АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Термины. а. Выбирает (chooses). Человек не просто располагает систе­ мой истолкования, составленной из дихотомических конструктов

Читайте также:
  1. II. ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.
  2. ІІІ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ
  3. Мышление, язык, термины, смысл, значение, объект.
  4. Область применения. Термины и определения
  5. Общие термины и определения
  6. Объясните, почему этнологически невозможно и неправомерно использовать термины «германская раса», «лица кавказской национальности» и пр.
  7. Осн термины закадровый текст, синхрон, лайф, стендап, хронометраж, исходник, верстка
  8. ОСНОВНЫЕ КУРОРТОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
  9. Основные термины
  10. Основные термины
  11. Основные термины и определения
  12. Основные термины и определения

а. Выбирает (chooses). Человек не просто располагает систе­
мой истолкования, составленной из дихотомических конструктов, но
в рамках этой системы он строит свою жизнь на основе одной из аль­
тернатив, представленных каждой из дихотомий. Другими словами,
он наделяет относительной ценностью полюса своих дихотомий. Одни
из ценностей явно преходящи и отражают лишь случайный интерес.
Другие же, напротив, весьма устойчивы и представляют собой руко­
водящие принципы. Но даже эти устойчивые ценности не обязатель­
но полностью осмысливаются и могут выступать скорее в виде ин­
стинктивных предпочтений.

б. Для себя (for himself). Когда кто-то делает выбор, то включа­
ет сам себя в этот отбор. Даже если выбор - это всего лишь времен­
ная гипотеза, исследуемая в ходе решения математической задачи или
при поисках затерявшейся отвертки, человек должен осознавать, что
и сам он изменяется вследствие цепи событий, вытекающих из его
выбора. Одни выборы кажутся прямо-таки поворотными моментами
в его жизни; другие могут показаться лишь мимолетными импульса­
ми, - вроде решения посмотреть налево, а не направо.

в. Альтернатива (alternative). Если кто-то образует конструкт
' черный-белый', то для него объект не может быть и черным, и белым.
Конструкт будет навязывать ему какую-то одну из этих двух альтерна­
тив. Будь это не так, данный конструкт не имел бы никакого значения.

А как же оттенки серого? Да, конструкт 'черный-белый' состо­ит из взаимоисключающих альтернатив, но это не мешает использо­вать его в релятивистском смысле. Релятивизм - вовсе не то же са­мое, что двусмысленность, хотя некоторые и пытаются толковать его таким образом. Из двух объектов один может быть чернее другого; но не может быть так, чтобы один объект был чернее другого и в то же время светлее его. Как мы увидим впоследствии, дихотомические кон­структы могут встраиваться в шкалы, которые представляют собой суперординатные конструкты, являющиеся дальнейшими абстракци-


Теория личности

ями отдельных шкальных значений. Так, 'большая серость-меньшая серость' есть не что иное, как дальнейшая абстракция конструкта ' черный—белый'.

г. Через (through). Мы должны помнить, что конструкты имеют
отношение к процессам, а не только к пространственной организа­
ции статичных объектов. Кроме того, использование конструктов само
по себе является процессом. Таким образом, использование конст­
руктов -это вопрос выбора «вестибюлей», через которые человек про­
ходит в течение всей своей жизни.

д. Антиципирует (anticipates). Поскольку мы предположили, что
всякое человеческое движение основывается на антиципациях, выбор
альтернативы движения сам зависит от того, что человек антиципирует.

е. Большая возможность (greater possibility). Наш выбор не
обязательно базируется на антиципации какого-то конкретного со­
бытия, он может основываться и на антиципации ситуации в целом.
Человеку вовсе не надо знать во всех подробностях то, что он пред­
полагает, чтобы сделать свой, допускающий дальнейшее развитие,
выбор. Он может отправиться на рыбалку, выбирая лишь богатую
рыбой реку.

ж. Расширение (extension). Вместо того чтобы утверждать, буд­
то человек делает выбор в пользу альтернативы, которая, видимо, пред­
лагает большую возможность для расширения и определения, мы мог­
ли бы сказать, что он делает выбор в пользу большей возможности
дальнейшего развития своей системы. Но мы хотим пояснить, что раз­
витие чьей-либо системы истолкования может происходить как в на­
правлении расширения или определения, так и в обоих направлениях
сразу. Расширение системы включает изменения, которые делают ее
более объемлющей, раздвигают ее диапазон пригодности и увеличи­
вают число значащих событий в жизни человека

з. Определение (definition). Принцип допускающего развитие
выбора также включает склонность человека двигаться в направле­
нии того, что вроде бы делает его систему более определенной и
ясно очерченной. Как уже указывалось, это может восприниматься
в некоторых случаях в форме требования сузить поле действия -


Глава вторая. Основная теория

вплоть до точки предельного сжатия, самоубийства. Внутренний конфликт, как в истории Гамлета, часто оказывается, по существу, стремлением уравновесить прочную определенность узко ограни­ченного мира с неопределенными возможностями полнокровной жизни. Человек может антиципировать события, пытаясь все боль­ше определиться в отношении все меньшего количества вещей или, наоборот, пытаясь хотя бы смутно сознавать все больше событий на своем туманном горизонте.

и. Своя система (his system). Здесь мы подчеркиваем предпо­ложение о том, что хотя человек и стремится прежде всего антиципи­ровать события, он делает свой допускающий развитие выбор для того, чтобы определить или расширить ту систему, которую он счел полез­ной при антиципировании интересующих его событий. Можно было бы назвать это «стремлением к самозащите», «действием в защиту своего Я» или «сохранением собственной целостности». И все-таки, гораздо важнее учитывать то, каково это Я, на что нацелено и какую интегральную функцию выполняет. Тогда мы надеемся, что всем бу­дет ясна суть нашего предположения, а именно, что человек делает свой выбор в пользу дальнейшего развития системы, которая функ­ционально интегральна относительно антиципации событий. Для нас кажется бессмысленным ссылаться на систему в качестве системы. Система должна быть системой для чего-то. С нашей точки зрения, присущая человеку система истолкования предназначена для антици­пации событий. Если бы она служила для чего-то другого, то, вероят­но, сложилась бы как-то иначе.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)