|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура и содержания дисциплины «История зарубежной литературы XIX ВЕКА. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ РЕАЛИЗМ 1830-1870-Х ГОДОВ»
Общая трудоемкость курса «История зарубежной литературы XIX века. Западноевропейский реализм 1830-1870-х годов» составляет 3 зачетные единицы (всего – 108 ч., из них: 26 ч. – лекции, 16 ч. – практические, 30 ч. – внеаудиторная самостоятельная работа студентов, форма отчетности – экзамен). Сроки изучения дисциплины: один семестр. Формы промежуточного и итогового контроля по дисциплине: в течение семестра студенты выполняют ряд проверочных работ по усвоению материала курса (такие работы проводятся после изучения крупной темы); готовят задания, выносимые на самостоятельное изучение; читают произведения из списка обязательных для чтения художественных текстов и ведут читательский дневник («цитатник»). Отдельно проводятся собеседования по прочитанным текстам. На предпоследнем лекционном занятии студенты пишут контрольный тест по материалу всего курса, на последнем – подводятся итоги. В конце семестра студенты, не имеющие задолженностей, сдают экзамен.
МОДУЛЬ 1
РЕАЛИЗМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА И ЕВРОПЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС. ФРАНЦУЗСКАЯ РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Западноевропейский реализм XIX в. как «век перемен» и новая эпоха развития мировой литературы. Связь литературного процесса с процессом историческим. Индустриальная революция и урбанизация. Революционные всплески 1830 и 1848 годов, ответное насилие и реакция, общая тенденция к социальному компромиссу. Появление на авансцене среднего класса. «Самодельный» человек (self made man), сознающий себя не через принадлежность сословию или традиции, но через индивидуальную деятельность и ее результат. Демократизация и дальнейшая секуляризация культуры, всепроникающее распространение в ней рыночных отношений. Наука – естествознание – несущая опора нового мировоззрения. Стремление научного разума к всеохватности и упорядочению разнообразия явлений путем систематизации (чему в литературе соответствует стремление к типизации и панорамности социального видения). Универсальное применение принципа эволюции: социальный прогресс как популярное верование, история предмета как единственно законный метод его объяснения. Ведущий принцип реалистического искусства – принцип детерминизма: личность – функция ее окружения, социального контекста, материальной среды. Конкретная ситуация – результат пересечения множества причинно-следственных цепочек. Следовательно, реализм XIX века исходит из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать (как это делал романтизм) общечеловеческие, глобальные явления в психике и мироздании – как уже сложившиеся и вневременные. Позитивистская концепция О. Конта. Наблюдение и анализ – противовес «обанкротившемуся» воображению. Культ фотографического, репортерски-точного описания жизни и в ее социальном многообразии; культ жизнеподобия. Вопрос о термине «реализм», введение его в научный обиход группой французских писателей во главе с Шанфлери и Дюранти в 50-е годы XIX в. Концепция В.М. Жирмунского. Проблема генезиса реализма XIX в. Сущность научных дискуссий по проблемам реализма и модернизма, начиная с 1957 г. Предпосылки формирования реализма как литературного направления: социально-исторические, научные, эстетические. Своеобразие реализма первой половины XIX в. как художественного метода, его основные черты. Природа реалистического типа. Периодизация европейской реалистической литературы XIX в.: 1 этап – 1830-1848 гг.; 2 этап – 1848-1871 гг. Проблема жизнеспособности классического реализма XIX в. и реализма как литературного направления в истории культуры ХХ в. Концепции Т. Адорно, Г. Блеккера, Р. Гароди, М. Брэдбери, Д. Лукача. Значение литературы второй половины XIX в. состоит в том, что в ней складывается и обретает завершенность как классическая система литературных форм, так и действующая поныне система нравственных ценностей человечества.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |