|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие, функции и структура социальной установкиФормирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках? Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Существуют понятия «установка» и «аттитюд» (в переводе на русский язык - социальная установка). Установка рассматривается общей психологии (теория Д.Н.Узнадзе) – как готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен. Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Понятие аттитюд (социальная установка) в ХХ в. (1918 г.) предложили У.Томас и Ф.Знанецкий. Социальная установка - по У.Томасу и Ф.Знанецкому - субъективные ориентации индивида как члена группы, общности или общества на те или иные ценности, предписывающие определенные социально принятые способы поведения. Готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленная ценностными ориентациями. После открытия феномена аттитюда его стали активно изучать. Возникло много противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт выделил те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. Аттитюд понимался всеми как: а) определенное состояние сознания и нервной системы, б) выражающее готовность к реакции, в) организованное, г) на основе предшествующего опыта, д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Функции аттитюдов: 1. Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. 2. Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту. 3. Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности. 4. Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. В 1942 г. М. Смитом была предложена трехкомпонентная структура установки: 1. Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка), т.е. это мнения и убеждения относительно людей и предметов. 2. Эмоциональный компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии. 3. Поведенческий компонент – реакция человека, последовательность поведения по отношению к объекту установки. Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать. Подчеркивалась связь установки и реального поведения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |