|
|||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДВА СУБЪЕКТА, НО ЧЕТЫРЕ УЧАСТНИКАОбычно полагают, что консультирование и психотерапия — это отношение двух личностей, консультирующего и клиента. Исторически сложилось представление, что только терапевту необходима эмпатия для работы с клиентом. Сейчас есть все основания говорить о том, что эмпатия требует более широкого понимания. На самом деле, возможно существование четырех участников интервью: психолог, его культурно-исторические истоки; клиент, его культурно-исторические истоки. В теории Дакана (1966, 1967) делается предположение, что интервью — это не просто отношения между двумя людьми, физически присутствующими на сеансе. Это еще и взаимоотношение культур. То есть в процесс консультирования вовлечены как минимум четверо, и то, что мы принимали за беседу терапевта и клиента может оказаться процессом взаимодействие между их культурно-историческими корнями. Следующий рисунок иллюстрирует точку зрения Дакана:
Отметим, что консультирование — предмет более сложный, чем просто выдача клиенту рекомендаций. Культурная принадлежность всегда должна учитываться. На приведенном рисунке терапевт и клиент — это мы видим и слышим в процессе интервью. Но никто не может уйти от своего культурного наследства. Некоторые психологические теории имеют тенденцию к антиисторизму и недооценивают влияние культурной принадлежности клиента. Они фокусируются в основном на отношениях клиент -психолог, опуская более интересные факты их взаимодействия. Шнайдерман (1983) утверждает, что “тот, кто стремится стереть культурные различия и создать общество, в котором не существует чужеродность, идет к отчуждению... Моральное отрицание чужеродности — это расизм, вряд ли можно в этом сомневаться”. Эмпатия требует, чтобы вы понимали как личную неповторимость, так и “чужеродность” (культурно-исторический фактор) своего клиента. Исторически эмпатия фокусировалась на личной неповторимости, а про второй аспект забывали. Например, для психологов США и Канады характерно ожидание, что все клиенты, независимо от их культурной принадлежности, будут одинаково реагировать на одно и тоже лечение. Если исходить из концепции Дакана, то подобная терапия выглядит так:
Таким образом, культурно-историческое влияние здесь отражено, но клиент и психолог не осознают этих проблем. А вот что еще случается иногда в процессе интервью:
В этом примере клиент осознает специфику своей культурной принадлежности и учитывает ее в своих планах на будущее. Психолог, однако, исходит из теории, основанной на индивидуальной эмпатии и не обращает внимание на это важное обстоятельство. Кроме того, клиент видит в консультанте только культурный стереотип. Такой пример — отнюдь не исключение из правил, и многие не белые клиенты, пытавшиеся получить консультацию у неквалифицированного белого психотерапевта, с готовностью подтвердят это. В идеальном варианте оба — психолог и клиент — осознают и используют культурно-исторический аспект. Эмпатию уже нельзя считать “необходимым и достаточным” условием, если не уделять внимания культурному аспекту. Модель Локана дает дополнительный импульс для построения определенного уровня эмпатии. Иногда клиент и психолог полагают, что они говорят друг с другом, тогда как на самом деле они являются только пассивными наблюдателями того, как взаимодействуют две культурные установки (см. следующий рисунок). Вам могут показаться странными реакции некоторых людей, и только позже вы начинаете понимать, что эти трудности коммуникации проистекают из разных культурных стилей и разной значимости одного и того же стимула.
Подобный пример может оказаться типичным при общении иммигранта-вьетнамца и психолога из среднего класса. Они могут разговаривать друг с другом, но степень понимания будет очень мала, и в действительности это говорят две культуры, а сами личности затеряны в этом процессе. Дакан предлагает модель для психоаналитической теории, цель которой — достичь культурно-исторических корней клиента и найти пути реконструкции личности. Задача терапии — стимулировать понимание культурно-исторических факторов, которые проявляются в конкретной жизни индивида. Приведенную ниже модель можно отнести к психоанализу французской школы, но она также объясняет роль терапии: “В самом ли деле проблема заключается в клиенте, или причина ее коренится культурно-исторических условиях?”
Когда психолог добивается установления определенного уровня эмпатии, то необходимо учитывать не только индивидуальность клиента. Одна только эмпатия — это неэффективный подход. Эмпатию можно считать частью терапии, только если она опирается на знание окружающей среды. В свете долгой истории этого понятия последнее утверждение может показаться слишком радикальным. Однако исследования показали, что эмпатия оказывается не столько успешной, как это предполагал Карл Роджерс. Логично будет предположить, что в своей основе эмпатия является все-таки необходимой, но следует вносить изменения, учитывая новые факты о роли культуры. Давайте рассмотрим примеры культурной эмпатии, которая все еще является важным элементом психологической помощи. В этой главе подробно рассматривается построение индивидуальной эмпатии. Таблица 4.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРАПЕВТА, КОМПЕТЕНТНОГО В КУЛЬТУРНЫХ НАВЫКАХ
КУЛЬТУРНАЯ ЭМПАТИЯ Интенциальный психолог или терапевт должен быть способен вырабатывать различные варианты общения с разными культурными группами. Вы, как интенциальный психолог, являетесь продуктом своих культурных и исторических истоков. Ваш клиент может иметь, хотя и близкие, но отличные от ваших, культурные корни. Не найдется и двух индивидов с абсолютно одинаковыми культурными корнями. Важным для понимания эффективной эмпатии является осознание того, что чужой взгляд на мир существенно отличается от вашего. В табл. 4.1 обсуждается проблема культуры и консультирования. Достаточно ли вы подготовлены, чтобы построить эмпатию с людьми разных рас, различных религий, сексуальных наклонностей, возрастов, этнических групп, а также с теми, кто имеет некоторые специальные проблемы (развод, наркотики)? Ясно, что мужчины и женщины нуждаются в равной психологической помощи. Как психолог и терапевт, вы должны быть готовы к работе с людьми, кардинально отличающимися от вас самих. Есть несколько способов подготовить себя к более глубокому пониманию этого. Первый — это поставить перед собой за- дачу осознать различия с последующим изучением эмпатии и навыков выслушивания. Если вы правильно умеете выслушивать, то клиент неизбежно проявит то, насколько комфортно он себя чувствует. Но как показывают исследования, навыки эмпатии психолога — это еще не все. Таким образом, нам нужна долговременная программа изучения ключевых аспектов индивидуальных и культурных различий. Вам надо попробовать по- работать в разных теоретических ориентациях, которые могут быть полезны тем, чьи культурно-исторические корни отличаются от ваших. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |