Темы для самостоятельной работы
| Кол-во
часов
| План изучаемой темы
| Методическое обеспечение
| Форма самостояте-
льной работы
| Ключевые вопросы
| Формирование умений и навыков (компетенции)
| Форма отчетности
|
Творчество П.-Ж. Беранже.
|
| Реализм первой половины XIX в. Проблема творческой индивидуальности П.-Ж.Беранже
| Беранже, П.-Ж. Король Ивето. Маркиз де Караба. Господин Искариотов.
Данилин, Ю. Беранже и его песни / Ю. Данилин. – М., 1973.
Козлова, Н.П. Творчество Беранже / Н.П. Козлова. – М., 1973.
Муравьева, Н.И. Беранже (ЖЗЛ) / Н.И. Муравьева. – М., 1965.
Старицына, З. А. Беранже в русской литературе / З.А. Старицына. – М., 1980.
| Работа с литературными источниками (тексты художественных произведений, критическая литература). Конспектирование основных положений.
| Краткий очерк творчества Беранже. Своеобразие проблематики и поэтики, стиля, связь с народным творчеством. Беранже в России.
| Навыки работы с научной и учебной литературой, навыки анализа художественных текстов.
| Ответ на экзамене
|
Рассказ О. де Бальзака «Неведомый шедевр»
|
| Рассказ О. де Бальзака «Неведомый шедевр»
| О. де Бальзак «Неведомый шедевр»
| Составление вопросов тестового типа на знание художественного текста
(25 вопросов с 3-4 вариантами ответов).
| Вопросы по содержанию текста – события, детали, главные действующие лица и т.д.
| Навыки внимательного чтения художественной литературы, умение выделять главное и второстепенное, умение составлять вопросы тестового типа.
| Контрольный тест
|
«Роман Стендаля «Красное и черное» в оценке Э. Ауэрбаха»
|
| Э. Ауэрбах о романе Стендаля «Красное и черное»
| Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. – СПб.:
Университетская книга, 2000. – С. 380-411 (гл. 18).
| Работа с научной литературой
| Специфика реализма Стендаля. Стиль романа Стендаля «Красное и черное». Особенности жанра.
| Навыки работы с научной литературой.
| Контрольный тест. Ответ на экзамене
|
«Этюд о Бейле» О. де Бальзака»
|
| Роман Стендаля «Пармская обитель» в оценке О. де Бальзака («Этюд о Бейле»)
| О. де Бальзак «Этюд о Бейле»
| Работа с художественными текстами и критической литературой
| Основные направления в литературе: литература образов, литература идей и литературный эклектизм. Представители каждого направления. Стиль романа Стендаля «Пармская обитель». Система образов романа. «Плюсы» и «минусы» романа Стендаля с точки зрения Бальзака.
| Навыки анализа художественных текстов, работы с научной и учебной литературой. Конспектирование основных положений.
| Контрольный тест. Ответ на экзамене
|
Образ Кармен в искусстве.
|
| Образ Кармен в живописи, скульптуре, драматическом искусстве, опере, балете, кино.
| См. литературу к практическому занятию №1. Художественный фильм «Кармен» (реж. К. Саура), документальный фильм П. Вайля «Гений места» (Севилья), опера Ж. Бизе «Кармен», балет на поющих фонтанах в Праге «Кармен» (реж.: М. Янечек, 2006 г.)
| Работа с художественным текстом, культурологическим материалом.
| Образ Кармен в изобразительном искусстве, в скульптуре, в балете, в опере, в драматическом искусстве, кино. Почему образ Кармен стал классическим в мировой литературе и искусстве?
| Навыки работы с научной и учебной литературой, навыки анализа художественного текста, умение интерпретировать образ в разных видах искусства, умение находить и систематизировать разнообразный материал по теме.
| Ответ на практическом занятии и экзамене
|
История создания повести О. де Бальзака «Гобсек»
|
| История создания повести О. де Бальзака «Гобсек»
| О. де Бальзак Гобсек
| Работа с художественным текстом
| 3 варианта повести Бальзака. От замысла к свершению. Трансформация сюжета и образа главного героя.
| Навыки работы с научной литературой, умение систематизировать и выделять главное.
| Ответ на практическом занятии и экзамене
|
Художественная разработка образа Гобсека.
|
| Художественная разработка образа Гобсека.
| О. де Бальзак Гобсек, см. список литературы к практическому занятию №2.
| Работа с художественным текстом.
| Образ Гобсека в повести Бальзака «Гобсек»: портрет героя, обстановка его окружающая, жизненная философия, отношения с другими персонажами (Дервилем, семьей де Ресто, Фанни) Мальво).
| Навыки анализа художественного текста, умение выбрать необходимый цитатный материал, умение систематизировать материал
| Ответ на практическом занятии и экзамене
|
Женский роман в английской литературе XIX в.: литературный текст и его экранизация.
|
| Художественный текст английского женского романа: проблематика, система образов, интерпретация текста кинематографом.
| Остен, Дж. Гордость и предубеждение; Бронте, Ш. Джейн Эйр; Элиот, Дж. Миддлмарч. Мельница на Флоссе; Гаскелл, Э. Мэри Бартон и др.
Экранизации ВВС.
| Работа с художественными текстами, экранизациями.
| См. раздел «Самостоятельная домашняя работа»
| Навыки анализа художественных текстов, умение сравнивать литературный текст и кинематографическую версию произведения.
| Творческая домашняя работа.
Ответ на экзамене
|
Чартизм и его литература
|
| Чартистское движение и его развитие. Литература чартизма.
| Ивашева, В.В. В атмосфере «голодных сороковых» В.В. Ивашева // Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX в. В его современном звучании. – М., 1990.
История всемирной литературы В 9 т. Т.6.– М.: Наука, 1989.
| Работа с литературными источниками (тексты художественных произведений, критическая литература). Конспектирование основных положений.
| Три этапа чартистского движения и представление его левого и правого крыла. Проблема традиции и новаторства в чартистской литературе. Чартистская поэзия. Чартистская проза и публицистика.
| Навыки работы с научной и учебной литературой, навыки анализа художественных текстов.
| Ответ на экзамене
|
Лирика Г. Гейне
|
| Творчество Г. Гейне. Основные этапы его творчества. Особенности композиции и лирического героя в сборнике «Книга песен».
| См. список литературы к практическому занятию №3.
| Анализ поэтического текста.
| 1.Название стихотворения фамилия переводчика. Есть ли другие варианты перевода данного поэтического текста на русский язык?
2.Тематика произведения. Изобразительно-выразительные средства, используемые автором, их роль в тексте. Каковы образы в стихотворении – романтические или реалистические? Обосновать.
3.Место стихотворения в цикле, из которого оно взято, и в самом сборнике «Книги песен».
| Навыки анализа художественных текстов, работы с научной и учебной литературой.
| Ответ на практическом занятии и на экзамене
|
Поэзия У. Уитмена.
|
| Поэзия У. Уитмена. Сборник стихотворений «Листья травы».
| Венедиктова, Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена / Т.Д. Венедиктова. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
Мендельсон, М.О. Жизнь и творчество Уитмена (1819-1892) / М.О. Мендельсон. – М.: Наука, 1965.
От Уитмена до Лоуэлла: амер. поэты в пер. В. Британишского / сост., ввод. тексты В.Л. Британишского. – М.: Аграф, 2005.
Старцев, А. И. От Уитмена до Хемингуэя / А.И. Старцев. – М.: Сов. писатель, 1981.
Чуковский, К.И. Мой Уитмен. Его жизнь и творчество / К.И. Чуковский. Избранные переводы из «Листьев травы»; Проза / К.И. Чуковский. – М.: Прогресс, 1969.
Чуковский, К. Уолт Уитмен [Электронный ресурс] / К. Чуковский Собрание сочинений в 15 т. Т. 3. – М.: Терра, Книжный клуб, 2001.
http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Whitman/Whitman.htm
| Работа с художественными текстами, научной литературой.
| Демократический пафос поэтического и публицистического творчества. История создания и композиция сборника «Листья травы». Эстетическое новаторство Уитмена: особенности поэтического стиля, переход к свободному стиху, связь с устным народным творчеством, с романтизмом. Трансцендентализм – философская основа творчества. Уитмен и мировая литература. Уитмен и Маяковский.
| Навыки работы с научной и учебной литературой, навыки анализа художественных текстов.
| Ответ на экзамене
|
Выполняете следующие работы и сдаете их в сроки, указанные в листе отчетности.