми. Более того: они счи­тали мертвым и свое божество, создавшее привычную для них структуру вселенной. Был новый мир, новая вселенная и новое непонятное божество, о котором говорили им миссионеры. Но дело в том, что люди племени не могли и не хо­тели жить в этой новой вселенной; они предпочли уме­реть вместе со старым миром. Можно было бы, как те самые миссионеры (ни на секунду не сомневаюсь, что они были прекрасными людьми), покачать головой и посокрушаться о том, как сильно люди цепляются за предрассудки. Но коль скоро мы пытаемся вступить на путь Знания, давайте сначала попробуем вникнуть в суть столь важного мифа, жизненно важного: ведь он определил жизнь и смерть племени.

Мир имеет ось, которую поставило в его центре божество, сотворившее мир. Значит, ось в цен­тре какого-то пространства — это и есть мир. А что та­кое мир? Мир — это каждый из нас. Когда мы умира­ем, то умирает и мир, хотя и только для нас. Значит, в каждом из нас есть та точка, которая образует мир. Вернее, миры.

Дон Хуан называл ее «точкой сборки». Вы може­те звать ее осью мира, или точкой мира. Шаман пу­тешествует по мирам подобно тому, как племя путе­шествует по пространству. Он смещает точку мира, но сама она от него никуда не девается, поэтому в любом из миров маг чувствует себя в буквальном смыс­ле как дома.

Открытие в себе этой точки равносильно сотворе­нию мира. Именно — открытие, а не обнаружение. Об­наружить ее довольно трудно, потому что она не име­ет четко фиксированного места. В идеале — не имеет. На самом деле у каждого из нас эти точки жестко за­креплены. Как только человек, при помощи социума, закрепляет тип своего восприятия мира и себя само­го, его точка мира закрепляется на одном месте. Если она в течение жизни и сдвигается, то незначительно.

Например: в школе Яков учился в экономическом классе, оканчивает экономический факультет кол­леджа, и его дальнейшая деятельность будет связана с экономикой и финансами. Все годы его сознатель­ной жизни точка мира Якова оставалась почти на од­ном и том же месте. Да, незначительно менялся ста­тус: был школьником — стал студентом; затем он ста­нет специалистом. Но на смещение точки мира это практически не повлияло. Вот если Яков после окон­чания колледжа станет хотя бы антропологом (ведь каким-то образом попал он на этот курс), его точка мира сместится далеко в сторону.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)