|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Традиции античности в гносеологии (софиты, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, скептицизм, неоплатонизм)Софисты. Поставили вопрос о том, как относятся к окружающему нас миру мысли о нем? в состоянии ли наше мышление познать действительность? Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют и несуществующих в том, что они не существуют» (агностицизм, ограниченный релятивизмом – все в мире относительно). Истина относительна, зависит от человека: истина у каждого своя, как кому кажется, так оно и есть. Истина относится не столько к объекту, сколько к субъекту. Нет объективного критерия добра и зла. Сократ. Рациональный идеализм. Черты скептицизма, против софистов. «Познай себя самого», «Я знаю, что ничего не знаю». Лишь познавая себя открывается подлинная истина, ибо боги вложили в человека смысл мироздания. Познание сути добродетели – предпосылка нравственной жизни. Основа добродетели – сдержанность, мужество, справедливость. Каждый может иметь свое мнение, но истина для всех должна быть одной. Истина выстраивается с помощью индукции – восхождения от частного к общему в процессе беседы. Платон. Познание только чувственное (мнение). Подлинное знание мира идей доступно лишь разумной душе. Априорное (доопытное, заранее известное) знание: общие понятия не происходят из ощущений путем обобщения, это всего лишь мнение. Общее содержится в самой душе, надо лишь ее найти. Виды знаний: совершенно достоверное; числовое, близкое к достоверному, научное, помогающее знанию идей; мнимое, смесь истины и заблуждений, эмпирическое и физическое знание вещей чувственного мира. Аристотель. Познание начинается с чувственного. Ощущения человека – отражение предметов вещного мира. В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущении. Чувства познают лишь единичное, а единичное хаотично, наука его познать не может, т.к. занята познанием общего. Общее – в разумной душе. Логика – наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Демокрит. Познание с помощью чувств и разума. Теория отражения: чувственное познание – мнение. Качества вещи: реально присущие вещам (фигура, величина, неделимость, непроницаемость); присутствующие в представлениях (цвет, запах, звук). Скептицизм. Воздержание от суждения – эпохэ (остановка, прекращение). Атраксия – невозмутимость, безмятежность. Чтобы найти объективную истину, нужно выйти за рамки как чувственного восприятия, так и логического мышления. Где искать такой критерий – неизвестно, поэтому не может быть и истины. Неоплатонизм. Выделяли различные типы познавательной деятельности, которые обусловлены различием миров. Материальный мир познается по логике Аристотеля. Единое созерцается в процессе полного очищения души по принципу «Сбрось с себя все». Возникает экстаз – состояние крайней степени восторга, восхищения, доходящий до исступления, но носящий рациональный характер. В экстазе душа человека заполняется Единым и приобретает ощущение бесконечности. Тем самым, душа приобщается к единому и цикл заканчивается. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |