|
||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исторические условия и духовные источники возникновения философии. Состав современного философского знания: основные разделы и дисциплиныСоциально-исторические условия: -переход от бронзы к железу. Он увеличил возможности человека и повысил его уверенность в своих силах перед миром богов-деспотов, активизировал его практическую деятельность, привел к дальнейшему расширению и углублению знаний и развитию мышления. -разделение труда, выделение умственной деятельности как самостоятельной способствовало развитию рационального познания, целеполагания, поиску субстрата (общей основы многообразных явлений) и субстанции (первоосновы мира). Духовные источники: -развитие мифологии и религии (предфилософия) означали уже не первобытное стихийное мировоззрение, а мировоззрение с элементами самосознания человека, зачатками абстрагирования (переходами к понятийному знанию) -переход к таким вопросам как определение сущности мира, быта, места человека означает нахождение и понимание себя. Состав современного философского знания: 1) Онтология – учение о бытии, которое описывает всеобщие свойства и структуру мира – мир, какова его природа, место человека в нем, основа мира, един ли он. 2) Гносеология – учение о познании, которое на первый план ставит проблему взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом – познаваем ли мир, достоверность знания, предпосылки, основные законы познания, роль субъекта в познании и как оно протекает. Познание строится через призму деятельного отношения человека к миру и самому себе, таким образом, теоретическое отражение зависит не только от предмета отражения, но и от степени зрелости самого социального субъекта, от характера и направленности его потребностей и интересов, от степени развития его познавательных способностей и средств. 3) Аксиология – учение о природе ценностей, структуре ценностного мира и значимости в ЖД человека, то есть о связи различных ценностей между собой и с социально-культурными формами. 4) Праксиология – анализ практической деятельности человека по освоению бытия. Практика связывает мир и человека, бытие и мышление. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития всего человечества в целом, творчески применяя полученные знания. 5) Антропология – учение о человеке, его природе и сущности, его отношения с миром. 6) Социальная философия – исследование человеческого общества, рефлексия над общими процессами. 4. Основные и специальные функции философии. Основные функции. Мировоззренческая функция. Философия обусловливает формирование необходимых ценностных ориентаций. Мировоззренческая функция раскрывает общественные отношения человека к миру. Философия упорядочивает элементы мировоззрения, вырабатывает теоретическое обоснование выдвигаемых целей, идеалов, ценностей, дает критерии выбора оптимальных путей их реализации. Методологическая функция объясняет, каким образом преобразовывать мир (направления, способы, методы). Метод – способ организации имеющегося опыта преобразования, который позволяет получать новые знания и новые результаты преобразования. Методология – учение о методах познания и преобразования действительности. Методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Специальные функции. Интегративная функция выражается в обобщении знания, создавая фундамент наук, участвуя в построении научной картины мира. Необходима модель мира, отражающая его всеобщие связи и закономерности. Они лишь указывают направление интеграции и синтеза частного знания, принципы его построения в единую картину объективного мира и определяют критерии систематизации самих наук с выделением среди них комплекса лидирующих в данную эпоху наук. В основе общенаучной картины мира лежит философское знание, обобщающее и систематизирующее достижения частных наук. Философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему. Социально-аксиологическая функция разрабатывает представления о ценностях, общественном идеале. Культурно-воспитательная функция заключается в том, что знание философии воспитывает высокую культуру мышления, стремление к познанию истины, способность оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного мышления. Через критическую интерпретацию социальной действительности идет формирование системы ценностей и общественных идеалов.
БЫТИЕ Особенности философской картины мира и понятие бытия в философии. Основные подходы. Проблема субстанции. Модели мира: монизм, плюрализм, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, детерминизм, индетерминизм. Бытие – небытие. Формы бытия. Понятие бытия: - категория бытие дает упорядоченное представление о миропорядке, в центре которого – человек; - в общем подходе – бытие есть существование; - в качественном определении – бытие есть действительное существоание. Понятие действительность – качественная характеристика бытия. Действительность: *объективная реальность – природный и общественный мир. *субъективная реальность – мир психологических состояний, мышления человека. В действительности они взаимосвязаны. Бытие включает: -существующий мир, но не просто взятый сам по себе (как наличие), а в его связи с человеком, т.е. та часть мира, с которой он взаимодействует. -самого человека, проявление его внутреннего мира. Основные подходы
Проблема субстанции (первичности форм бытия): Монизм – в мире одно начало. Плюрализм – в мире несколько независимых первооснов. Материализм: основная форма бытия – природное бытие. Объективный идеализм: первичная форма бытия – объективный дух, независимый от человека. Субъективный идеализм: основная форма – субъективное бытие. Диалектика – всеобщая связь и развитие всего сущего. Метафизика – отрицание развития. Детерминизм – всеобщая обусловленность явлений на основе объективных закономерностей. Индетерминизм – отрицание либо причинности явлений, либо ее объективного характера. Небытие – ничто, отсутствие чего-либо. Реально, едино с бытием и противоположно ему. Основные формы бытия:
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |