|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исторические пути формирования науки как социального институтаИстоки научного познания мира коренятся в древних цивилизациях. Наука как особая сфера деятельности начала формироваться в Греции в У-1У вв. до н.э. (Фалес, Евклид, Пифогор, Сократ, Платон, Аристотель). На протяжение всей эпохи античности наука рассматривалась как величайшая социальная ценность. Первым, кто обратился на эмпирические исследования природы был монах-францисканец Роджер Беккон (ХШв.) Он подчеркивал: «только экспериментальным методом можно достичь совершенного познания природы, ремесла и искусства, и понять всю бессмысленность магии и колдовства» Появление университетов датируется ХП в., однако в них господствует религиозная парадигма мировосприятия. Светское влияние спустя 400 лет. Современная система высшего образования сохранила многие черты устройства и порядка аттестации университетов позднего средневековья. В эпоху Возрождения (ХШ-ХУ1вв.) и особенно в Новое время (ХУ1-Х1Хвв) тенденция опытного изучения природы резко усилилась. Дж. Бекон, а впоследствии и Френсис Бекон провозгласили опыт, эксперимент – источником новых знаний. После открытий Коперника, Бруно и Галилея, в т.ч. разрушивших античные и средневековые представления о космосе, после создания классической механики Исааком Ньютоном концепция социально-практической ценности науки стала общепризнанной. В Новое время сформировались отличительные черты науки, характеризующие её состояние и сегодня. Это признание: во – первых, определяющей роли опыта, собирания и систематизации эмпирических фактов; во-вторых, рационально-логических построений и методов количественного описания; в - третьих, различий в организации и свойствах материи на микро- и макро- уровне, живой и неживой природы; в содержании и методах наук о природе и обществе и т.п. А главное: новые знания об окружающем мире, приобретенные в Новое время, могли уже претендовать на статус достаточно полной, строгой и четкой системы законов, объясняющих вселенную, что составляет подлинную задачу и цель науки. Кроме того, важно учитывать, что если до ХУ1 в. наука и техника развивались как две относительно самостоятельных сферы человеческой деятельности, то теперь их взаимодействие становится неразрывным. Три великих открытия, обусловленные насущными нуждами мануфактуры, торговли и мореплавания - компас, порох и книгопечатание положили начало органическому единству научного и технического прогресса. Наука как социальный институт стала отчетливо формироваться в XVII— XVIII вв.: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания. Каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук и стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования. На рубеже XIX—XX в.в. достижения науки все больше применяются в материальном производстве и социальной жизни и к второй половине XX века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах мира. Именно достижения науки определили возникновение научно-технической революции в XX столетии, которая коренным образом изменила современную технологию производства посредством его механизации, автоматизации и роботизации, широкого использования компьютеров и другой информационной техники. Современное производство получило новую технологическую базу, основанную на ресурсосберегающих и наукоемких технологиях (так называемых высоких технологиях). Наука все очевиднее утверждает себя в качестве самостоятельной сферы общественной жизни, что открывает перед ней неограниченные возможности для свободного развития. Как социальный институт наука возникла в Западной Европе в XVI— XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производствои и претендовала на определенную автономию. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но систему отношений в науке, научные учреждения и организации. Само понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода к науке считается американский социолог Р. Мертон. Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о ее претензиях на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Наука как социальный институт включает в себя следующие компоненты: • совокупность знаний и их носителей; • специфические познавательные цели и задачи; • определенные функции; • специфические средства познания и учреждения; • формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений; • определенные санкции. Роль научного сообщества в процессе развития науки может быть описана по следующим позициям: • Во-первых, представители данного сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области. Тем самым они упорядочивают систему представлений о предмете и развитии той или иной науки. • Во-вторых, для них характерен универсализм, при котором ученые в своих исследованиях и в оценке исследований своих коллег руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания. • В-третьих, понятие научного сообщества фиксирует коллективный характер накопления знания. Ученый может быть понят и воспринят как ученый только в его принадлежности к определенному научному сообществу. • В-четвертых, все члены научного сообщества придерживаются определенной парадигмы — модели (образца) постановки и решения научных проблем. Следующим этапом развития институциональных форм науки стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе. Междисциплинарность - утверждает установку на синтез знания и размывает строгие границы между дисциплинами, обеспечивая появление новых открытий на стыках различных областей знания. Наука как социальный институт призвана стимулировать рост научного знания и обеспечивать объективную оценку вклада того или иного ученого. Как социальный институт наука отвечает за принятие или отвержение тех или иных научных достижений всем научным сообществом. Важной характеристикой институционального понимания науки является этос науки. По мнению Р. Мертона, следует выделять следующие четыре черты научного этоса — универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Позднее к ним было добавлено еще два императива: рационализм и эмоциональная нейтральность. Сейчас научная практика осуществляется только в рамках науки, понимаемой как социальный институт.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |