|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Программа сенсорного воспитания (по программе «ЖАР – ПТИЦА» - организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки(Программа апробировалась в сотрудничестве с педагогами Прогимназии «Зимородок» г. Новосибирска). ) Сенсорное развитие ребенка является важным фактором становления не только познавательной сферы, но и его личности. Дифференцированность, полнота, тонкость ощущений и восприятия создают основу информационной емкости психики, являются условием глубины и тонкости переживаний и помогают осуществлять различение между «Я» и «не - Я», лучше чувствовать и воспринимать других людей, владеть различными языками общения. Однако для полноценного сенсорного воспитания необходимо соблюдать ряд условий, которые, как правило, не учитываются в практике организации сенсорного образования детей раннего и дошкольного возраста. Следует отметить также, что, согласно большинству программ обучения и воспитания дошкольников, сенсорное воспитание не выделяется в особый раздел и осуществляется в контексте занятий по музыкальному и речевому развитию, на занятиях по изодеятельности, математике. В то же время, как показал анализ, сенсорное развитие имеет свои специфические задачи, не совпадающие по содержанию и методам с задачами, решаемыми в контексте программ развития речи, математических представлений, изодеятельности и т.д. Мы полагаем, что для успешного решения таких задач необходима специальная программа развития чувственной сферы ребенка. Эти задачи могут решаться, частично, и на других занятиях, которые, как правило, и должны носить комплексный характер. Однако для осуществления ряда задач, связанных с развитием сенсорной рефлексии, сенсорных эталонов в сфере вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий, развитием дифференцировочной чувствительности и т.д., необходимы специально организованные формы работы с дошкольниками. Во-первых, с самых первых месяцев жизни и тем более в условиях детского сада необходимо обеспечить детям возможность активного усвоения сенсорных эталонов, обладающих признаками разнообразия и полноты. Практикуемое в настоящее время в дошкольных учреждениях знакомство детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченным набором цветов спектра, форм и т.д. ведет к развитию грубого, слабо дифференцированного, нерасчлененного восприятия. Все многообразие цветов, оттенков, форм, звуков ребенок начинает «стягивать» к знакомым сенсорным эталонам. Причем, с самого раннего возраста необходимо развивать у детей не только аудильный и визуальный каналы, но также обоняние, осязание, вкусовые ощущения, а также восприятие движения, пространства (расстояние, направление, глубина), времени. Во-вторых, сенсорное развитие необходимо осуществлять в условиях особым образом организованной среды, обуславливающей развитие различных репрезентативных систем. Имеется в виду, что само пространство, предметная и игровая среда, в которой действует ребенок, должны обладать признаками разнообразия и полноты сенсорных эталонов, отвечать требованиям вкуса и меры, специфики детского восприятия мира. В наибольшей степени удовлетворяет этим требованиям мир природы. Не следует упускать возможность организации сенсорного воспитания через эмоционально насыщенное взаимодействие детей с природой: прислушаться к тому, как шелестит листва: почувствовать, как пахнет осенний дождь или первый снег; каков вкус снежинки, упавшей на язычок. Последнее особенно важно, потому что, как показывают наши исследования, ребенок склонен одушевлять и одухотворять природные явления. Он, подобно архаическому человеку, рассматривает природу как особого субъекта, подобного ему и другим людям, поэтому, с точки зрения ребенка, пчелка в благодарность за то, что ей помогли выбраться из густого сиропа, осенью приносит в подарок мед, речка плещется - радуется, что к ней пришли в гости, и т.д. Эти примеры свидетельствуют, что взаимодействие ребенка с природой всегда эмоционально насыщено и наполнено особыми детскими смыслами. Именно в контексте таких человеческих переживаний и смыслов ребенок способен разглядеть различия в цвете, например, радостного и хмурого неба, различить прикосновение ласкового или злого ветра, заметить солнечный лучик, который пришел в гости и т.д. Здесь переживание становится для ребенка тем фактом, событием, посредством которого он открывает (замечает) те или иные качества или различия качеств. Другой контекст, внутри которого для ребенка может быть значимым освоение сенсорных эталонов и развитие обследовательских действий, - мир искусства (изобразительного, музыкального, художественной литературы и т.д.). Здесь ребенок может найти такие образы, в том числе и эмоциональные, которые становятся знаками-символами соответствующих ощущений и восприятий, и осуществить сопоставление ощущений и восприятий не с безликими образцами, но с эмоционально насыщенными образами. В-третьих, необходимо организовать сенсорное воспитание так, чтобы освоение сенсорных эталонов и перцептивное обследование предметов и явлений стало значимым для детей в контексте их деятельности и общения, т.е. обрело смысл для самого ребенка (не для воспитательницы или мамы). Например, правильное различение форм, цветов, запахов и т.д. позволяет решить какую-либо проблему, задачу, возникшую в сюжете игры, или составляет ее правило. В то же время, цвета, формы, запахи, интенсивность качеств могут выполнять в общении функции знаков, символов; и если общение взрослых и детей организовано так, что различные свойства вещей приобретают значимость для ребенка, их освоение опосредуется потребностью пользоваться ими в качестве особых языков (язык музыки, живописи, пантомимики, запахов). Например, воспитательница после прогулки может сообщить детям о своем настроении не только с помощью словесного высказывания, но также цветом - красками на бумаги; музыкальными звуками - музыкальным произведением, звучанием детских музыкальных инструментов; созданием некоторой гаммы тактильных ощущений, запахов и т.д. В-четвертых, важной задачей сенсорного воспитания, как уже упоминалось, является развитие перцептивных действий, т.е. способов обследования предметов и явлений окружающего мира. Здесь необходимо создавать условия, при которых происходит выделение перцептивных действий из практических, т.е. создавать условия, при которых у детей актуализируется потребность обследования предметов, явлений рукой, глазом, на слух, на ощупь и т.д. Такая потребность, в частности, актуализируется в играх, где необходимо сравнивать и выбирать среди сходных предметов нужный по сюжету или правилам игры, отыскивать какой-либо предмет по признакам, находить такие признаки, которые обозначают предмет, отличают его от других конструировать предмет по некоторым признакам и т.д. Здесь в сюжет игры или драматизации сказки могут быть включены известные дошкольным работникам дидактические приемы, подобные игре в «чудесный мешочек», игры типа «Танграм» и т.д. Эта потребность может быть актуализирована также во взаимодействии ребенка с природой, произведениями искусства, в практической деятельности. Однако общим правилом здесь является то, что у ребенка внутри его детских видов деятельности или общения возникает особая задача на обследование, сравнение, сопоставление (детское экспериментирования). Причем, эта задача не навязывается ребенку, а имеет смысл в контексте его деятельности и общения. После того, как способность выделять соответствующую задачу у ребенка оформилась, можно развивать собственно наблюдение как особую деятельность. В-пятых, особой задачей является развитие сенсорной рефлексии как способности вглядываться, вчувствоваться в свои ощущения, давать себе отчет о них средствами образов, символов, высказываний. Для этого опять-таки необходимо создать такие условия, при которых соответствующая задача актуализируется в различных видах детской деятельности. Например, на прогулке можно поиграть в игру «Разговор с солнечным лучиком», сюжет которой связан с тем, что дети чувствуют прикосновение солнечного лучика (к ручке, щечке), разгадывают, какой (ласковый, жгучий), что он хочет им сказать (что пришла весна, он радуется, что ребята вышли на прогулку и т.д.). Можно совершить «Путешествие в картину»: дети оказываются внутри картины) пытаются почувствовать то настроение, которое художник передо с помощью красок, форм, расположения предметов. Такое «путешествие» также требует воспроизведения ощущений и их рефлексивного анализа. Развитие эмоциональной и сенсорной рефлексии можно осуществлять также посредством самоисследования ощущений и восприятий (например, с помощью известного опыта на выявление контраста температурных ощущений правой и левой руки), а также опираясь на такие известные в психологии явления, как простейшие иллюзии, синестезию и т.д. Такого рода занятия, в основном, проводятся с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Человек, взаимодействуя с миром, имеет дело, по крайней мере, с двумя реальностями: реальностью предметного мира и реальностью языка. Однако зачастую в педагогической практике освоение предметного мира оказывается жестко вербализированным, однозначно опосредованным языковыми значениями. На наш взгляд, сенсорное развитие имеет свою специфику и должно быть организовало как самостоятельный процесс, в определенной мере независимый от развития собственно речи. Однако это не означает независимости его от развития знаково-символической функции, поскольку в качестве языка общения могут выступать не только собственно слова и словесные высказывания, но знаками становятся краски, запахи, прикосновения, жесты, образы и т.д. В этом отношении в человеческой культуре как особые языки выделяются язык музыки, живописи, запахов, мимики, танца и т.д. Полноценное человеческое общение невозможно без освоения этих языковых систем, поскольку именно они несут информацию об эмоциях, переживаниях, интуициях, отношении к окружающему. В то же время развитие таких языков общения и понимания мира возможно лишь при условии полноценно развитой сенсорики и восприятия, способных к информационно емкому, дифференцированному взаимодействию с миром. Ощущения и восприятия не являются самостоятельной ценностью, их развитие не есть самоцель. Сенсорное воспитание осуществляется не ради собственно высоких достижений в чувствительности и восприятии, так же как высокий интеллект имеет значение не сам по себе, но как средство, при помощи которого человек более полноценно осуществляет деятельность и общение. В свою очередь деятельность и общение всегда реализуются в контексте тех или иных смыслов. Соответственно, развитие сенсорики, с одной стороны, имеет прямое отношение к развитию личности и субъектности ребенка, с другой стороны, это отношение само реализуется только в том случае, если смыслы ощущений и восприятий представлены ребенку в его деятельности, в том числе в моменты обучения. Эти соображения и обуславливают как содержание предлагаемой программы сенсорного воспитания, так и методологию и методы его организации (в формах детской субкультуры, т.е. в формах игры средствами сказки).
Содержание программы сенсорного воспитания. Младшая группа. Выделение цвета как особого качества предметов и явлений. Зрение как средство выделения цвета. Освоение сенсорных эталонов цвета. Различение черного и белого, а также цветов спектра: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Выделение цветовых оттенков как отличительных признаков предметов (такой же - разный) в игровой и практической деятельности, в природе, с опорой на эмоциональный тон ощущений (нравится - не нравится, приятно - не приятно) и посредством сравнения предметов, имеющих разные оттенки одного цвета, между собой. Моделирование цветовых отношений в ИЗО деятельности и конструировании. Выделение формы как особого качества предметов и явлений. Зрение и осязание как средства выделения формы. Различение и называние сенсорных эталонов форм круга, треугольника, квадрата, овала. Выделение различий сложных по форме фигур на основе соотнесения их между собой (прикладывания, наложения друг на друга), ощупывания рукой в условиях игровой и практической деятельности, конструирования. Величина как особое свойство предметов. Зрение и осязание - средство различения предметов по величине. Выделение и называние длины, высоты, ширины и толщины, сравнение двух - трех предметов по параметрам длины, ширины, высоты и толщины (длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше). Вес в качестве характеристики предмета. Мышечное чувство как способ определения веса. Различение и сравнение двух предметов по весу (легче, тяжелее). Различение движения и покоя. Различение направлений и расстояния (вверху- внизу, впереди - позади, справа - слева, далеко -близко). Время как особое качество. Течение времени как способ его обнаружения (песочные часы, водяные и пр.). Звук - особое качество предметов и явлений. Определение предмета или явления по характеру звука (поет птица, жужжит муха, шумит ветер и т.д.). Знакомство со звучанием детских музыкальных инструментов. Развитие различительной звуковой чувствительности (по громкости, высоте). Развитие фонематической чувствительности. Вкусовые качества пищи. Язык как орган вкусовых ощущений. Различение предметов на вкус. Сенсорные эталоны горького, сладкого, соленого, кислого. Запах как особое качество предметов и явлений. Нос - орган обоняния. Выделение приятных и неприятных запахов. Определение предмета по запаху (цветка, духов разного типа, лимона, чеснока и т.д.). Осязание. Кожа как орган осязания. Ощущение прикосновения (сильное - слабое, одно - несколько), температуры предмета (холодное - теплое - горячее), консистенции (твердое - мягкое - рассыпчатое, гладкое - шероховатое, острое - тупое). Восприятие человека: мужчина, женщина, взрослый, ребенок, мальчик, девочка, пожилая женщина, пожилой мужчина. Восприятие эмоций на основе мимики: радость, грусть, страх, удивление. Развитие репрезентативных систем как языков общения. Знаково-символический смысл различных цветов, музыкальных звуков.
Средняя группа
Выделение и различение характеристик светлости цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.). Различение мягких и жестких тонов, холодных и теплых, моделирование тональных отношений. Воспроизведение цвета образца с помощью карандашей и красок. Различение сложных фигур. Выделение основных форм в предметах сложной конфигурации. Составление сложных фигур из простых. Образование геометрических фигур. Освоение сенсорного эталона четырехугольника (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция) и многоугольника (пятиугольник, шестиугольник). Обследование геометрических фигур рукой и «на глаз». Различение и сравнение предметов по двум параметрам величины. Называние отношений по параметрам величины (длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже, толще - тоньше). Моделирование предметов по одному параметру величины. Соизмерение величин при помощи условной мерки. Сравнение предметов по весу. Сравнение по весу разных по объему предметов. Различение веса и объема. Измерение веса при помощи весов. Восприятие музыкальных звуков, звуков речи, природных и бытовых звуков. Различение звуков по высоте, музыкальная гамма, представление о ритме, различение простейших ритмических сочетаний, воспроизведение звуков голосом и на детских музыкальных инструментах, определение эмоционального тона музыкальных созвучий. Различение звуков речи - фонем, соотнесение фонем и буквенных обозначений, различение гласных и согласных звуков. Различение природных и бытовых звуков (шум листвы, дождя, ветра, пения птиц, шагов человека, звяканье посуды и т.д.). Описание действий по характеру звуков (три - четыре действия), воспроизведение звуков по описанию. Соотнесение вкуса и вида пищи, моделирование вкусовых ощущений. Смешанные вкусы (кисло-сладкий, горько-соленый и т.д.). Описание вкуса пищи. Определение предмета (пищи) на вкус. Различение запахов пищи, бытовых запахов, запахов природных явлений. Угадывание предмета по запаху. Смешивание запахов. Различение температуры, консистенции, величины, объема и т.д. на основе осязания. Определение эмоционального тона осязательных ощущений и восприятий (ласковое, грубое, резкое и т.д.), развитие синестезий. Развитие сенсорной рефлексии. Исследование особенностей ощущений: изменение чувствительности в условиях температурного контраста. Различение скорости движения объектов, определение причины разной скорости движения. Моделирование отношений скоростей. Различение направлений при точке отсчета «от другого предмета». Моделирование направлений движения. Восприятие времени. Сенсорные эталоны восприятия времени: секунда, минута. Представление о прошлом, настоящем и будущем. Моделирование временных отношений на временной оси. Восприятие человека человеком. Определение способов выражения эмоциональных состояний. Определение эмоций по фотографиям. Поза как способ выражения эмоциональных состояний. Развитие перцептивных действий. Постановка задач на перцептивное обследование в игре и практической деятельности. Развитие репрезентативных систем как особых языков взаимодействия ребенка с миром (языка цвета, музыки, запахов, осязания и т.д.).
Старшая группа
Продолжать развивать различительную и абсолютную чувствительность, сенсорные эталоны всех модальностей. Выделение и обозначение тональности ощущений всех модальностей. Развитие рефлексии ощущений всех модальностей посредством исследования некоторых феноменов ощущений и восприятий (синестезии, адаптация к запахам, свету и темноте, контраст ощущений на материале зрительных феноменов, простейшие иллюзии). Развитие сенсорной рефлексии посредством вслушивания, вглядывания в свои ощущения, отчет о своих ощущениях на материале взаимодействия с природой, искусством. Развитие произвольных, осознанных перцептивных действий, наблюдения и наблюдательности на материале взаимодействия с природой и детского экспериментирования. Использование сенсорных эталонов в художественной, изобразительной, музыкальной деятельности на основе моделирования. Музыкальные импровизации, конструирование, приготовление пищи с разным сочетанием вкусов и запахов. Развитие сенсорных эталонов восприятия времени, моделирование временных отношений, ориентировка во времени на основе точек отсчета. Восприятие человека человеком. Мимика, поза, жест как особый язык. Передача сообщения с помощью этого языка. Различение эмоций и состояний человека. Голос человека, его характеристики: тембр, громкость, ритм. Использование цвета, звука, запаха, осязания как средств передачи сообщений об эмоциональных состояниях других людей.
Подготовительная к школе группа
Развитие сенсорной рефлексии. Исследование ощущений и восприятий (сенсибилизация, адаптация, иллюзии, двусмысленные рисунки). Развитие умения описывать свои ощущения и восприятия, сообщать о них. Развитие константности восприятия (величины, формы, цвета, временных промежутков), целостности и предметности (узнавание фигур по деталям, восстановление формы, узнавание предметов по описанию их свойств). Различение и описание состояний природы, настроения музыкальных, художественных произведений на основании их ощущений и восприятия. Конструирование сложных сочетаний запахов, цветов, звуков и т.д. Восприятие человека человеком. Различение и описание состояния человека на основе анализа жестов, позы, мимики, состояния одежды и т.д. Моделирование и передача состояний героя в играх-драматизациях, рисунках. Использование языка цвета, музыки, запахов, осязательных образов для передачи сообщений. Развитие произвольного восприятия, наблюдения и наблюдательности. Развитие ориентировки в пространстве и времени, моделирование временных и пространственных отношений.
Литература 1. Большунова, Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки/ Н.Я. Большунова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. – 407 с. 2. Большунова, Н.Я. Психологические условия воспитания сенсорной культуры ребенка/ Н.Я. Большунова. Новосибирск, 2002. – 107 с. 3. Большунова, Н.Я. Субъектность как социокультурное явление / Н.Я. Большунова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 324 с. 4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет/Л.А. Венгер и др. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с. 5. Восприятие и действие /Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1967. – 324 с. 6. Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1976. – 157 с. 7. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М.: Педагогика, 1968. – 305 с. 8. Крылова, Н.М. Лесенка успеха или Три грани научно-методической системы детского сада/Н.М. Крылова. – 2011. Сайт авторского центра: www.dom-radosty.ru 9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 304 с. 10. Поддъяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство/Н.Н. Поддъяков. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010. – 144 с. 11. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений /Сост. О.А. Соломенкова. – М.: АРКТИ, 2002. – 112 с. 12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – 6-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 208 с. 13. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1986. – 224 с. 14. Упражнения с Монтессори-материалом / Под общ. Ред. Е. Хилгунен. – Рига: Москва: Психологический центр «Эксперимент». 1997. –174 с.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |