|
||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Представление о человеке как основа идеологии
3.4.1. Человек, как и любой другой объект Мира, соответствует по своей структурной организации закону сохранения, т.е. имеет в своей структуре такие состояния материи, как вещество, энергия и информация, находящиеся во взаимно-однозначном соответствии и обладающие способностью перехода одного состояния материи в другое или третье. Т.е. масса может переходить в энергию и в информацию, а также наоборот. На понимании этих явлений основана вся атомная энергетика, ферментативные ядерные реакции синтеза Керврана, телепортация и множество других апробированных современной наукой явлений, возможность существования которых с позиций предшествующих научных парадигм ранее отрицалась.
3.4.2. В своей энергоинформационной составляющей человек может рассматриваться как пространственно-временной континуум, т.е. как объект, обладающий свойством бесконечного проявления своей сути во времени и в пространстве. Это положение имеет доказательство в виде принципа неопределенности Гейзенберга, из которого следует, что каждая элементарная частица вещества, с одной стороны, обладает свойством дискретности, т.е. обособленности от других, с другой – имеет волновой характер, что исключает возможность определения ее конкретных границ, по крайней мере, существующими физическими методами. Человек в целом по своим основным свойствам повторяет эти свойства элементарной частицы: с одной стороны, индивидуальность каждого человека и зримые границы его тела позволяют считать его вполне обособленным объектом, с другой – излучаемые человеком электромагнитные волны, другие физические поля и сигналы не имеют определённых границ, вследствие чего энергоинформационная составляющая каждого человека присутствует в любой точке пространства, что и дает право говорить о нем как о существе бесконечном в пространстве и времени.
Объясни путём сравнения, из сравнения многие поняли. Восточная мудрость Для сравнения можно взять какое-нибудь изобретение человека, поскольку он ничего еще не изобрел, чего бы не было в его собственном устройстве или в устройстве Природы. К примеру, мобильный телефон, который также имеет физическое «тело». Чтобы это тело подало признаки жизни, его нужно снабдить энергией, и мы вставляем в него батарейку. Но если в нём нет информационной системы – «сознания» мобильного телефона (микропроцессора, как модели мозга человека и SIM-карты, как модели памяти), он по-прежнему не может функционировать. Он ведет себя так же, как и человек, потерявший сознание.
3.4.3. Сутью человека (тем, что нельзя изменить) является его наиболее высокоорганизованная энергоинформационная субстанциональная составляющая, именуемая в религиозных системах «чистым сознанием» или «духом». Ее неизменность обеспечивается бесконечным по объему информационным содержанием, поскольку любые операции с бесконечностью, что наглядно показывает математика, всегда приводят к одному результату – бесконечности (за исключением не подходящего для нас случая, когда при делении бесконечности на бесконечность возникает неопределенность).
3.4.4. Суть человека недоступна для прямого научного исследования, поскольку нельзя изучить бесконечное с помощью конечных средств. В силу этого она познается наукой только дифференцировано (по частям), посредством изучения ее явлений. Напротив, сам человек, путем целеустремленного процесса самосовершенствования и используя себя в качестве инструмента познания бесконечной сложности (субъективный метод познания по Гегелю), способен осознать свою суть, чего и достигали все те, кого впоследствии называли Великими Посвященными, буддами, пророками, Учителями человечества...
3.4.5. Свойство континуальности (бесконечности) человеческой сути предопределяет и бесконечность его связей с Миром, что, в свою очередь, делает его существом социальным по определению. Неощущение, непонимание и деформация этих связей являются причиной всех типов социальных конфликтов и войн. Чем ниже по уровню развития человек, тем более он агрессивен, и напротив, самые выдающиеся представители рода человеческого, осознававшие все эти связи, всегда призывали к Любви ко всему сущему и к единению с ним. Они делали это даже в те драматические моменты их бытия, когда невежды распинали их на крестах или сжигали на кострах.
Для сравнения зададимся вопросом: «Может ли телефон работать, т.е. обеспечивать связь с другим абонентом, если в нем есть и батарея, и SIM-карта, но нет в мире других телефонов и самой телефонной сети?» Ответ знают даже младшие школьники. Но есть много больших взрослых дядей и тётей, которые «обвешаны этикетками» больших учёных, но имеют на этот вопрос иной ответ. По их мнению, телефон при отсутствии сети будет работать. Жаль только, что результатом этой работы никто не сможет воспользоваться.
3.4.6. Каждое конкретное проявление сути человека или, можно сказать, её воплощение (вхождение во плоть) в виде цельного масс-энергоинформационного комплекса, именуемого во всех основных системах знания «человеком», является одним из бесконечного множества возможных. В связи с этим в плане выдвижения альтернативной гипотезы антропогенеза можно утверждать, что человек в процессе эволюционного развития не появляется (как по эволюционной теории), а проявляется, как это и рассматривается в альтернативных схемах антропогенеза. Наглядным примером к этому утверждению является внутриутробный период онтогенеза, в процессе которого одна и та же сущность качественно и многократно изменяет свою форму, прежде чем появиться «на свет» в привычном для всех человеческом виде. Детально исследованные компетентными комиссиями многочисленные факты спонтанного вспоминания детьми своего предшествующего опыта и доказанная возможность такого вспоминания взрослыми (под воздействием глубокого гипноза или путем использования измененных состояний сознания) также свидетельствуют в пользу целесообразности выдвижения такого положения в составе аксиоматического базиса человековедения в целом и данной Концепции в частности.
Одна и та же SIM-карта может быть вставлена в телефон любой формы, любого производителя и работать до тех пор, пока есть сеть. Правда, нерадивый хозяин может разрушить её, подвергнув грубому воздействию, как это порой делают люди, убивая свое сознание наркотиками.
3.4.7. Отличие одного человека от другого определяется количеством и качеством пережитых конкретной сущностью проявлений (воплощений) и определяет индивидуальность человека, откуда и смысл понятия «индивид» - носитель своего индивидуального, уникального жизненного опыта. Таким образом, индивидуальность в нашем понимании есть результат накопления и интеграции в энергоинформационных системах памяти и сознания человека всех результатов бытия конкретной человеческой сущности вне зависимости от использованных форм этого бытия.
3.4.8. В силу конечности (ограниченности возможностей) сенсорных систем восприятия, входящих в структуру тела человека, обычный (среднестатистический) человек, в своей конкретной реализации, не пройдя специальной подготовки, не может воспроизвести (вспомнить) детали прошлого опыта, вследствие чего возникло ложное представление о том, что «…жизнь дается человеку только один раз…». В контексте этого представления и для иллюстрации его ошибочности можно было бы утверждать, что у человека отсутствовал целый ряд периодов его жизни (внутриутробное развитие, раннее детство и т.п.) только потому, что в зрелом возрасте он ничего о них не помнит. Таким образом, отсутствие возможности вспоминания обычным человеком подробностей своего опыта, предшествовавшего данной реализации (что сделано Создателем во благо самому этому человеку), не может служить основанием для неприятия самой идеи существования такого опыта.
Хватит о телефонах, у человека есть много других изобретений. Возьмем компьютер – просто замечательная модель человека. Его глаза – web-камера и сканер, уши – микрофон, руки – перифирийные устройства (клавиатура, принтер), энергосистема – блок питания, сознание - операционная система, память – есть и оперативная, и долговременная, срез памяти – изображение на мониторе... Чем не человек? Можно ли вместить в оперативную память все, что есть в операционной системе, на винчестрах, дисках, флэшках и т.п.? Кто скажет «Да», тот двоечник. Может ли компьютер выводить на «экран» своего сознания одновременно все, что он делал во время прошлых включений (жизней)? Если бы он это сделал хотя бы раз, его тут же выбросили бы на свалку. Это техническая интерпретация важнейшего психологического принципа «здесь и сейчас». Помнить «Всё» могут только супер суперкомпьютеры, перерабатывающие информацию Интернета в разведывательных целях. Их оперативная память исчисляется сотнями терабайт. На земле их немного. Не очень много и людей на Земле, помнящих всё, но они есть. Возможности обычного человека в этом плане сродни возможностям бытового компьютера, он даже свои сны не в состоянии запомнить, а между прочим, каждому человеку они снятся каждую ночь в изобилии.
На самом деле представление об одной жизни может быть справедливым, если под словом «жизнь» понимать только конкретное воплощение в конкретном теле. Именно эта конкретная жизнь бывает действительно только один раз.
3.4.9. Феномен проявления в конкретной жизненной реализации только частных характеристик человеческой индивидуальности (черты характера, направленность и т.п.) обусловил появление такого психологического и социологического понятия как «личность». Под личностью в настоящей работе понимается «проекция» (частичное проявление) индивидуальности в область конкретных социальных и природных условий рассматриваемой жизни человека. В отличие от человека в целом личность, по ее настоящему определению, конечна в смысле длительности своего существования. Она существует только один раз, поскольку каждая новая проекция одной и той же индивидуальности на комплекс жизненных условий будет отлична от предыдущей уже только потому, что комплекс условий нового бытия отличен от прошлого (каждый раз новое тело, новый мозг, новое социальное окружение и т.д.). В силу этого факта и с учетом структуры сознания человека (см. ниже), в ряде систем знания понятие «личность» заменяется понятием «иллюзия личности», потому что она сама – явление временное, а вот опыт, накопленный этой личностью, вечен, бессмертен.
Возьмем какую-нибудь «индивидуальность», например отрезок прямой линии, и будем рисовать её проекцию на различные поверхности (условия бытия). Её проекция на плоскость может быть линией другой длины, а при перпендикулярном расположении линии относительно плоскости её проекция превращается в точку, т.е. по этой проекции вообще невозможно даже предположить, что из себя представляет индивидуальность. Проекция на кривую поверхность также даст изображение, не соответствующее прямой линии. Резюме: проявления одной и той же индивидуальности могут коренным образом отличаться друг от друга, поэтому личность есть всего лишь иллюзия индивидуальности. Все те, кто посвятил свою жизнь самосовершенствованию, всегда стремились к одной цели в жизни – расширить свое сознание настолько, чтобы можно было вспоминать и пользоваться осознанно всем опытом своей индивидуальности. Это и называется стремлением к Истине. Те, кому она стала доступна, являются универсальными специалистами. Вспомним Леонардо Да Винчи, Михаила Ломоносова и многих других великих, просвещенных светом этой Истины. В XVII веке один из великих учителей человечества воплотился в образе немецкого сапожника Якоба Бёме. «Сапожник» тачал сапоги и между этим делом писал философские труды, которые и поныне слабо понимаются в области научного знания. Философы причислили его к своему сообществу, но это не прибавило им способности даже в наши дни до конца понять то, о чем писал «сапожник» Я. Бёме.
3.4.10. Модель человека, всегда присутствовавшая в «вечной философии», имеет структуру холархии, т.е. такую иерархическую структуру из отдельных холонов, (холон – устойчивая система, обладающая свойством самоорганизации), в которой каждый холон включает в себя все холоны более низких уровней организации, а сам входит в холон более высокого уровня организации. Такая модель может быть изображена в виде некоторого количества концентрических окружностей (рис.2). Таких окружностей можно рисовать много, углубляясь внутрь – до атомов и элементарных частиц, увеличивая степень детализации, включая в модель ум, разум, интеллект или расширяя область охвата до бесконечности, поскольку каждый холон – «человек» – входит в холон – «человечество» и.т.д.
Рис.2. Модель человека в виде холархии
Эту модель можно упростить: до квадры – дух, душа, разум, тело; до триады – дух, душа, тело (или вещество, энергия и информация); до диады – проявленное (ощущаемое сенсорными системами) и непроявленное (не ощущаемое сенсорными системами, например как потоки радиосигналов в телевизоре). Каждая модель может быть проблемно-ориентированной, т.е. для рассмотрения конкретной проблемы нужна вполне определенная модель. Например, мы можем изобразить человека в виде трезубца или буквы пси – символа психологии (рис.3).
Я (личность, субъект)
Суть (основа индивидуальности)
Рис.3. Модель человека, предложенная Е.Д. Марченко
Из этой модели хорошо видны взаимоотношения между структурными компонентами человека: рукоять трезубца – Суть – обеспечивает единство структуры, но каждый зубец имеет определенную свободу. Если Я тяготеет больше к информации, Имя процветает, становится известным в результате научных, организаторских или политических достижений личности, а Тело в запустении, поскольку само по себе у обыкновенного человека оно не способно к самоорганизации. Если Тело берет власть над Я и тянет его в свой любимый мир телесных удовольствий, прощай карьера и наука, Имя угасает в неизвестности. Пример такого исхода – целые сообщества, с позволения сказать, людей, которые имеют грушевидную форму, вечно что-то жуют, способны лишь на алгоритмизированный труд и совершенно беспомощны без калькулятора и теплого туалета. Для таких людей специально изобрели холодильник, который сам себе заказывает продукты по Интернету (это не шутка). Смысл демократии для таких людей заключается в величине бесплатной сосиски, которые раздаются кандидатами в президенты во время партийных съездов и других агитационных компаний. Из этой же модели хорошо видно, каким должен быть современный человек: Я должно быть независимым ни от Имени, ни от Тела. Я должно расти само, растить Имя и тренировать Тело, постоянно заставляя его работать, ибо «Если тело ленится пахать и как младенец сытый бьет баклуши, душе придется с голоду сдыхать, отбросы жрать, чужие грабить души». Юнна Мориц
Кроме того, Я должно не только постоянно помнить о своей Сути, но и пребывать в контакте с ней с помощью специальных психологических техник. В этом и есть смысл идеи движения разумного Человека к равновеликости во всем с помощью интегральных практик. Можно взять несколько иную модель и высветить другие аспекты человеческого развития. Например, возьмем триадную модель: человек как структурное единство духа, души и тела. Опять-таки, в равновеликом человеке все составляющие этой структуры развиваются синхронно, гармонично. Но для этого, прежде всего, человек не должен отрицать, что у него есть все эти структуры, тогда он найдет и способ их развития. «Телесный» человек, забывший о душе и духе, описан выше. Цели его жизни замыкаются на ублажении тела, а разум находится в полуживом состоянии и используется преимущественно для обслуживания тела и его прихотей. «Душевный» человек прекрасно проявляет себя в сфере чувств и искусства, если при этом дух не развивается (первый признак – отсутствие силы воли и способности понимать философию), телу тоже не сладко, поскольку оно часто уничтожается легальными или нелегальными наркотиками, которые применяются из-за неспособности удержать волевым усилием большие энергии творчества. Например, многие артисты после концертов не могут обойтись без сброса «лишней» энергии с помощью спиртного, табака, секса… А меж тем именно эта энергия, подкрепленная силой духа и разума, может дать человеку огромный успех в развитии. Но представители «богемы» даже не понимают, что они пребывают в глупом цикле, как белка в колесе: работая над собой, они стремятся к слиянию с публикой, к получению этой силы искусства, но, получив ее, тут же теряют, пропивая, прокуривая …, чтобы завтра опять устремиться к ее достижению. Чтобы понять, насколько такое зацикливание опасно, достаточно вспомнить любимого народом барда, который смог вырваться из этого цикла только путем смерти. «Духовный» человек, но со слабым развитием души и тела, обладает большой волей, прекрасно чувствует себя в понятийных аппаратах, в философии, но не чувствует мир эмоционально, в связи с чем может быть очень жёстким с другими людьми, слабо понимать их и быть ими не понимаемым. Воины сильны и духом, и телом, но если у них слабо развита душа, проявляющаяся через эмоциональность человека и через способность управлять этой эмоциональностью, они могут идти к своей цели «по трупам», даже не замечая того, что у них под ногами. Из таких людей делают терминаторов. Как видно из этих примеров, для целей построения молодежной политики остро необходимо применение множества проблемно-ориентированных моделей. Нельзя отказываться ни от одного достижения в познании человека. Только тогда можно успешно идти к решению задачи его всестороннего развития, когда все эти стороны известны. Стоит только проигнорировать что-нибудь одно, и мы можем получить очень развитого монстра, который нанесет много вреда, прежде всего себе, но, конечно же, и другим.
3.4.11. Развитие человека, как это следует уже из приведенных выше моделей, – это процесс совершенствования всех структурных составляющих человека, главным результатом которого является расширение сознания человека, проявляющееся в способности принимать безошибочные, целесообразные решения (приводящие к запланированному результату) при управлении системой более высокого уровня сложности (по отношению к ранее достигнутому уровню). Под «сознанием» здесь понимается не «функция мозга» (как это трактовалось в рамках первой научной парадигмы), а энергоинформационная субстанция, входящая в структуру человека и осуществляющая функции управления им на уровне осознаваемых и неосознаваемых процессов. Расширение сознание – это рост его вместимости, т.е. процесс, при котором обеспечивается возможность восприятия и анализа большего количества объектов за счет переноса точки рефлексии из области уже привычно осознаваемых человеком процессов и объектов в область ранее неосознаваемых. Характерной особенностью расширенного сознания является его метасистемность, выражающаяся в способности подниматься в осознании мира не только выше чувственных восприятий, но и выше логических построений. Выйдя на этот уровень, человек сталкивается с фактами, которые не могли быть восприняты чувствами и не могли быть осознаны логическим путем. Стремление к приобретению такой способности сознания лежит в основе всех основных школ человеческого развития.
Итак, расширение сознания означает способность вместить в него систему все большей и большей сложности. Здесь речь идет о всевозможных системах: природных, техногенных, социальных, гибридных. Примером возрастания сложности социальных систем может служить такая последовательность: семейная пара, семья, малая группа, трудовой коллектив, предприятие, группа предприятий, район, город, областной центр, регион, государство. Разумеется, любое из этих понятий, например понятие «трудовой коллектив», в свою очередь может вмещать в себя множество вариантов социальных систем различного уровня сложности в зависимости от критерия оценки этого уровня. (Например, в качестве критерия сложности может быть выбрано количество человек, входящих в социальную систему). Если система вмещается в сознание человека, он может быть её успешным управленцем. Если нет, он пытается управлять методом проб и ошибок. В этом случае лучше подобрать другого руководителя, обладающего сознанием соответствующего «размера» или, лучше сказать, объема. Другой пример, хороший психолог или врач это тот, кто способен вместить в себя пришедшего за помощью. Все настоящие специалисты в области развития человека рекомендуют начинающим осознанно развиваться начинать только с себя, повышая сложность своей собственной системы управления, которая должна вырасти от уровня полного управления телом, через полное управление порывами души, до управления собственным духом. Как узнать, достигли ли мы полного управления телом? Разумное управляемое тело никогда не болеет и легко переносит любые климатические условия (жару, холод и т.п.) без помощи посторонних для него вещей (одежда, обогреватели, зонтики и т.п.). Пример такого управления показал Порфирий Корнеевич Иванов, а как этого достигнуть описал в своём одностраничном труде «Детка». Конечно, здесь не имеются в виду те болезненные состояния тела, которые связаны с его трансмутацией при духовном росте, хотя и эти состояния могут быть управляемыми. Человек, который достиг полного контроля над своей душой, всегда радостен, полностью управляет своими эмоциями, никогда ни на кого не обижается. Его душа процветает в этой радости, не будучи угнетаемой завистью, злостью, досадой, подозрительностью и другими эмоциями, свойственными недоразвитой, неуправляемой, слабой душе. Развитому духу подвластны все четыре угла квадрата человеческого знания. Воля такого человека непоколебима, а понимание Мира достигает такого высокого уровня, который обозначается одним словом – «познавший». Существует множество путей развития. Об этих путях написаны тысячи книг, но лишь немногие из них написаны теми, кто этот путь прошел до конца. Главная сложность пути – видеть ориентиры. Часть из них описана выше, но каждый видит свои персональные маяки, используя мир как знак, свое тело как знак, свою душу и свой дух. Тело заболело, значит пошел не туда. Защемило сердце – душа подает знаки, не суетись. Дух в смятении и подавленности – осмотрись. Приведи в чистоту тело, душу и дух, познаешь главный маяк на пути – Истину. 3.4.12. Развитие человека осуществляется только в процессе его осознаваемой деятельности, поскольку в других случаях процесс осознанного принятия решений отсутствует, т.е. «знание» не подкрепляется «бытием».
Знание и бытие – две философские категории, непосредственно связанные с развитием человека. Эти категории также представляют собой некое единство противоположностей. Можно много знать, но ничего из познанного не «прожить», т.е. не испытать на своем собственном опыте. Ценность такой стратегии жизни не велика, она не обеспечивает развития, что можно пояснить на любом примере. Представим себе отличного студента, полностью освоившего всё медицинское знание, но не имеющее опыта его применения. Можно ли довериться такому хирургу, который никогда в жизни не держал в руках скальпеля, но знает абсолютно всё о хирургии. Думается, что любой человек понимает опасность такого эксперимента. Обратный вариант также нежелателен: человек, великолепно владеющий скальпелем, но не знающий тонкостей хирургии, не может быть успешным. Ему также опасно доверять свою жизнь. Таким образом, суть развития заключается именно в единстве, можно сказать в балансе, использования этих двух категорий. Что узнал, то испытай на опыте, в деятельности; если спонтанно что-то сделал, получил какой-то опыт, «прожил», узнай – что это было? Как говорится, разбери по косточкам, проанализируй, выяви причинно-следственные связи, закономерности, законы и т.п. Стратегия баланса знания и бытия обеспечивает максимальную скорость развития, и это касается не только каждого отдельного человека, но и любой социальной организации – от семьи до государства и человечества в целом.
3.4.13. Любая деятельность человека всегда приводит только к одному из двух возможных результатов: развитию или деградации. Соответственно, любая иерархическая структура целей, составляемая человеком по отношению к своему существованию, всегда имеет своей высшей целью либо развитие, либо деградацию. Нейтрального состояния нет, нейтральных целей нет, поскольку Мир находится в непрерывном движении, из которого человек как часть этого Мира выпасть никак и никуда не может. Человек разумный всегда знает, куда он идет.
3.4.14. Под термином «деятельность» здесь понимается любой процесс, приводящий к изменению внутреннего или внешнего миров человека, т.е. процесс, сопровождающийся результатом его протекания. Определение жизни по И.Р. Пригожину позволяет утверждать, что человек постоянно пребывает в состоянии деятельности, поскольку сама суть жизни человека – никогда не прерывающиеся целенаправленные обмены веществом, энергией и информацией, всегда приводит к изменению Мира. Существующая и ныне в психологии другая теория деятельности и деятельностный подход рассматривают в качестве своего предмета только деятельность, фиксируемую сенсорными системами. Именно с помощью этого ущербного подхода людей совсем недавно делили на людей труда (рабочих и крестьян) и на людей не трудящихся – служащих и интеллигенцию, иными словами – бездельников.
3.4.15. В силу своей многогранности деятельность человека наукой подвергается дифференцированию и классификационному анализу. При этом существует множество классификационных систем и критериев, например система классификации профессиональной деятельности. Для целей данной Концепции важнейшим классификационным критерием деятельности является ее сложность, которая может быть оценена путем сравнения порядка уравнений, описывающих модели выбранных видов деятельности. По этому критерию деятельность может быть условно подразделена на три основных вида: – двигательная или «моторика» – относительно простая деятельность, осуществляемая с помощью опорно-двигательного аппарата и моделируемая робототехническими устройствами; – интеллектуальная – деятельность средней сложности, – мыслительные операции с информацией в системе того или иного языка, успешно моделируемые в настоящее время с помощью компьютерных технологий; – информационная – предельно сложная – непосредственные операции с информацией, не облаченной в языковую форму, т.е. операции в виде непосредственных энергоинформационных обменов (ЭНИО). Условность такого подразделения заключается в том, что деятельность нижнего уровня сложности всегда происходит одновременно с деятельностью верхних уровней и реальное разделение этого процесса на составляющие невозможно. Указанная классификация наглядно проявляется только в направленности фокуса внимания субъекта деятельности и в результатах этих трех видов деятельности. Результатом двигательной активности человека является перемещение объектов в пространстве или изменение их формы. Для наглядности и простоты дальнейших логических построений этот результат можно условно соотнести с понятием «дело». Результатом интеллектуальной деятельности является «слово», но не в смысле части текста между двумя интервалами, а в смысле результирующего отображения полученной информации средствами используемого языка (по В.В. Налимову). Результат информационной деятельности, которую есть большой соблазн назвать «духовной», в целом не может быть зафиксирован непосредственно в системе конечного языка, поскольку здесь мы имеем дело с бесконечным. Наиболее явным косвенным отображением этого результата, на наш взгляд, является мысль.
3.4.16. Приведенная классификация деятельности позволяет получить путем простого логического вывода важный метод гармонизации психического состояния человека – через приведение во взаимно-однозначное соответствие структуры деятельности. Это соответствие доступно самонаблюдению через структуру продукта деятельности и соответствует состоянию тождественности мысли, слова и дела. Такая триадная модель деятельности и её продукта может быть изображена в виде двух треугольников, как показано на рис. 4.
ЭНИО Мысль
Рис. 4. Структурные модели деятельности и её продукта
Представим компьютер, у которого нет совпадения «мысли», «слова» и «дела». Иными словами: процессор выполняет одни операции, на экране монитора отображается не соответствующая информация, а принтер печатает вообще нечто третье. Судьба такого компьютера вполне очевидна. В лучшем случае он останется «жить» в виде экспоната. За счет огромных резервных возможностей психики она (психика) похожа на многопроцессорный компьютер, который может думать одно, говорить другое, а делать третье. Тем не менее, и у такого компьютера есть проблемы, связанные с десинхронизацией. Опять-таки, как и у компьютера, результативность деятельности замедляется, т.е. скорость решения задач становится меньше. И это самый благоприятный исход. В худшем случае, компьютер «зависает» и его надо перезагрузить, т.е. выключить, а затем включить заново. Перезагрузить человека, так же как и компьютер, невозможно, поэтому его психика при таком несоответствии мысли, слова и дела, к сожалению, со временем разрушается. Это одна из причин старения тела.
3.4.17. Управление человеком своей деятельностью также относится к проблемным вопросам вследствие существования фильтра осознаваемого восприятия, не позволяющего вывести на осознаваемый уровень восприятия информацию обо всех управляющих воздействиях, которые, согласно используемой модели, поступают в систему «человек» по всем трем каналам обменов (веществом, энергией и информацией). Особую сложность представляют в этом аспекте скрытые обмены, например неконтролируемый прием управляющей информации, поступающей на носителе другого рода – веществе или энергии.
3.4.18. В своей жизнедеятельности человек находится под непрерывным управляющим воздействием трех главных факторов: среды обитания, наследственности и своего сознания. Под средой обитания здесь понимается окружающий человека Мир во всех его ипостасях и проявлениях. Под наследственностью здесь понимается не только генотип человека, но и унаследованный человеком от прошлых проявлений (воплощений) опыт, который можно назвать предшествующим опытом. Именно о нем древние греки говорили: «Все мое ношу с собой». Воздействие предшествующего опыта на актуальную реализацию человека неизбежно, поскольку в противном случае наблюдался бы разрыв причинно-следственных связей в жизнедеятельности человека, или, иными словами, терялся бы смысл предшествующего бытия.
3.4.19. Важнейшие функции среды в развитии человека – создание условий, необходимых для его развития и тестирование устойчивости достигнутых им результатов. В качестве условия первостепенной важности, необходимого для развития человека, выступает создаваемый средой комплекс препятствий, опыт преодоления которых и составляет суть человеческого развития. Чем больший уровень развития достигается человеком, тем более сложный комплекс препятствий выдвигается средой. Этим механизмом обеспечивается непрерывность развития. Тестирующая функция среды проявляется в системе «искушений», т.е. в создании и предъявлении человеку комплекса телесных удовольствий. Человек, переходящий из системы с препятствиями в систему с телесными удовольствиями, затормаживается или останавливается в своем развитии. Длительное использование комплекса таких удовольствий неизбежно приводит к утрате достигнутого уровня развития. В силу недоступности для восприятия всего комплекса причинно-следственных связей в мире событий, а также эмоциональной неустойчивости психики средне развитого человека, он оказывается неготовым пребывать постоянно в среде препятствий, т.е. в развивающей среде, воспринимая происходящее как «сплошное невезение» и теряя при этом жизненный потенциал. Периодически получаемый комплекс удовольствий, отдыха в таких случаях играет другую – восстанавливающую функцию, которая после своей реализации немедленно переходит в функцию тестирования. После достижения определенного уровня развития человек воспринимает препятствия адекватно, т.е. с пониманием сути происходящего и без потери состояния внутренней психической уравновешенности. Благодаря этому он не теряет жизненного потенциала, а повышает его, преодолевая препятствия. Это уменьшает необходимость длительного пребывания в гедонических состояниях сознания (состояния удовольствия) и ускоряет его развитие.
3.4.20. Комплекс наследственности (генотип и предшествующий опыт) не детерминирует, но предобуславливает ход жизни человека, повышая вероятность возникновения одних событий и понижая вероятность других. Для обыденного сознания отличие между детерминизмом (жесткой предопределенностью) и предобусловленностью практически незаметны, поскольку оно не имеет опыта реального управления своей жизнью, для чего необходимо все время видеть причинно-следственные цепочки событий и явлений, по-простому говоря, знать – почему происходят события, т.е. все время читать Мир как знак. Поэтому в быту существуют такие понятия как «судьба», «злой рок», «везение» и т.п. Существование судьбы, как системы жесткого детерминизма, лишило бы человека смысла его бытия – восхождения от амебы до божественной сущности.
3.4.21. Развивающийся индивид – это человек, сознание которого способно фиксировать, осмысливать, контролировать и корректировать воздействия среды и наследственности, направляя их на свое развитие.
3.4.22. Процесс развития обеспечивается также тем, что любой человек вне зависимости от рассматриваемой ситуации имеет свободу принятия решений. Это единственная свобода, которая реально есть у каждого человека. Другие виды свободы (экономическая, слова, передвижения и т.п.) всегда относительны или вообще иллюзорны.
3.4.23. Свобода и долг взаимодействуют друг с другом по закону «отрицания отрицания». Свобода в каждом из аспектов ее рассмотрения является отрицанием этого же аспекта долга до момента принятия решения, после которого она переходит в долг, отрицая свободу. Напротив, исполнение решения, если оно принято не на весь срок конкретного бытия личности, уничтожает в сознании человека долг, заменяя его соответствующим аспектом свободы. (Это одна из причин, по которой человек не помнит своей прошлой реализации). Например, молодой человек, не выбравший себе пару для семьи, свободен, в этом смысле, до произнесения брачного обещания быть верным. После чего этот аспект свободы можно получить только после завершения существования в виде данной личности или по взаимному неконфликтному согласию сторон, принимавших участие в принятии этого решения. Прекрасной литературной иллюстрацией этого положения является повесть А.С. Пушкина «Метель», в которой великий поэт и писатель показывает огромную важность соблюдения человеком системы свобод и долгов. «Долг платежом красен», - гласит русская пословица. Человек никогда не должен забывать народной мудрости, ибо его источником является Истина.
3.4.24. Нарушение человеком системы свобод и долгов запускает механизм саморазрушения его сознания, затормаживая, останавливая или поворачивая вспять развитие человека (в зависимости от значимости не исполняемых долгов). Поэтому Дельфийский оракул на вопрос «Как угождать богам?» отвечал: «Живите по полисным законам» (законам, принятым в городе), т.е. с учетом уже принятых социумом решений, по отношению к которым свобода уже автоматически перешла в долг.
3.4.25. Принятие решений является основой развития человека в силу того, что оно всегда проблемно. Суть проблемы принятия решений кроется во всегда существующем недостатке информации, необходимой для принятия решения, а также в избытке мотивов и неупорядоченности их отношений. Недостаток информации обусловлен наличием в системе «сознание» фильтра осознаваемого восприятия, который пропускает на уровень рефлексии и осознанного осмысления лишь ничтожную часть информации, поступающей в систему «человек». Как правило, это часть информации, поступающей через сенсорные системы, направленные на восприятие внешнего Мира. Информация от внутренних сенсорных систем (об управлении опорно-двигательным аппаратом, пищеварением и т.п.) осмысливается чрезвычайно редко, например когда она приходит в виде боли. Информация от экстрасенсорных систем также редко фиксируется на осознанном уровне и обычно квалифицируется как интуитивное озарение, когда на осознанный уровень выходит не сама первичная информация, а уже какой-то результат ее обработки, совершенной на уровнях неосознаваемого. Фильтр осознаваемого восприятия исполняет роль защитного механизма, подавая на уровни осознаваемого только тот объем информации, который способен обработать и пропустить через себя мозг конкретного человека, выполняющий в системе «человек» функции связующего звена между сознанием и телесной формой человека. Наиболее наглядно эти функции смоделированы в компьютере, где процессор и графический адаптер играют роль такого интерфейса. Чем большим быстродействием и большей оперативной памятью обладает графический адаптер, тем большее количество информации может быть выведено из операционной системы (сознания компьютера) на внешнее устройство – монитор. Недостаток информации приводит к борьбе гипотез в сознании личности, а избыток мотивов, хаотически взаимодействующих друг с другом, приводит к соответствующей борьбе мотивов в процессе принятия человеком решений. Отсюда непосредственно проявляются два основных направления развития: комплексное совершенствование всех систем человека, направленное на расширение фильтра осознаваемого восприятия, и нравственное и этическое совершенствование личности, в результате которого формируется упорядоченная, иерархически выстроенная система мотивов, в идеале исключающая их борьбу в процессе принятия решений.
3.4.26. Если управление мотивационной сферой освоено самосовершенствующимся человеком, то процедура принятия им решений сводится, прежде всего, к поиску истины, даже если это не всегда осознаётся, поэтому иерархически высшей целью существования развивающегося человека является познание Истины, что и является ключом к решению всех возможных задач и проблем, поскольку все они от невежества.
3.4.27. Проблема управления решается в том же ключе, что и проблема принятия решений, т.е. путем управления мотивами и расширения полосы пропускания фильтра осознаваемого восприятия: путем изучения, освоения и доведения до устойчивых навыков таких жизненно важных механизмов обеспечения безопасной жизнедеятельности человека, как осознанные самоконтроль, самоанализ, саморегуляция и самоорганизация в деятельности. Без осознанного использования этих механизмов человек всегда находится под угрозой внешнего, несанкционированного им управления и программирования его деятельности.
3.4.28. Информация, проникающая в сознание человека по всем каналам (сенсорным и экстрасенсорным), аккумулируется в системах памяти на уровнях осознаваемого и неосознаваемого, формируя комплекс коренных причин (лежащих в корнях, из которых вырастут будущие события). Он и является основанием предобусловленности бытия. Этот комплекс представляет собой основу того управляющего фактора, который определен здесь как «наследственность», поскольку любая причина имеет своим продолжением следствие.
3.4.29. Человек, чей комплекс коренных причин основан на негативной информации (о правонарушениях, насилии, убийствах и других безнравственных, асоциальных поступках), становится предрасположенным к совершению таких поступков, о чем наглядно свидетельствует американский опыт пропаганды насилия, в результате которого, например, неоднократно школьники как бы немотивированно расстреливали своих соучеников по «пустяковым» поводам. В этой связи огромная ответственность ложится на средства массовой информации, которые буквально утопили население страны в негативной информации, результаты чего мы наблюдаем повсеместно. Особо уязвима в этом плане молодежь, поскольку на этапе взросления происходит «вживание» индивидуальности в тот социум, где она в настоящем проявлении актуализируется, что в психологии называется становлением личности. Пребывание в негативном информационном потоке актуализирует негативную компоненту индивидуальности и запускает процесс ее наращивания. Если органами управления ставится задача развития государства и его граждан, воспитание молодого поколения должно происходить на фоне преобладания позитивной информации или, в крайнем случае, в результативно нейтральном информационном потоке, где негативная информация компенсируется соответствующим объемом позитивной, что всегда соответствовало структуре русских сказок, на которых воспитывались целые поколения интеллигентных людей.
3.4.30. Поскольку человек является социальным существом, огромное значение для периода его социального становления имеют принципы управления социальными системами. В русле определения молодежной политики можно выделить три принципа, которые поглощают в себя все остальные: – тоталитарный (который в разные времена назывался и по-другому: административно-нажимной, авторитарного управления и т.п.) – принцип, основанный на единоличном управлении и на идее о примате цели над средствами (как говорил Н. Макиавелли: «Цель оправдывает средства»); – экономический, осуществляемый под девизом «все, что ни делается, должно приносить прибыль»; – гуманистический или принцип развития, главная идея которого – обеспечение развития личности и общества. В «чистом» виде ни один из этих принципов при современном состоянии массового сознания не может быть реализован отдельно от других, и в реальном социуме эти принципы образуют треугольник взаимодействия друг с другом, но не на паритетных началах. Применительно к молодежи иерархически высшим принципом должен быть принцип развития, а другие два должны составлять основу для его реализации. Тотальное применение экономического принципа, как показала мировая практика, приводит к уничтожению среды обитания, нравственному растлению молодежи и последующему разложению и деградации всего социума в целом. Причина такого явления заключается в непонимании смысла существования жизни на земле, ибо человек появился на свет, живет и развивается не для получения прибыли, а живет и получает прибыль для обеспечения развития как своего собственного, так и социальной системы в целом. В литературной интерпретации эта альтернатива звучит так: «жить, чтобы есть», или «есть, чтобы жить». Первое высказывание описывает замкнутую систему, лишенную смысла существования в мире открытых систем. Второе соответствует открытой системе, для которой может быть определено бесконечное, иерархическое множество личностных смыслов (целей) существования.
3.4.31. В философской и научной системах знаний обозначены три основных принципа отношений в системе Человек и Мир: антропоцентризм, экоцентризм и холизм. Многовековое культивирование антропоцентризма, согласно которому «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача», уже привело к фатальной деградации среды обитания человека. В то же время экоцентризм, имеющий в своем активе язычество и другие формы рабского преклонения перед неизвестным, скрытым под именем Природа, является другой крайностью. В связи с этим в вопросе определения места Человека в Мире представляются целесообразными пропаганда и реализация принципа холизма (единения), согласно которому Природа и Человек едины в своем эволюционном развитии и существуют друг для друга, в связи с чем важнейшей задачей человека является сохранение существующей и восстановление уже уничтоженной части естественной природной среды обитания. Это представление о месте человека в Мире получает дальнейшее развитие в двух других принципах. Принцип глобального эволюционизма: в Природе эволюционируют все ее составляющие – от минералов до высших форм существования материи. Человек не является исключением из этого правила, поэтому главной его задачей является осознанная синхронизация с общим эволюционным процессом. Принцип углубленной экологии: синхронизация человека с общим эволюционным процессом возможна только при его глубинном проникновении в суть Природы, достигнутом при этом понимании происходящих в ней процессов и переходе с позиций насильственного взятия «милостей от природы» к позиции сотрудничества с ней в достижении общей цели эволюционного процесса. Рассмотренная система взглядов является достаточной, устойчивой платформой для формирования молодежной политики. Как совокупность логически обоснованных идей она и является идеологией развития страны, желающей процветания и развития своему народу. Утверждения об отсутствии в России идеологии являются вражеской дезинформацией или проявлением невежества.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.029 сек.) |