|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стадия 5. ОбобщениеКак и в случае с другими экзистенциально-гуманистическими направлениями, логотерапия уделяет много внимания обобщению и поддержке перемен в поведении. Предполагается, что вы можете попросить клиента обдумать интервью и через несколько дней вновь поговорить с ним (даже по телефону).
НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Красота и сила экзистенциально-гуманистической традиции основывается на вере в человека, в возможность его роста, в бесконечное разнообразие его опыта. Однако некоторые наивные психологи восприняли из всего этого только “бесконечность возможностей” и ведут клиента к деструктивному, замкнутому циклу существования. В Стендфорском университете изучались 17 групп встреч общей численностью 20 человек. Основной результат заключается в том, что для одной трети результат положительный, для второй — без изменений, для третьей части результат был явно отрицательным. Важнее то, что результатом этих коротких встреч было: 1 тяжелый случай и 17 отрицательных перемен. Среди них были случаи попыток самоубийств и госпитализации в психиатрические клиники. Лидеры групп встреч были разбиты на категории по стилю поведения, и выяснилось, что все, кроме одного случая, исходят от трех-пяти лидеров, которые можно назвать “стимуляторами агрессии”. Эти люди любят вызывать конфронтацию между членами группы. Они склонны к авторитарности, ищут немедленного самораскрытия и выражения глубоких чувств, их мало заботят мысли членов группы. Один из лидеров (три тяжелых случая) говорил так: “Я вижу, что большинство группы не хочет что-то делать, поэтому я шел вперед и хорошо проводил время” (Я лом и Либерман, 1971) Эти исследования, конечно, не определяют характер всех групп встреч, и мало что говорят о психологах экзистенциально-гуманистической направленности. Просто мы хотели еще раз подчеркнуть, какой вред может принести даже хорошая теория, если ее применять без учета человеческой натуры. Индивидуальная терапия гуманистической традиции представляет величайшие ценности человечности. В то же время некоторые “новейшие” терапии приклеивают на себя этикетку экзистенциально-гуманистических и развивают крайнюю степень зависимости клиента от психолога, вплоть до того, что поощряют сексуальные связи между психологом и клиентом. Психоанализ и бихевиоризм, которые часто обвиняют в манипуляторстве и отсутствии гуманизма, имеют строгие этические нормы, высокий уровень профессионализма, чего не скажешь о некоторых неконтролируемых формах экзистенциального гуманизма. Нельзя оставить без внимания, что экзистенциально-гуманистическая терапия постоянно делает упор на индивидуальный рост клиента. Хотя в теории уделяется достаточно внимания отношениям с другими (промежуточная сфера), на практике мы всегда прежде всего имеем дело с индивидуумом, с тем, что он хочет, меньше обращая внимание на отношения со средой. Вот как говорил основоположник гештальт-терапии Перлс: “Вы делаете по-своему, я — по-своему. И если случайно наши пути пересекутся — что ж, тем лучше”. Можно критиковать его за нежелание вступить во взаимоотношения, за неумение преодолеть рамки собственного Я. Разнообразие жизни, которое подчеркивается экзистенциальной традицией, может привести к проблеме отчуждения личности от других. Как и психодинамическая теория, экзистенциально-гуманистический подход является вербальным по своей природе. Занимаясь проблемой смысла жизни, внутренней удовлетворенностью человека, эта терапия неизбежно многословна, а потому больше подходит представителям верхнего и среднего классов. Позитивная философия Карла Роджерса может встретить понимание у небелых клиентов, но, поскольку у ее методов медленная отдача, мало непосредственного действия и она не умеет рассматривать сиюминутные проблемы, то она часто не подходит для этих групп. Кроме того, существенным недостатком с точки зрения небелого клиента является игнорирование отношений личности — окружение. Учитывая все эти проблемы и трудности, что же делает экзистенциальный гуманизм полезным для начинающего психолога? Пожалуй, главным вкладом Роджерса было его стремление к эмпатии, тщательное выслушивание клиента и его готовность предоставить интервью для исследования с помощью звукозаписи или фильма. Методы внимания (глава III) взяты большей частью из его классификации, которую он сделал еще в своих ранних работах. Качественные условия (глава VI) — теплота, уважение, конкретность — тоже берут свое начало из теории Роджерса. Методическая ценность этой теории в том, что он научил нас внимательно слушать клиента, быть открытым во время интервью. Только так мы и можем расти, только так мы поймем свои возможности, которые могут обогатить жизнь других людей. Работы Фрица Перлса дали нам ряд эффективных техник, которые можно использовать не только в гештальт-терапии, но и в сопряжении с другими теориями. Теория Виктора Франкла с его сбалансированными методами выслушивания и воздействия занимают центральное место в экзистенциально-гуманистической традиции. У Элизабет Лукас, его ученицы, мы находим полезное обсуждение работ Франкла. Этот подход открыто и честно ведет разговор о проблемах человеческой души, преодолевая их через действия личности и с помощью поддержки психолога. Все эти теории всегда заняты поиском позитивного в человеческом опыте и развивает взаимоотношения личности и его окружения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |