|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СВОБОДА КРИТИКИ, НЕДОПУСТИМОСТЬ МОНОПОЛИЗМА И ДОГМАТИЗМАКритика - способ духовной деятельности, основная задача которого - целостная оценка явления с выявлением его противоречий, сильных и слабых сторон и т.д. Существуют две основные формы критики: а) негативная, разрушительная - беспощадное и полное ("голое") отрицание всего и вся; б) конструктивная, созидательная, предлагающая конкретные пути решения проблем, реальные методы разрешения противоречий, эффективные способы преодоления заблуждений. Конструктивно-критический подход должен исходить не из той реальности, которую желательно видеть, а из той, которая есть со всеми ее плюсами и минусами, достоинствами и недостатками. Именно такой подход должен быть характерен для науки, ибо он не просто отбрасывает критикуемые концепции, но "снимает" их, т.е. подвергает диалектическому отрицанию с сохранением их позитивного, рационального содержания. Подлинно научная критика всегда конструктивная, поисковая, содержательная: "снимая" критикуемую концепцию, она одновременно предлагает свою собственную. Лишь такая критика в состоянии не только проникнуть в рациональное "ядро" критикуемой концепции, но и увидеть еще не реализованные возможности последней, еще не решенные Догматизм - форма метафизического мышления, характеризующаяся застылостью, косностью, окостенелостью, "мертвостью" и неподвижностью, стремлением к авторитарности. Догматизм игнорирует реальные изменения, не учитывает конкретных условий места и времени. Его мышление схематично, статично, преувеличивает значение абсолютного момента в истине, выдает этот момент за всю истину в целом, монополизируя ее. Догматизм представляет собой специфическое отношение субъекта к некоторому содержанию познания, в котором данное содержание конституируется в качестве абсолютно абсолютного. Фактическое "замещение" действительности абсолютным конструктом неизбежно приводит к заблуждениям в познании. Проблемы философии науки – это проблемы роста научного знания, а также его возникновения на различных стадиях общественного развития. При исследованиях общих закономерностей развития науки, она опирается на достижение частных наук, благодаря этому наука способна раскрывать рациональные способы, а также методы достижения объективно истинного знания. Философия науки, с другой стороны, дает общий методологический и мировоззренческий ориентир для решения проблем. Главная проблема философии науки – это проблема возникновения научного знания. Все научное сообщество направлено на получение нового знания. Все проблемы философии науки можно разделить на три группы. К первой относятся проблемы, возникающие от философии к науке, направленность которых отталкивается от особенностей философского знания. Философия стремится к познанию общих принципов устройства мира, а также поиску универсального метода его постижения, это также характерно и для философии науки. Здесь она занята рефлексий по отношению к науке. Именно здесь в полной мере применяется концептуальный аппарат философии. Вторая группа содержится внутри самой науки, нуждаясь при этом в компетентном судье, в качестве которого выступает философия. В этой группе тесно взаимодействуют между собой проблемы познавательной деятельности как таковой, познавательные процессы, теория отражения и собственно «философские подсказки» - способы решения парадоксальных проблем. К последней группе относятся проблемы взаимодействия науки и философии. Проведенные исследования по истории науки показали, как сильно влияет философское мировоззрение на развитии науки. Особое большое влияние на философию произвела так называемая эпоха научных революций, связанная с возникновением астрономии и античной математики, гелиоцентрической системой, физикой Галилея-Ньютона, и т.д. Такой подход включает в себя эпистемологию, социологию и методологию научного познания. Философия науки в ходе своего развития постепенно становится историчной, т.е рассматривает производимые научные знания в исторической развитии, в условиях исторически меняющихся социокультур. Таким образом, философия науки определяет научное познание как способы получения новых знаний, путем выявления закономерностей развития познания науки в целом. Вопросы, на которые отвечает философия науки: в чем отличие научного знания от ненаучных видов знания, что такое наука, чем ценна наука, какого устройство научного знания, какие методы используются ученые при проведении познавательной деятельности, есть ли закономерности в развитии науки, роль научных революций в развитии общества. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |