|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Значение немецкой классической философии в истории развития гносеологии. Идеи И.Канта, Г.Гегеля, Л.ФейербахаЗначение. Развитие проблем гносеологии: активной роли субъекта в познании (Кант). Исследуются основные формы познания, их связь и значимость. Кант. Учение о «вещах-в-себе» и «явлениях». То, что есть в наших ощущениях – это и есть явления, то, как вещь нам является. То, что в наших ощущениях – вещь-в-себе (феномен – она не для нас, она для себя). Вещь-в-себе как объективная реальность – непознаваема, познаваемо лишь явление. Вещь находится по ту сторону наших ощущений, т.е. она трансцендентна. Учение о знании: знания-суждения делятся на аналитические и синтетические. Аналитическое знание не дает ничего нового о предмете, а синтетическое – дает. Синтетические суждения: априорные (доопытные-уже имеющиеся в сознании человека) и апостериорные (послеопытные-полученные после опыта). Три формы познания: чувственность – способность к ощущениям, рассудок – способность к понятиям и суждениям, разум – способность к умозаключениям, доходящим до «идей» (понятия разума о безусловном единстве всех обусловленных явлений). Т.о. познание по Канту – оперирование априорными формами и соединение их с данными ощущений. В познании Канта субъект не определяет предмет познания, он лишь указывает те параметры, в которых может быть познан объект, не более того. Кант каждую форму познания соединяет с априорными: познание – соединение ощущений с априорными категориями (понятиями); на уровне чувственности две априорных формы – пространство и время; рассудок содержит 12 категорий: категории количества (единство, множество, всеобщность); категории качества (реальность, отрицание, ограничение); категории отношения (принадлежность и самостоятельность, причина и действие, взаимодействие); категории модальности (возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность). Антиномии «чистого разума» (сугубо теоретические знание): 1)Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве; 2)существует только простое и то, что сложено из простого – в мире нет ничего простого; 3)Существует не только причинность по законам природы, но и свобода – нет никакой свободы, все совершается согласно законам природы; 4)Существует безусловно необходимое существо, т.е. Бог, как причина мира – нет никакого абсолютного необходимого существа как причины мира. Следовательно, разум по своей природе противоречив, что является источником его развития. Гегель. Развитие логики – учение о всеобщих законах движения и развития, о разумных принципах, лежащих в основе всего существующего. Основная форма мышления – понятие, которое является началом всякой жизни. Логика исследовала наиболее общие закономерности развития и познания, т.е. она выступила учением о сущности вещей. Она рассматривала такие вопросы как: закономерности действительности, превращение количественных изменений в качественные, соотношение философских категорий, природа механических, химических, жизненных процессов. Гегель рассматривал общие понятия: бытие, ничто, становление, качество, количество, меру, сущность, тождество, различие, противоречие. Развитие понятий идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего содержания к понятию более богатого содержания, охватывающему в единстве различные, даже противоположные стороны. Раскрывая взаимопереход наиболее общих категорий, он критиковал метафизическое противопоставление тождества и различия, сущности и явления, свободы и необходимости, подчеркивая, что противоположности не абсолютны, а относительны, в их основе лежит противоречие. Понимание отрицания и отрицания отрицания: отрицание есть закономерная ступень процесса развития, диалектическое отрицание означает не полное отрицание, а сохранение преемственности в развитии – положительных качеств явления, в дальнейшем отрицание подвергается вновь отрицанию. Фейербах. Лишь благодаря чувственным восприятиям возможно познание. Все объекты чувственно воспринимаемы. Чувственное восприятие может давать косвенные свидетельства того, чего мы не видим, не слышим, не осязаем. Мышление зависит от ощущений. Чувственное созерцание – критерий истинности мышления. Отрицание диалектического характера между чувственностью и мышлением. Критика религии. Религиозное поклонение явлениям природы («естественная религия»), так же как и религиозный культ человека в новое время («духовная религия»), показывает, что человек обожествляет все то, от чего зависит реально или хотя бы только в воображении. Но религия не прирождена человеку. Любовь, человеческое сердце – истинная сущность религии, атеизм – истинная религия без бога. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |