|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Работа над аналитической статьейКак и любая отрасль человеческой деятельности, публицистика требует и специальной подготовки, и специальных приемов. По публикациям не всегда можно с уверенностью судить о жизненном опыте и творческом облике их авторов; печатаются нередко безликие произведения, где авторское непосредственное суждение заменяет стереотип, где общие, трафаретные места вытесняют самобытность, оригинальность и самостоятельность мысли. Но ведь известно, что «литературное дело всего менее поддается механическому равнению, нивелированию». Авторство — всегда творчество. Если условно расчленить творческий процесс на элементы, то в нем отчетливо выделяются три последовательные ступени или этапа: выбор темы, разработка темы, развитие содержания и литературная отделка текста. Творчество сопряжено с трудностями, возникающими при попытке подыскать явлениям действительности необходимое выражение. Первая трудность — отбор материала. Умение находить главное в жизни, сделать сложную и трудную проблему близкой для читателя, увлечь, воодушевить публицистическим словом. Не сумев выделить наиболее важное, интересное, автор идет по пути тематического эклектизма, отзываясь на самые различные явления и всюду оставаясь неглубоким наблюдателем. Другая разновидность мук творчества, связана с трудностями интерпретации. Как найти публицистическое, научно обоснованное истолкование явлениям действительности, определившим тему статьи, ее содержание? Все это сопряжено с авторской концепцией. Нe меньшую трудность представляет и задача публицистического воплощения своей темы. Здесь речь идет о поисках средств материализации мысли. После чего один имеет успех, а другой — не особенный, средний успех. От чего это зависит? Конечно, нужно попасть в точку, попасть, если можно так выразиться, в то настроение, которое в этот момент владеет массами, подсказать в нужный момент по тому или иному вопросу решение. Если вы средне выступили, но задели самый больной вопрос, интересующий массы, если вы на него дали ответ, то самая рядовая статья произведет большой резонанс. Почему? Потому, что она как раз ударила по этой струне общественного напряжения, которая особенно в данный момент натянута. И если вы ударили по натянутой струне, то резонанс получится огромнейший. Сами массы создают этот резонанс, и получается большой успех». «Найти и крепко-крепко уцепиться за такое именно звенышко, которое всего важнее в данный момент», «ударить по той струне, которая в данный момент натянута» — это для публициста означает, прежде всего, взять злободневную тему, но такую, которую он мог бы с полным основанием считать «своей темой». Если тема для автора окажется случайной, то и злободневность ее не поможет. Автор едва ли скажет что-нибудь новое, существенное. Когда материал требует глубокого анализа множества фактов и широких обобщений, то, вероятно, речь пойдет о статье. Но о какой? О передовице или пропагандистской? Научно-популярной? Или о полемическом выступлении? Подобные вопросы решает, конечно, сам автор, сообразуясь со своими творческими интересами и возможностями, разумеется, с учетом редакционных планов, взвесив все «зa» и «против». Прежде чем написать корреспонденцию, даже заметку, автору нужно обязательно где-то побывать, встретиться и побеседовать с людьми, собрать и проверить некоторые сведения, взвесить их, правильно оценить факты. Но куда больше предварительного труда требует передовая, теоретическая, постановочная статья. Личные наблюдения и здесь необходимы. Но их недостаточно. Необходимо еще использовать немало теоретических работ, различные источники обобщенных данных, статистических сведений. От произведений публицистики, от статей в особенности, требуется, чтобы они были проникнуты мыслью, и мыслью обобщающей, передовой. Мысль эта не приходит сама собой, она добывается кропотливой и тщательной обработкой фактов. Публицист должен основательно изучить предмет, проштудировать соответствующие документы, специальную литературу. При этом условии можно рассчитывать, что автор найдет свой, оригинальный поворот темы, ее трактовкой заинтересует читателя. Анализ — это движение мысли, это одновременно и гарантия от появления в статье пустяковых сведений и тривиальных истин. Характеристику фактов при этом не следует предвзято подгонять к определенной идее: так незаметно для себя можно подменить реальность надуманной схемой, стать жертвой ложной тенденциозности. Мастерство — это умение в наиболее лаконичной, сжатой форме ярко раскрыть читателю сущность того или иного положения, правильность или ошибочность той или иной мысли, убедить читателя, активизировать его в нужном нам направлении. Краткость — непременное условие мастерства журналиста. Писать кратко, но исчерпывающе — драгоценное качество публициста, слово которого обращено к народу. В творческом процессе большую трудность составляет организация материала как единого целого. Для того, чтобы множество фактов, статистических данных, мыслей четко и последовательно выражало главную идею автора, пути осуществления поставленной цели, нужно, кроме всего прочего, отобрать наиболее существенное, расставить акценты создать целесообразные пропорции B статье невозможно оперировать сотнями и даже десятками примеров. Сила и убедительность ее достигается иначе. Публицист основательно изучает то, о чем намерен писать, и из бесчисленного количества известных ему фактов приводит, может быть, один, но такой, в котором наиболее ярко раскрывается вся суть вопроса, привлекшего внимание автора. Трудность «операции» заключается в отборе нужного и изъятии лишнего. Удачно найденные экономные средства решения темы — верная гарантия против быстрого «старения» статьи. И через десятилетия после выхода в свет статья подкупает читателя своей свежестью, тем, что иначе называют актуальностью. Призвание публициста, его постоянное дело — писать историю современности, отзываться живыми статьями на запросы времени. Печать отображает всю совокупность, все стороны общественной практики, активно воздействует на нее. Наша публицистика не копирует действительность, а творчески раскрывает внутренние связи, явления, их сущность, обобщает факты, делает выводы; ей противопоказаны статьи, дающие много фактов и мало выводов. Публицист — историк современности — берет на вооружение метод, предполагающий единство анализа и синтеза. Публицисту в его творческом поиске, исследованиях необходим всесторонний анализ конкретных фактов и явлений, как основа теоретического мышления в рамках избранной темы и условие того, чтобы конкретное не выступало в статье в виде хаотического нагромождения материала, а представлялось как живое единство сущности и ее проявления.
Лекция № 14. Рассмотрение совокупности социальных фактов, представляющих разные стороны современности Рассматриваемые вопросы: 1.Обозрение. 2.Общие и тематические обзоры об определенных сторонах жизни общества. 3.Аналитический обзор писем.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |