|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие знания. Отражательная и деятельностная концепция знания. Понимание знания в постмодернизме. Неявное знаниеОтражательная концепция знания. Знание – система форм идеального. Знание есть знаковая система. Берет начало с античности. Два источника знания – разум и чувства. Знание – мнение и надежные знания (знания сущего). Платон: знание – это припоминание сущего разумной душой с помощью метода амнезиса. Аристотель разработал последовательный систематический логический анализ языка – формальную логику. Деятельностная концепция знания. Знание не знаковая система сама по себе, а идеальная сторона соотношения субъекта и объекта, связанная с системой деятельности. Знание – не просто идеальная, но и рефлексивная сторона взаимоотношения субъекта и объекта. Знание становится таковым, когда субъект осознает это знание, т.е. отделяет его от своей жизнедеятельности, применяет в деятельности. Понимание знания в постмодернизме. Содержание знания определено культурной ситуацией, поскольку реальность человекоразмерна. Концепт (общее представление) всегда обладает то истиной, которую получает в зависимости от условий своего создания (Делез). Знание определено целями и ценностями субъекта, которые меняются, поэтому не может быть законченных форм знания. Процедура получения знания не выходит за рамки языка, субъект свободен в интерпретации. Деконструкция – отказ от принятия одного значения текста, т.к. он всегда содержит множество значений. Таким образом, для постмодернизма характерно: плюрализм знаний об одном и том же объекте; постоянная изменчивость; фрагментарность; обращение к бессознательному (эпистема, состояние шизофрении, присутствие целого в субъекте). Неявное знание. М.Полани: в системе знания как его разновидность имеются компоненты, не представленные в явном виде, а существуют как подтекст, скрытые основания и предпосылка знания. Например: математическое, знание как употребление языка, самосознание. Проблема истины: основные концепции: корреспондентская, когерентная, конвенционалистская, позитивистская, прагматистская. Постмодернизм об истине. Характеристики истины. Истина и заблуждение. Корреспондентская концепция. Истина – знание, соответствующее действительности. Берет начало от Платона и Аристотеля. Доминирует в гносеологии, т.к. наиболее полно соответствует целям познания. Не является универсальной – не всегда применима к формализованному знанию, не возможен и перевод всех теоретических положений на язык наблюдений. Когерентная концепция. Истина – самосогласованность знаний, согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивостью. Получена в результате соблюдения логических правил из других предложений, признанных ранее истинными. Замкнута на высокотеоретизированном знании, не требует выхода в практику. Конвенционалистская концепция. Истина – это соглашение. Обращена к субъекту и не требует соотнесения с объектом. Выбор конвенций зависит от удобства и простоты. Объясняется вводом понятий и законов «извне» - из других систем знания (математики, логики), необходимых для вывода знания. Позитивистская концепция. Истина – опытная подтверждаемость знания. Значение имеет только то знание, которое проверено в чувственном опыте субъекта, переживаемо. Знания, научные законы – это всего лишь фиксация зависимостей между явлениями наших ощущений, но не выход к объекту. Опыт – поток ощущений. Прагматистская концепция. Истина – полезность знания. Ч.Пирс – теория знания: значение всякого знания (знака) заключается в совокупности практических последствий работы с ним. Для достижения истины необходимо прежде психическая убежденность, верование, а не соотнесенность с объектом. Постмодернизм об истине. Понимание истины основано на идеях конвенционализма и прагматизма. Смысл: истина для данного субъекта, полученная средствами этого субъекта в его опыте. Истина плюралистична, релятивна (отрицание обязательных нравственных норм), зависима от целей субъекта, настолько полезна, насколько это приносит выгоду. Истина не слепок объекта, а регулятор деятельности в данной сфере. Истин много, т.к. много способов деятельности, необходимо только следовать определенным правилам. Единственная реальность – язык, поскольку все виды деятельности есть языковые практики. Поэтому истина – это область дискурс (логический довод) а, а не обращение к объекту. Характеристика истины. 1) Объективность истины: Первичность материального, которое объект представляет по отношению к знанию как идеальному, в котором материальное представляется. Истина всегда относится к направленному отношению «субъект – объект», из которого объект никогда не может быть изгнан. Субъективные моменты, которые представлены в оценке истинности, составляют не столько личные качества познающего субъекта, сколько качества исторического коллективного субъекта – общества. 2) Абсолютная истина возможна как: Результат познания отдельных сторон объекта; окончательное знание определенных аспектов деятельности; сохраняющееся содержание относительной истины в дальнейшем развитии познания; полное актуально никогда целиком не достижимое знание о мире. 3) Относительность истины. Истина всегда относительна как знание неполное, незавершенное. Относительно познаваемого объекта (глубины его сознания). Относительно характера и направленности субъект-объектного отношения. 4) Конкретность истины Истина конкретна в зависимости от конкретных связей и взаимодействий присущих явлениям. Конкретна в тех или иных познавательных отношениях. Истина и заблуждение. Заблуждение – непреднамеренноенесоответствие суждений или понятий объекту. Причины заблуждения в том, что поиск истины всегда связан с догадками ипредположениями: субъект накладывает на область неизвестного свои предварительные представления,основанные уже на известном, а также объекты изучения многогранны. Одни предположения более достоверны, другие – менее.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |