АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средневековая картина мира и учение о бытии в христианской философии: патристика и схоластика

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. II. получение наслаждения
  3. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  4. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  5. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  6. III.7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ХХ века И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
  7. III.I. ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  8. PARAPLEGIA SPASTICA INFANTILIS FAMILIARIS. клиническая картина
  9. V3: Тепловое излучение
  10. А) Первичное обучение
  11. Аристократическое учение о государстве и праве Ф. Ницше.
  12. Атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.

Основные черты:

1) В античной философии картина мира космоцентрична, в средневековой она теоцентрична. Бог – цель мира, первопричина и первооснова.

2) В ант.ф. мир развивался циклично, а в ср.ф. – векторное развитие от сотворения мира до Божьего суда.

3) В ант.ф. Бог – чистое мышление, а в ср.ф. – Бог вносится в сакральный мир (является первичным) и тварный мир, мир раздваивается. Бог первсонифицируется и выносится в сверхъестественный мир.

4) В ант.ф. человек – материальное и духовное существо в единстве, а в ср.ф. – он духовное существо, потому что телесность – грех.

5) Главное – очищение души. Проблема отношения «Бог-человек» строится на основе задачи личного спасения через исповеди, совести, самоанализа, самоконтроля. Главное – любовь к Богу. Отношение «Бога к сотворенному миру» (как творца к сотворенному). Эссенция – сущее (Бог) и экзистенция – существование (мир). Бог внес себя в мир, но он не тождественен ему. Человеку нужно очищаться. Бог – простое бытие, т.к. эссенция и экзистенция в нем тождественны, экзистенция – сложное бытие, т.к. сущность и существование нетождественны.

Патристика.

Философия превратилась в инструмент объяснения «истин» догматики, принятых официальной церковью. Патристика опиралась на неоплатонизм, согласно которому сфера идеальной жизни включает Единое, мировой разум и мировую душу. Божественная сущность выражает единство бога и существует самостоятельно, но в то же время она содержится во всех своих субстанциях. Сделав бога центром философского мышления, она придала ей теоцентрический характер. В патристике философия сливается с богословием, подчинена религиозной проблематике. Главная идея – идея откровения: Бог открывается, открывает себя и свою истину.

Августин Блаженый.

Основная проблема – отношение сверхличности Бога и человека. Креационизм: Бог сотворил мир единожды, из ничего, актом доброй воли. Не только сотворил, но и постоянно его поддерживает, воспроизводит. Бог – субстанция. Провиденциализм: история – проявление воли Бога, направленное на спасение человека в «Царство Божие». Бог – источник естественного порядка от высшего уровня бытия (Божественного) до низшего (телесно-материального).

Схоластика.

Цель – обоснование веры, бытия Бога с помощью рациональности. Методы схоластики: 1) изложить и доказать истину посредством разума; 2) с помощью разума легче проникнуть в истину веры; 3) придать религиозной истине систематическую форму при помощи философских методов; 4) используя философские аргументы, исключить критику святых истин.

Вопрос об отношении общего к единичному – спор об «универсалиях» (о природе общих родов или понятий): «универсалии» существуют реально независимо от человеческой мысли и речи (реализм), «универсалии» не существуют реально независимо от человека, они только общие имена (номинализм).

Фома Аквинский.

Опирается не на неоплатонизм, а на учение Аристотеля о связи материи и формы. Мир сотворен богом. Бог – первая абсолютная причина, смысл, цель всего сущего. Всякое сущее состоит из сущности (эссенции) и существования (экзистенции). Бог – простое бытие, т.к. в нем сущее и существование совпадают. Вещь – сложное бытие, т.к. сущее и существование в ней не совпадают, ведь они сотворены богом и существуют благодаря другим факторам, поэтому могут быть случайными. Материальные вещи – соединение неопределенной пассивной материи и активной формы. Формы (универсалии) существуют до вещей как их идеальный прообраз в божественном разуме. Сотворенный мир иерархичен: неживая природа-мир растений и животных-мир людей-сверхъесттественный мир.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)