АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обобщенные характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние

Читайте также:
  1. II. Контроль за санитарным состоянием холодильников
  2. IV. Состояние дыхательной функции
  3. IV. Состояние слухового внимания
  4. IX. Состояние речевой моторики
  5. V. Состояние голосовой функции
  6. V.Настоящее состояние. (STATUS PRESAENS)
  7. X. Состояние речевой моторики
  8. Автоматизированное рабочее место (АРМ) таможенного инспектора. Назначение, основные характеристики АРМ. Назначение подсистемы «банк - клиент» в АИСТ-РТ-21.
  9. Анализ коэффициентов, характеризующих финансовое состояние банка
  10. Базовые стратегии конкуренции: характеристики, отличительные черты
  11. БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. ДОХОДЫ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  12. Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика: моделирование влияния на равновесное состояние, эффективность, тактические цели.

 

 

Обязательное условие – соотнесение ритма произносимых формул самовнушения с ритмом звучащей музыки, совпадение начала и окончания каждой формулы с началом и окончанием музыкальной фразы. Важно, чтобы формулы для выполнения определенного упражнения совпадали с завершением музыкального отрывка. Музыка звучит всегда тише голоса руководителя и служит ему музыкальным фоном. Поэтому надо подбирать музыку, не слишком эмоционально насыщенную.

Не следует сопровождать занятия модными шлягерами, широко известными, популярными классическими произведениями, ибо такая музыка может ассоциироваться с личностно значимыми событиями и отвлекать выполнения упражнений, концентрируя внимание на собственных переживаниях.

Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить при помощи музыки свое единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом и через переживание этого единства обрести в себе самом желаемую психологическую устойчивость и душевное здоровье.

Большoe значение в музыкальной психотерапии приобретают музыкальные медитации, смысл которых заключается в соединении звучащей музыки со зрительными образами и специальными формулами внушения.

Любое целенаправленное восприятие с концентрацией внимания на объект может быть охарактеризовано как медитативный процесс, потому что наблюдая объект и размышляя о нем, человек как бы сливается с ними начинает его видеть как будто изнутри, глубоко постигая его внутренние сущности и закономерности.

Можно говорить о директивной и недирективной медитации во время слушания музыки [Петрушин, 1999]. Недирективная медитация имеет место тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, возникающим у него в процессе наблюдения за развитием музыкального содержании. Посетителей филармонических концертов привлекает именно тот вид медитации, в процессе которой у них возникает катарсическая разрядка подавленных переживаний. С другой стороны, директивная медитация представляет собой формирование определенной и конкретной направленности переживания, что осуществляется психотерапевтом при помощи показа специально подобранных слайдов и произнесения формул внушения. Если принять во внимание имеющиеся данные о локализации переработки вербальной информации в левом полушарии головного мозга, а невербальной – в правом, то соединение зрительных и музыкальных образов, с одной стороны, и формул вербального внушения – с другой, дает возможность синтезировать работу головного мозга, т.е. активно воздействовать на сознание человека и систему его отношений и жизненных впечатлений.

В музыкальной терапии используется и такой вид терапии, как музыкально- психологический массаж, основанный на принципах поведенческой психотерапии Вольпе. Суть этого приема заключается в тренировке подвижности нервных процессов. Нередко человеку весьма трудно психоло гически выйти из сложной житейской ситуации, отойти от неприятны переживаний. Для этого нужно поменять внутреннюю картину, изменить воспрятие образов. Выйти из одного состояния и войти в другое. Для этого и разработан метод музыкально-психологического массажа: участникам группы предлагается прослушать насыщенный отрицательными аффектами музыкальный фрагмент продолжительностью две-три минуты, постараться при этом припомнить эпизод из своей жизни, который подходил бы к данной музыке, и пережить его как бы заново во всей возможной полноте. Затем включается плавная спокойная музыка, которая способствует снятию мышечного напряжения, возникшего в результате переживаний негативного аффекта. Из негативных переживаний берутся эмоции страха и гнева, из положительных – умиротворенности и радости. Приведем рекомендуемые автором названного терапевтического упражнения музыкальные программы [Петрушин, 1999]:

· Р. Щедрин. «Скачки» из балета «Анна Каренина» – 3. Фибих.

· «Поэма».

· С. Прокофьев. «Наваждение» – Ф. Шопен. Ноктюрн ми-бемоль мажор.

· Л. Бетховен. Лунная соната (финал) – И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай».

При прослушивании музыки руководитель группы произносит соответствующие формулы внушения. Однако проводить подобные упражнения надо осторожно, учитывая состояние физического здоровья пациентов в фуппе. Нельзя отрицать, что подобный подход к музыкальному искусству носит, в общем, достаточно прагматический характер. Музыка рассматривается здесь не как объект эстетического любования, а как средство решения конкретных житейских проблем. Но из этой функциональной роли музыки впоследствии возникает искренняя любовь и заинтересованность в ней, при которой утилитарное назначение музыки отходит на второй план.

 

Дополнительные материалы В кабинете, например, школьного психолога должны быть

представлены в определенной системе методические материалы и рекомендации отечественных и зарубежных ведущих педагогов и психологов по организации взаимодействия с детьми, созданию атмосферы доверительного комфортного общения в семье и школе.

Будучи размещенными на стендах в зоне ожидания приема, они служат также и раздаточным материалом для родителей, учителей, воспитателей, которым они смогут воспользоваться в практической деятельности. Например, по окончании занятий каждый из участников социально-психологического тренинга или тренинга общения получает краткий свод правил и техник общения.

Предлагаем разработанные нами методические материалы и рекомендации «Советы родителям и учителям», которые могут стать ориентиром для оформления кабинета школьного психолога.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)