|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Групповые ожидания как критерии правильности личных конструктовСреди множества разнообразных событий, которые мы стремимся антиципировать наилучшим образом, люди и их поведение образуют особый класс. Люди - это тоже события. Человек может иметь набор конструктов, контексты которых включают в качестве элементов других (конкретных) людей. К тому же, элементами могут быть специфические признаки поведения этих других людей. Когда человек проводит апробацию одного из таких конструктов, он прибегает к подходящему для него способу подтверждения правильности. Так, если его друзья ведут себя в соответствии с его ожиданиями, он накапливает данные в поддержку своего конструкта; если же поведение друзей расходится с его ожиданиями, то этот конструкт, в данном конкретном случае, не обеспечил ему точную антиципацию событий. 8 А. Келли Теория личности Этот единственный сбой в антиципаторной деятельности, разумеется, вовсе не означает, что человек немедленно избавится от «провинившегося» конструкта. Такой конструкт, учитывая все его элементы, а не только единственное неудачно предсказанное им событие, по-прежнему может обеспечивать этому человеку оптимальную, в его понимании, базу для предсказания поведения большинства людей. Однако, в конце концов, ему придется принять критическую массу доказательств, - или того, что он истолковывает как доказательства, -удостоверяющих состоятельность или несостоятельность конструкта, которым он до сих пор оперировал. В случае конструктов, связанных с людьми, этими доказательствами служит последующее поведение тех, с кем человек вступает в контакт. Но давайте учитывать и то обстоятельство, что поведение, принимаемое за подтверждающее правильность конструкта доказательство, само порождается психологическими факторами. «Другие люди» — тоже люди, и поступают в соответствии со своими собственными антиципациями. Когда человек живет в общине с широкой общностью личных конструктов, он обнаруживает, что люди ведут себя похожим образом, потому что склонны ожидать одного и того же. В этом смысле, общие для какой-то конкретной группы ожидания, фактически, действуют как критерии, по которым каждый отдельный человек склонен оценивать предсказательную эффективность своих конструктов. В общих чертах, мы имеем в виду именно это, говоря, что групповые ожидания являются критериями правильности личных конструктов. Есть несколько особых случаев действия групповых ожиданий в качестве критериев для проверки правильности личных конструктов. Прежде всего, рассмотрим типичный образец конструкта, вообще не имеющего отношения к людям, но подтвердить правильность которого обычным путем можно только на основе мнений других людей. Возьмем, для примера, конструкт сферичности, применяемы* к поверхности земли. Хотя некоторые признаки кривизны доступны прямому наблюдению на море, мы, большей частью, полагаемся на описания опыта других людей в том, что касается доказательства пол- Глава третья. Природа личных конструктов ной сферичности земли. Если бы все те, с кем мы вступаем в контакт, считали землю плоской как блин, все результаты проверки правильности, которой мы должны подвергнуть наш конструкт сферичности земли, оказались бы отрицательными. Возможно, нам пришлось бы таки признать, что земля - плоская. Это только один конкретный случай, когда мнения других людей действуют как критерии проверки правильности личных конструктов человека в отношении естественных событий. Рассмотрим теперь случай с конкретным человеком, соседи которого истолковывают его таким образом, что от него всегда ожидают строго определенных вещей. Всякий раз, когда его действия идут в разрез с их ожиданиями, это человек обнаруживает, что они ведут себя так, как если бы он угрожал им. И он угрожает. Он может вообразить себя непредсказуемым - для других - человеком и, не откладывая в долгий ящик, начать доводить соседей. В то же время, это заметно сказывается на его представлении о себе. Для того, чтобы сохранить положение, в которое он сам себя поставил, ему, возможно, придется истолковать себя как «скандалиста». В таком случае, даже если он отвергает ожидания соседей как неправильные, он вынужден истолковывать себя относительно этих ожиданий и подчинять свое поведение конструктам, которые получают подтверждение своей правильности в фактах нарушения соседских ожиданий. Этот вид извращенной конформности часто наблюдается у детей. Ребенок пытается определить и закрепить свое положение в отношениях с родителями. При этом он может проявлять упрямство и негативизм. Однако, чтобы избежать внутренних противоречий с не-гативистской позицией, он должен воспринимать мир глазами родителей. Только поступая таким образом, ребенок может сохранять уверенность в том, что помещает себя на противоположном полюсе каждого из их конструктов. И он невольно начинает использовать систему истолкования с теми же измерениями, что и его родители. Третий особый аспект, в котором групповые ожидания могут рассматриваться как критерии проверки правильности личных конструктов, связан с истолкованием собственной роли. Роль, - в том виде, Теория личности как мы ее попытались определить в строгом смысле, - нет необходимости связывать с примером человека, который столь усердно старался вести себя в разрез с ожиданиями соседей, что перенял измерения их конструктов. Этот человек, поддерживающий свою скандальную славу, мог вообще не иметь определенного истолкования, категоризующего системы истолкования его соседей, наличие которого потребовалось бы, чтобы признать исполнение им роли с точки зрения введенного нами критерия. От него требовалось лишь наблюдать реакции соседей, не пытаясь истолковывать их функции в любой другой системе, кроме его собственной. Мы отстаивали точку зрения, что термин 'роль' должен быть сохранен за линией поведения, которая разворачивается в свете истолкования человеком систем конструктов, принадлежащих другому или другим конкретным лицам. Когда один человек исполняет роль, он ведет себя в соответствии с тем, что, по его мнению, думает другой человек, а не просто в соответствии с видимым одобрением или неодобрением со стороны этого другого. Человек исполняет роль, когда рассматривает другого как (ис)толкователя. Разумеется, это ограниченное определение данного термина, которое используется именно в психологии личных конструктов. В других системах термин 'роль' используется в гораздо более широком смысле. С первого взгляда очевидно, что истолкование человеком своей роли должно по необходимости подтверждаться через ожидания лиц, по отношению к которым он истолковывает свою роль. В нашем случае, критериями окончательного подтверждения правильности личных конструктов будут процессы, происходящие в системах истолкования, конструкты которых, по-видимому, определяют поведение соседей. Наше строгое определение роли обязывает нас придерживаться этой позиции. Мы попытались определить общую линию действия групповых ожиданий в качестве критериев подтверждения правильности личных конструктов и указали на три особых случая их действия. Эта общая линия ничем не отличается от того пути, каким все психологи обосновывают и подтверждают правильность своих теоре- Глава третья. Природа личных конструктов тических подходов, — сверяя предсказания поведения людей с наблюдаемым в последствии их поведением. Поведение людей считается надежным подтверждением большого множества личных конструктов. Поскольку предполагается, что поведение людей поддается описанию на языке их ожиданий, предыдущее предложение равносильно следующему: групповые ожидания действуют как критерии подтверждения правильности личных конструктов. Мы просто утверждаем, что каждый человек использует этот подход. К особым случаям относятся: (1) необходимость принятия групповых мнений в качестве критерия проверки правильности конструкта, в отношении которого более прямые доказательства недоступны; (2) имплицитное и неизбежное принятие групповых ожиданий в качестве такого критерия всякий раз, когда человек пытается кого-то изображать из себя; (3) принятие, по определению, групповых конструктов, управляющих ожидаемым поведением, в качестве критериев подтверждения правильности своих собственных ролевых конструктов. Последний особый случай как раз и иллюстрирует типичный подход психолога, стоящего на позициях теории личных конструктов, к другим людям, ибо, согласно основному постулату этой теории, он должен добиваться подтверждения своего понимания других, проверяя его относительно систем их личных конструктов. Тем самым наш психолог пытается определить для себя роль относительно других людей. Теорию личных конструктов можно было бы назвать «ролевой теорией». В действительности, это тот термин, под которым она была известна студентам автора данной книги на протяжении ранних этапов ее развития. Психология личных конструктов вместо того, чтобы быть системой, в которой изучение индивидуального поведения не оставляет места для изучения групповой деятельности, наоборот, предлагает для исследования заинтересованным и смелым психологам самые широкие области социальных отношений. Понятие индивидуальной внушаемости не должно рассматриваться, как раньше, в качестве единственной опоры социальной психологии. В рамках данной психологической системы вполне можно сделать достоянием психо- Теория личности логии такие необычные для нее области, как приверженность к традициям, социальный контроль, право, культурная идентификация и национальное единение. В этой книге обсуждение групповых ожиданий как критериев проверки правильности личных конструктов предшествует рассмотрению того, что считается одной из главных областей исследования в психологической клинической работе, а именно, анализа опыта клиента. Надеемся, это поможет привлечь внимание к тому, что, хотя теоретическая позиция психологии личных конструктов в значительной степени совпадает с аисторической позицией перцепциона- листских теорий, на практике в психологии личных конструктов очень много времени и сил уделяется изучению хронологических элементов, на которых сформированы ныне действующие личные конструкты. Особый интерес для нас представляют те хронологические элементы, в отношении которых не удается непосредственно выявить - в символической или любой другой форме - ныне действующие конструкты. Клиницист должен опосредованно выявлять их путем формирования похожих конструктов из того же материала. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |