|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Опыт и научение
Королларий об опыте заставляет нас серьезно подумать о теме научения. Когда мы принимаем предположение, что система истолкования у человека меняется по мере того, как он последовательно истолковывает повторения событий, вместе с предыдущим предположением, согласно которому курс всех психологических процессов прокладывается по истолкованию человеком событий, то можно считать, что мы достаточно хорошо «захватили в вилку» тему научения. То, что обычно называли 'научением', было предусмотрено нами с самого начала. Предполагается, что научение происходит. Это заложено в образованной нашими допущениями структуре данной системы. А потому вопросы о том, имеет ли место научение или нет, что является выученным, а что таковым не является, больше не служат предметом обсуждения в рамках предложенной нами системы. Разумеется, если мы захотим выйти за пределы этой системы и вести дискуссию в рамках других систем, мы можем примкнуть к той или другой точке зрения на эти вопросы. ' Уже виденное (франц/ - (Прим перге) Теория личности Суть нашего предположения состоит в том, что научение не об-< разует особого класса психологических процессов; оно синонимично любому и всем психологическим процессам, вместе взятым. Научение вовсе не есть нечто происходящее с человеком при случае; это как раз то, что делает его человеком в первую очередь. Чистый эффект включения научения в предположительную структуру психологической теории выражается в удалении всей этой темы из области последующего дискурса. Возможно, некоторых читателей испугает такой поворот событий. К настоящему времени психология инвестировала немалые «капиталы» в исследования этой темы и, естественно, рассчитывает на хороший «дивиденд». Но инвестиции психологии не полностью обесцениваются новым набором предположений, даже если в большинстве своем такие исследования оказываются сомнительными при рассмотрении в новом ракурсе. Если это послужит хоть каким-то утешением, можно сказать, что научению, несмотря на его изъятие из обращения как специальной темы, отведено исключительное положение в психологии личных конструктов. Говоря языком администраторов, ему «дали почетную отставку». Итак, что же происходит с почтенными законами научения и с теми родственными понятиями, которые позднее выросли в славном семействе научения? Многое! Давайте еще раз посмотрим на то, что мы подразумеваем под 'истолкованием' и 'системой'. Истолкование -это способ видения событий, который заставляет их выглядеть регулярными. Благодаря истолкованию событий появляется возможность их антиципировать. Чтобы быть эффективной, система истолкования сама должна обладать регулярностью. Очевидный признак регулярности - повторение, но, разумеется, не простое повторение идентичных событий, что, строго говоря, было бы отрицанием законного места идеи времени в устройстве мира, а повторение некоторой характерной особенности, которую можно абстрагировать из каждого события и пронести неповрежденной во времени и пространстве. Истолковывать - значит слышать шепот повторяемых тем в событиях, отзвуки которых доносятся до нас. Глава вторая. Основная теория Испытуемый в эксперименте, посвященном научению, не представляет собой исключение из нашего психологического правила. Он тоже направляет свои психологические процессы тем, что ищет повторяемые темы в эксперименте. Если он разбивает свой опыт на отдельные 'пробы' и затем делит их далее на 'подкрепляемые пробы' и 'неподкрепляемые пробы', то может уловить ту же повторяемую тему, которую слышит экспериментатор. С другой стороны, испытуемый может и не быть столь шаблонным. Вполне вероятно, что он будет вслушиваться в темы иного рода, слышанные им прежде. Возможно даже, что он не разбивает свой опыт на те виды проб и событий, которых ожидает экспериментатор. Говоря языком музыкантов, он может использовать другой способ фразировки. Рассматриваемая таким образом, проблема научения - это не просто проблема определения того, сколько (или какие виды) подкреплений закрепляют реакцию, либо сколько неподкреплений вызывают ее угасание. Скорее, проблема научения - это проблема того, как испытуемый фразирует опыт, какие повторяемые темы он слышит, какие части «музыкального произведения» он определяет в смысловом отношении и какие плоды проверки правильности своих предсказаний он пожинает. Когда испытуемый не оправдывает ожиданий экспериментатора, возможно, неуместно говорить, будто «он не научился»; правильнее было бы сказать так: то, чему научился испытуемый, оказалось не тем, что ожидал от него экспериментатор. Если мы хотим иметь в лице психологии продуктивную науку, давайте переложим бремя открытия с испытуемого на экспериментатора. Пусть экспериментатор выясняет, о чем думает испытуемый, а не требует от последнего разгадать то, о чем думает он сам. Более глубокое обсуждение роли научения в теории личных конструктов откладывается до другого раздела об опыте, представленного в нашем изложении психологии личных конструктов позднее. Теперешних замечаний, вероятно, достаточно, чтобы намекнуть на возможную широту следствий наших основных предположений. Теория личности Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |