|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История формирования социально-психологических идейСоциальная психология как наука достаточно молода. В своей научной форме она не могла возникнуть раньше рубежа XIX-XXвв. Для этого требовались определенные психологические, исторические, культурные предпосылки. Выделяют три основных этапа становления и развития социальной психологии. 1. Период накопления социально-психологических знаний в рамках философии и общей психологии (VI в. до н.э. – сер. XIX в.) Началом социально-психологической мысли можно считать труды античных философов – Платона и Аристотеля. Платон (V в. до н.э.) рассматривает социальное поведение человека исходя из его физиологической природы. В человеческой душе выделяет три части: ум (находится в голове), мужество (в сердце), вожделение (в животе). Разделяет людей (и народы) на группы в зависимости от преобладания у них разных частей души. У философов – преобладает ум, разум. У воинов – воля, мужество. У ремесленников – телесные вожделения. Греки – преобладание разумной души, северные варвары – мужественная душа, южане – преобладают вожделения. Т.О., наблюдается социально-этническая классификация характеров людей. Аристотель (IV в. до н.э.). От Аристотеля идет понимание личности как общественной по своей природе. «Человек – политическое, общественное животное». В эпоху Возрождения появляются концепции порочности человека. Н. Макиавелли (XVIв.) – человек не способен избавиться от склонности к убийству и обману. Общество аморально по своей сути. Власть – высшая ценность. Томас Гоббс (XVII в.) – люди враждебны друг другу. «Борьба всех против всех» - естественна для человека. Огюст Конт (н. XIX в.) в своих работах замечает, что психика человека развивается только в обществе. Т.О., человек всегда должен рассматриваться исходя из своего соц. окружения. 3. Описательный период (выделение социальной психологии из философии и общей психологии в самостоятельную науку) (50 – 60-е гг. XIX в. – 20-е гг.XX в.) Датой зарождения эмпирической описательной социальной, психологии большинство исследователей считает 1859 г., когда Х.Штейнталь совместно с М.Лацарусом начал издавать на немецком языке журнал по этнической психологии и языкознанию ("Психология народов и языкознание"). В этотт период зарождаются первые социально-психологические концепции: психология народов, психология масс и теории об инстинктах социального поведения. Психология народов возникает в Германии, в основном в трудах философа Мориса Лацаруса (1824-1903) и языковеда Хеймана Штейнталя (1823-1899). Задача социальной психологии с позиций этой концепций - познавать психологически сущность духа народа, открывать законы, по которым протекает духовная деятельность народов. Эта концепция впоследствии была развита в трудах В.Вундта (1832-1920), который разделял психологию на физиологическую психологию и психологию народов. Последняя, по его мнению, должна заниматься анализом продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. Психология масс, разрабатываемая первоначально в исследованиях Габриэля Тарда (1843-1904), в качестве универсального принципа объяснения социальных явлений использовала принцип подражания. Родоначальниками этого направления исследований были также итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французкий социолог Густав Лебон (1841—1931). Они акцентировали внимание на противопоставлении психологии масс и элиты общества, а также на криминальной практике, аффективных моментах поведения людей. Основой объяснения явлений и закономерностей в социальной психологии Густав Лебон считал психическое заражение и рассматривал всякое скопление людей как "массу", в которой человек утрачивает способности к наблюдению. Согласно его исследованиям, поведение человека в толпе характеризует: — обезличивание (господство инстинктивных импульсивных реакций); — преобладание чувств над интеллектом (подверженность различным влияниям); - утрата интеллекта; — утрата чувства личной ответственности и т.п. Теория инстинктов социального поведения была развита в трудах английского психолога У. Мак-Дугадла (1871—1938), который с 1920 г. работал в США. Ключевым, объяснительным понятием в этой теории было понятиие инстинкта. Причины поведения людей Мак-Дугалл видел во врожденных инстинктах. В качестве основных социальных инстинктов он называл: инстинкт бегства от опасности (эмоция страха), инстинкт любопытства (эмоции удивления), инстинкт драчливости (эмоции гнева), инстинкт самоуничижения (эмоции покорности), родительского инстинкта (эмоции нежности) и т.д. Выход в свет книги Мак-Дугалла "Введение в социальную психологию" (1908 г.) принято считать датой рождения социальной психологии. К числу положительных моментов развития социальной психологии на феноменологическом (по сути, описательном) этапе можно отнести следующие: выделение социально-психологических явлений (высшие психические функции, массовидные явления, коллективная психология) в особый класс; сбор и описание большого фактического материала по подражанию, внушению, языку, нравам, обычаям; выявление психологических различий первобытных народов. 3. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку (20е гг. XX в. – по настоящее время) В 20-е годы XX в. оформляется научный этап развития социальной психологии. Он отмечен применением экспериментального метода для изучения личности и групп, техники получения и количественной обработки данных. Начало научного этапа развития обычно связывают с работами В.Мёде, Ф.Оллпорта, В.М.Бехтерева, которые перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. При этом эксперимент для его распространения (с исследования простейших психических процессов на изучение социально-психических явлений) должен быть значительно усовершенствован и преобразован в силу большей сложности учета социальных влияний. В 1920 г. В. Меде опубликовал результаты своих экспериментов с группами, которые он начал осуществлять еще в 1913 г. Эти эксперименты проводились ho определенной методике: каждый опыт начинался с одним испытуемым, и постепенно количество участников увеличивалось. Была выявлена разница способности выносить боль в одиночку и в группе, звукоразличении, устойчивости и силе внимания, счете и т.п. В.Меде установил: 1) имеются различные типы людей относительно влияния на них группы (положительного, отрицательного, нейтрального); 2) в познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере эмоций, моторики и воли; 3) в зависимости от типа отношения к группе происходят и сдвиги в психической сфере. Аналогичные эксперименты проводил Ф.Оллпорт (результаты его исследований были опубликованы в 1924 г.). Для опыта использовались одна общая и пять изолированных комнат. Испытуемые должны были выполнять различные задания то в общей, то в изолированных комнатах. Задания включали в себя: умножение чисел; зачеркивание букв в определенном порядке; различение двойных изображений, а также запахов, веса предметов; свободные ассоциации; попытки опровержения отрывков из текстов различных древнегреческих философов. Ф.Оллпорт получил следующие результаты: суждения о текстах древнегреческих философов по качеству были выше, но по скорости выдвижения ниже в изолированных условиях, чем в группе; больше личных моментов наблюдалось в ассоциациях в изолированных условиях, по сравнению с групповыми; в оценке запахов и веса предметов группа сглаживает крайности суждений. Таким образом, были выявлены особенности протекания познавательных процессов (ощущения, внимания, мышления) в условиях изоляции и присутствия группы. Несколько позже, уже в ином направлении, проводил свои эксперименты в группах В.М.Бехтерев (совместно с М.В.Ланге и В.Н.Мясищевым). В этих экспериментах использовались различные наборы картинок, после демонстрации которых (в течение 10 с) испытуемые должны были их воспроизвести, установить сходство и различие в деталях, выразить свое отношение к событиям, изображенным на картинке. Кроме того, обследуемым необходимо было внести предложения по проекту памятника, а также оценить длительности временного интервала (1,5 с). В опытах сначала учитывались показатели каждого, затем проводились обсуждения, дискуссии, голосование и испытуемым предлагалось внести дополнения и изменения в свои прежние ответы. В.М.Бехтерев установил, что группа способствует увеличению объема знаний своих членов, исправлению ошибок, смягчению отношения к проступку, позволяет выдержать более сильные раздражители'; дает общие сдвиги в показателях. В ходе исследования были выявлены половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой деятельности. Использование эксперимента позволило исследователям перейти от простого описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей. Начиная с 20-х годов, социальная психология становится ведущим направлением в развитии психологических наук США, Англии, Германии, Франции и Японии. В тих странах социальная психология начинает развиваться в рамках четырех основных направлений: необихевиористском, когнитивном, психоаналитическом, интеракционистком.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |