|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспитание
Что такое воспитание как объективное явление, т.е. доступное сенсорному восприятию? Это основной механизм воспроизводства любой функциональной системы. Это целенаправленное внешнее воздействие функциональной системы на человека в целом и на такую его составляющую как личность, в частности, с целью актуализации, формирования или закрепления у него требуемых для воспроизводства этой функциональной системы положительно оцениваемых значимых качеств и компенсации, подавления или вытеснения в непроявленное негативно оцениваемых значимых качеств. Кто управляет этим процессом, тот и пожинает выращенные им плоды. Это определение отражает суть воспитания, т.е. то, что не изменяется ни при каких условиях. Естественно, суть не обладает направленностью. Направленность появляется на уровне явлений сути, т.е. воспитать можно кого угодно – и гуманиста мирового уровня, и высокопрофессионального разрушителя. Когда педагог с досадой отмечает чью-то невоспитанность, он проявляет некоторую некорректность. Реально воспитание всегда имеет место уже потому, что человек никогда не бывает изолирован от того, что именуется средой, окружающим Миром и т.п., т.е. от какой либо функциональной системы. И педагог в этом случае должен свидетельствовать не об отсутствии воспитания, а о том, что воспитательное воздействие социально-образовательной составляющей среды обитания дало результат, не соответствующий его ожиданиям, поскольку были другие воспитатели, не попавшие в поле зрения педагога. Именно поэтому в информационных войнах сторона-агрессор в первую очередь стремится скрытно занять ведущее место в процессе воспитания молодежи, равно, впрочем, как и всего остального народа. При этом излюбленным приемом является дискредитация самого понятия воспитания как такового под прикрытием лозунгов борьбы за свободу личности и ее право жить так, «как хочется». Молодежи предлагается стать абсолютно свободной от своей семьи, родины, нравственных традиций, т.е. от всего того, что составляет главное сокровище любой нации и является гарантом её независимости. Взамен гарантируется «незасыхание» с помощью спрайта, отупляющие напитки «себе и другу» и прямая дорога назад – к жвачному животному, для которого борьба с кариесом становится единственно важной жизненной целью. Воспитание никогда не может быть направлено только на потребности личности уже потому, что сама эта личность не может ответить на три «простых» вопроса: «Кто ты?», «Откуда пришёл?», «Зачем ты пришёл в этот Мир?». То есть среднестатистическая личность не имеет ни малейшего понятия о своих истинных потребностях и целях своего существования в этом мире. Кстати, на эти вопросы не могут ответить и преобладающее большинство «воспитателей» как в отношении к самим себе, так и в отношении к воспитуемым. Тогда о каком личностно-ориентированном воспитании идет речь, если неизвестна сама ориентация этой самой личности? Речь идет об околонаучном мифе, существование которого оправдывается и поддерживается с целью развития рационально-логического мышления у представителей функциональных систем научного и околонаучного толка путем написания соответствующих текстов, где все совершенствуют свой разум, тренируясь говорить о несказуемом. Нужно набраться смелости и признать, что идея личностно-ориентированного воспитания стара как Мир и была хорошо известна там, где родилась и перестройка, результатом которой явился распад Евразийского Советского Союза, который проходил на фоне обратного процесса – консолидации Европы в единый Европейский «советский» союз, которым управляет именно Совет Европы. Можно ли говорить вообще о личностно-ориентированном воспитании? Можно, в двух смысловых значениях. Первое: личностно-ориентированное воспитание как таковое, т.е. функциональная система делает все для того, чтобы личность вспомнила кто она, откуда и зачем здесь, и, выяснив ответы на эти вопросы, т.е., определив ориентацию, делает все возможное для достижения личностью своей жизненно важной цели, какой бы она ни была. Реализация такого воспитания находится в жестком противоречии с экономическим принципом управления социальными системами и требует принципиально иного уровня развития организации функциональных систем и сознания человечества в целом. Само наличие на планете войн говорит о том, что этот уровень развития массового сознания человечеством пока не достигнут. Но сказать, что систем такого воспитания нет, было бы грубейшей ошибкой. Все элитные психологические школы, ставящие своей задачей развитие у личности трансперсонального, каузального и недвойственного состояний ума, выводящие сознание человека из узкого коридора сенсорного восприятия на широкий простор непосредственного видения Мира в целом – не только глазами тела, т.е. через сенсорных «посредников», но и оком души и оком духа, реализуют именно личностно-ориентированное воспитание, поскольку другие пути (например, проб и ошибок) требуют огромных временных затрат, исчисляемых столетиями. Эти школы всегда эксклюзивны, их опыт в каком-то его аспекте описан в книгах (насколько вообще возможно описать субъективный опыт, который передается только от субъекта к субъекту и принципиально не может быть передан в целом через объект – книгу), но говорить о том, что этот опыт можно внедрить в системе массового образования какого-либо уровня – наивная иллюзия рационального ума, уверенного в том, что выше его уровня развития в природе ничего нет. Второе смысловое значение: личностно-ориентированное воспитание в социально значимых целях. Воспитание, при котором функциональная система изучает каждую конкретную личность на том уровне, который ей доступен, и строит индивидуальную траекторию воспитания, ориентированную так, чтобы на основе этих знаний выжать из личности максимум пользы для своего воспроизводства и экспансии. В этом контексте личностно-ориентированное воспитание всегда существовало и существует во всех корпоративных, элитных образовательных системах с ограниченным доступом для возможных абитуриентов. Здесь цели самой личности никого не интересуют, а знание личности требуется только для того, чтобы максимально точно сориентировать (запрограммировать) ее на достижение успеха воспитывающей функциональной системы. Материальные блага воспитуемому при этом обеспечены, поскольку любая мудрая и процветающая компания–производитель всегда внимательна к своему оборудованию и обеспечивает ему максимальное техническое обслуживание. Такое воспитание также элитарно. Никто не будет тратить деньги на реконструкцию и модернизацию дешевого, несовременного, устаревшего оборудования при наличии на рынке труда прекрасных роботов с высокоточным числовым программным управлением, которых достаточно только настроить на конкретную задачу и обеспечить нужное обслуживание. Расходы на такую настройку и уход окупаются сторицей. Что же остается на долю массового образования всех уровней – пока только мечта о том дне, когда в каждой школе и в каждом вузе будет для начала хотя бы по одному Щетинину или Шаталову, а администрация этих функциональных систем их будет почитать, всячески содействовать их деятельности, а не «давить». Итак, в связи с тем, что реализация развивающей концепции молодежной политики невозможна без института воспитателей и системы воспитания, первостепенной задачей является их восстановление и восстановление общественно-политического статуса воспитателя как одного из гарантов национальной безопасности России. В области воспитания приоритетными задачами являются: – воспитание гражданина – патриота, заботящегося о защите интересов Отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей; – воспитание гражданина, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру, достижения общества в экономике, науке, литературе и искусстве, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов правового государства и гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений; – воспитание гражданина – труженика, имеющего образование, соответствующее потребностям современного материального и духовного производства, обладающего качествами предприимчивости, добросовестности, ответственности и профессионализма, разумного потребителя, способного согласовать свои потребности с принципами целесообразности и не нанесения вреда окружающему Миру; – воспитание нравственно и физически развитого гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений; – разработка и реализация мер по распространению в молодежной среде идей духовного единства, чувства российского патриотизма, дружбы народов, межнационального согласия; – разработка и реализация целевых программ по гражданскому становлению молодежи, ее культурному и физическому развитию, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию; – координация и поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в области патриотического, духовно-нравственного, экологического воспитания, профориентационной работы, введение в практику конкурсов программ и проектов в данной области; – поддержка и развитие различных форм воспитательной работы в образовательных учреждениях всех уровней, в специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства. Тема патриотизма в воспитании, на наш взгляд, должна быть центральной, поэтому на ней мы остановимся подробнее. Как показывает история, политики не могут быть гарантами независимости своей или чужой страны. Единственным гарантом такой независимости может быть сам народ, если у него есть высокоразвитое чувство патриотизма. Чтобы проиллюстрировать это положение, достаточно вспомнить опыт обретения Индией независимости от английского правления. Многие политические силы в Индии пытались решить проблему независимости с помощью оружия. Все эти попытки были безуспешными, т.к. Англия была мощнее вооружена и сильнее Индии экономически. Но вот появляется совершенно безоружный философ Маха Атма Ганди и взывает к патриотизму. Его призыв прост. Если индусы не хотят английского управления, а хотят независимости, они должны вспомнить о чувстве собственного достоинства, о любви к Родине и перестать сотрудничать с оккупантами. Идея несотрудничества с оккупантами была доведена Ганди до абсолютизма. Он публично заявлял, что не соблюдает английские законы, и сам шел в английскую тюрьму, требуя, чтобы его посадили за несоблюдение этих законов. Он призывал граждан не покупать английские товары, не разговаривать по-английски, не работать в английских учреждениях. Прошло очень немного времени, и англичане вынуждены были уйти из Индии, потерпев политический и экономический крах. Безоружные нищие люди вынудили оккупантов покинуть их землю только силой своего патриотизма. Патриотизм есть единственно надежное и нестареющее оружие, с помощью которого страна всегда может отстоять свою независимость на любом уровне взаимодействия с внешним миром. Если патриотизма в народе нет, страна сразу становится зависимой от окружающего мира, поскольку отсутствие требуемого количества модных вещей импортного производства становится трагедией жизни для людей – потребителей, которые готовы продать душу кому угодно за мельчайшую подачку. Отсутствие патриотизма в среде производителей приводит к тому, что отечественные товары хуже зарубежных. Не патриоты предприниматели вывозят огромные капиталы и природные ресурсы за рубеж, не давая развернуться собственному производству. Не патриоты политики готовы за грош предать свой народ, а не патриоты журналисты постоянно охаивают и очерняют свою родину, «освещая» только негативные явления (а их в любой стране сколько угодно) и пресмыкаясь перед теми, кто оплачивает их услуги. И т.д. и т.п. Страна, в которой отсутствует дух патриотизма, живет по принципу «сам себе могильщик». Достаточно посмотреть, с какой одержимостью, не брезгуя никакими средствами, американские политики борются за тот самый дух патриотизма в своей стране, который они с такой же силой и энергией стараются уничтожить в других странах, чтобы понять неоценимую значимость задачи воспитания патриотизма для выживания государства и укрепления его независимости. Перед нами есть еще один грандиозный пример, показывающий непреходящую значимость патриотизма для жизни страны. Этот пример нам дал Китай, проведя беспрецедентные по масштабу социальные эксперименты. Нам достаточно рассмотреть только ничтожно малый исторический отрезок времени, чтобы понять всю важность результатов этих экспериментов. Это отрезок от начала «культурной революции» (1966 г.) до наших дней. Культурная революция, которая делалась «руками» легко управляемой безграмотной молодежи, так называемых хун вэй бинов (буквально – красные охранники), ставила своей целью все ту же задачу «разрушить до основанья, а затем…». Внешне это опять-таки выглядело достаточно благородно и логично, ибо нельзя построить ничего нового, не убрав старое. Но в эйфории разрушения стали сносить все без разбору и в том числе нравственные и культурные ценности, являющиеся гарантом целостности и государственной независимости. Результат проявился мгновенно в виде хаоса во всех сферах жизнедеятельности страны. Нужно отдать должное китайским политикам и государственным деятелям, которые нашли в себе мужество признать ошибочность культурной революции и остановили процесс разрушения нравственных и культурных ценностей еще до подхода к роковой черте. Всем стало мгновенно ясно, что в этом мире нет ничего нового, что не было бы испытано веками жизненного опыта миллиардов людей, равно как и нет чудес. Главное ожидавшееся чудо не состоялось. Брошенная на произвол судьбы молодежь, невоспитанная, неграмотная и некультурная, конечно же, не могла сотворить чудо, т.е. придать стране новый импульс развития. Такая молодежь могла только разрушать. Это было понято быстро, и хун вэй бины в 1968 г., как по мановению волшебной палочки, были сметены с политической арены, да так быстро и умело, что об их тогдашнем существовании и деяниях большинство людей сейчас даже не подозревают. Затем начался другой эксперимент. В Китае стали поднимать дух патриотизма, утверждая, что такой древней цивилизации, как китайская под силу любые задачи, не говоря уже о производстве каких-то там материальных ценностей. Для людей, обладающих духовными ценностями, создать ценности материальные не представляет никакого труда, заявили китайцы и дружно взялись за дело. Результат не заставил себя долго ждать: весь мир заполонён китайскими товарами; Китай сохранил свою независимость; Китай сотрудничает со всеми, кто эту независимость уважает; Китай тихо и ненавязчиво продолжает свою экспансию во все страны мира, понимая процессы глобализации экономики по-своему. Китайцы идут не спеша, без суеты: к чему суетиться перед лицом бесконечной жизни. Но они идут, а мы, похоже, никак не можем понять, что мы споткнулись и лежим на земле, и что пора уже подниматься, останавливать своих доморощенных хун вэй бинов, а заодно и их усердных западных помощников, которым уж больно нравится эта наша российская «культурная революция», бесконечно затянувшаяся и позволяющая хозяйничать в громадной богатейшей стране как у себя дома по старому принципу «разделяй и властвуй». О важности патриотизма говорит и тот факт, что любые попытки восстановить идею патриотизма в стране мгновенно подвергаются нападкам западной и местной свободной (от угрызений совести) прессы. Вся эта братия, как заводные куклы, начинают истошно вопить об угрозе национализма и шовинизма в России, о российских имперских амбициях, о нарушении свобод граждан и о всякой другой подобной несуществующей реально чепухе. В связи с этим здесь и представляется необходимым еще раз поговорить о патриотизме и патриотическом воспитании, которое позволило бы четко обозначить границу между настоящими патриотами и теми, кто рядится в тоги патриотов с единственной целью обеспечить дискредитацию патриотического движения и на этом пробиться к «кормушке» или к власти. Известно, что само слово «патриотизм» в переводе с греческого означает любовь к родине, к отечеству и соотечественникам. Отметим, что согласно этому определению основой патриотизма является любовь, направленная вовне: к родине (месту, где родился, и роду, в котором родился), к отечеству (стране, где родился), к соотечественникам (к народу, в среде которого родился). Жизнь истинных патриотов часто сравнивалась мудрецами со сбором меда. Они никогда огульно не охаивали свое прошлое, бережно сохраняя всё лучшее, что было приобретено жизненным опытом. Оборотни от идеологии используют другую направленность любви – как жажды обладания. При использовании этой трактовки понятия любви, «патриот» – это не что иное, как паразитирующая сущность, которая, высосав в порыве «любви» к матери все содержимое ее груди и тут же забыв о ней, переходит к аналогичной любви к своему роду, потребляя его ресурсы для достижения своих целей, затем выходит на еще более высокий уровень потребления и, наконец, дорвавшись до ресурсов отечества, влюбляется по уши и в них. Горстка таких «патриотов», как показывает практика, способна в считанные годы обескровить всю страну. И единственно, что хочется произнести любому здравомыслящему человеку по поводу такого патриотизма – это «храни нас, Господи, от такой любви». Таким образом, для России, как и для любой другой страны, гарантом независимости являются нравственные основы общества и патриотизм народа как наиболее значимая реализация нравственных основ в практике общественного бытия. Задача патриотического воспитания является одной из главнейших, так как только на ее основе можно добиться устойчивого развития других аспектов жизнедеятельности, а именно: политических, экономических, материально-технических и т.п. При отсутствии патриотизма в обществе любой аспект его жизнедеятельности может быть легко разрушен внешними информационными, финансовыми или материально-техническими интервенциями. Концепция патриотизма может базироваться только на принципе «человек человеку – брат, друг и товарищ», поскольку патриотизм означает не только любовь к отечеству, но и соответствующие позитивные отношения с соотечественниками. Утверждение истинного патриотизма в стране может быть достигнуто только средствами воспитания и образования. Никакие другие методы и подходы не приводят к решению этой задачи, что видно из истории всех стран и цивилизаций. Невоспитанный и необразованный народ никогда не сможет стать истинным патриотом своей родины уже только потому, что для реализации патриотического поведения ему не будет хватать того самого потенциала знаний, умений и навыков, который и обеспечивается системами воспитания и образования. Перефразируя известное высказывание В.И. Ленина, можно доказательно утверждать, что настоящим патриотом может стать только тот, кто вобрал в себя все знания, накопленные человечеством. Поистине, только такие люди могут максимально ускорить развитие страны и добиться ее процветания, взяв на себя руководство менее подготовленными людьми.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |