|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Своеобразие английского романа XIX века: сравнительная характеристика Диккенса и ТеккереяПро Диккенса. С одной стороны, очень самобытный писатель, с другой — в его творчестве проявились типичные черты английского мышления, национальные принципы. Для англичан Диккенс — писатель номер два (после Шекспира, разумеется). Диккенса, как и других английских писателей, назвали реалистом ещё современники. Его поклонниками были Маркс и Энгельс; Диккенсу мешали прозвучать по-русски, многие его романы поблёкли, потухли, исчез юмор — самое, пожалуй, главное. Один из главных создателей реалистического романа XIX века. В Англии были особенности, отличавшие её реализм от Франции. Не были такими фанатиками революции, скорее, чем Кромвеля, они вспомнят Славную революцию, когда они тихо-мирно пригласили Вильгельма. Зато в Англии была промышленная революция, которая затронула все слои общества и многое перевернула. Но до 30-го этот переворот не был реализован в рамках государственной системы. После Вильгельма IV настало правление Виктории, которая сидела на троне 63 с лишним года. Не отличалась особенными эстетическими вкусами, особенно не притязала на управление государством. Диккенс и Теккерей — ранневикторианская эпоха. Эпоха парламентских реформ, когда один за другим были приняты законы, реформируюшие британскую государственную систему. В начале XIX века к смертной казни в Британии могли присудить за 200 различных преступлений, среди которых — бродяжничество и т.п. («Оливер Твист»). В 1834 года появились профсоюзы, был принят новый закон о бедных. Были образованы работные дома; в них попадает и Оливер Твист. Движение чартизма — борьба за законное укрепление революционных изменений. Эти перемены начала 30-х годов совпали с «появлением» реалистической прозы. В английской литературе вообще-то была традиция реалистического романа, которая уходит своими корнями в XVIII век. Два вида: романтические, готические, средневековые («roman»); роман, тяготеющий к реализму — «novel». В XVIII веке сложилась сама установка реалистической прозы: на правдоподобное изображение жизни, общества в главных его взаимосвязях и т.п. Традиция восходила к книгам о путешествиях; один из первых представителей — Даниэль Дефо («Робинзон Крузо», 1719, идея победы человека над пространством и даже временем, мечта, миф — но рассказанный реалистическим языком). «... Крузо» был романом не о морских путешествиях; там было много деталей. Ещё был плутовской роман; человек там становится функцией социальных обстоятельств, он приспосабливается к худшим требованиям общества. Дефо тоже писал такие романы. «История Тома Джонса, найдёныша» — роман «большой дороги», который давал и очень чёткий, точный исторический момент, и реалистичные описания; идея естественного человека, который по природе своей добр, искренен, и, хотя иногда он заблуждается, заканчивается всё хэппи-эндом. Во всём этом — исток английского и американского реалистического романа. Французские романы — романы воспитания (худшего из возможных), романы карьеры. У героя английского романа есть стремление сопротивляться окружающей среде. Для Диккенса эта черта просветительского романа была основной, причём он не особенно ориентировался на ближайших своих предшественников — Вальтера Скотта и Джейн Остин. Скотт стремился совместить традиции реалистического романа и романа-легенды; Остин писала самую современную, животрепещущую историю для читательниц; матримониальная составляющая сюжета. У Скотта — эпохальный сюжет, столкновение противоборствующих лагерей. Остин Диккенс не читал; Теккерей хотя бы в руках её держал. Ни тот, ни другой не усвоили уроков её психологизма. Особенности английского реализма:
существенность просветительской традиции, вера в добрую природу человека, причудливо совмещающаяся с верой в христианский идеал (кстати, Теккерей был скептик, его любимая книга в Библии — «Экклезиаст», полная сомнений, да и Диккенс не был особо религиозен), уверенность в том, что только религиозный идеал скрепляет общество («Смех хорошо, правда лучше, а любовь превыше всего», — Теккерей); И Теккерей, и Диккенс писали с юмором; мы слышим их смех на страницах романов. Английский юмор — очень важный элемент английского реалистического романа. Мир может быть изображён во всей своей неприглядности, но всё равно он настроен на комическое; Английский реалистический роман ориентирован на рынок. Конечно, и Стендаль писал, чтобы заработать денег, но и он, и Бальзак следовали законам суровой трагической действительности и никогда бы не стали лепить счастливый конец к своим романам. Совсем не то у Диккенса: у него счастливый конец гарантирован. Кстати, печатались его романы тоже с ориентацией на рынок: книжками по 2-4 главы с иллюстрациями. Понимание правды у Диккенса двоякое: вся неприглядность жизни, с одной стороны, и правда высшего христианского суда — с другой. За социальными конфликтами всегда присутствует конфликт нравственный (гордыня мистера Домби vs. чистая любовь Флоренс). Внедрение сюжетной схемы сказки, моралистической притчи, наличие идеальных героинь — важные особенности произведений Диккенса. 19 в. в английской литературе – The Victorian Age - эпоха Виктории (начиная с Остен и Скотта и кончая Тролопом и Коллинзом). Английский реализм (у нас его называют критическим, на Западе – социальным) вырос на фундаменте, заложенном Филдингом, Стерном, Вальтером Скоттом и Джейн Остен в начале 19в. Расцвет английского реализма – 30-60гг. 19в. Перелом в развитии английского критического реализма наступает в начале-середине 50-х гг. и связан с глубокими сдвигами, происшедшими в общественной обстановке. Реализм построен на злободневности, актуальности событий. В 1849г. Диккенс писал литератору Костелло, что если б он сегодня решил напечатать Пиквика, его б уже не приняли. Не приняли бы и Оливера Твиста, Николаса Никльби и др. Остро актуальные в 30-х – начале 40-х, эти произведения прозвучали бы по-иному в другую эпоху (тут стоит сказать про то, как изменилась творческая манера Диккенса – см. сл. Билет – более сложное изображение социальных конфликтов, социальная проблематика+психологическая, а также занимательность и «thrill» и более сложные многозначные образы, рост фабульности, символики и подтекста). Если сравнить «Домби и Сына» с ранними произведениями писателя, можно понять, что перемены произошли как в манере письма, так и в эмоциональном настрое писателя. То, что отвечало духу времени, идейным устремлениям и вкусам слоев английского общества в дни избирательной реформы, а затем 40-х гг. – в дни крайней нужды миллионных масс, зарождения и бурного взлета чартизма, переставало уже волновать на более позднем этапе или волновало много менее остро. В 50-х гг. эти проблемы («голодные сороковые» и пр.) начали отступать в прошлое и вытесняться другими. От писателей ждали новых тем, новых форм изображения, иных приемов отражения жизни. И это воплотилось в литературе 50-60-х гг. Реалистическое искусство пошло вглубь, потеряло свою плакатность. Диккенс написал «Холодны дом» и «Крошку Доррит», Гаскелл «Жени дочерей», «Ньюкомы» Теккерея стали гораздо популярнее «Ярмарки тщеславия». Социальные проблемы не были сняты, но их предлагалось решать на основе «объективного рисунка» без подсказки автора, без назиданий. От писателей ждали большей индивидуализации образов, более широкого отображения внутреннего мира и объяснений причин и следствий. Реализм уходит в сторону от социального жанра. Накал критицизма уже не столь очевиден, диапазон изображаемого уже, но изучение людей и их судеб и взаимоотношений намного более тонко и продуманно.Писатели предоставляют читателю делать свои выводы, без всяких там назиданий и поучений. В 50-60гг. напрочь отвергается гипербола, писатели идут не вширь, а вглубь, не довольствуясь даже самыми яркими, но схемами, пугаясь художественной плакатности и упрощений. Реалистический роман 50-60-х гг. создавался как теми авторами, которые только что вошли в литературу в 50-е гг. (Дж. Элиот, Троллоп и Уилки Коллинзм), так и теми, которые начали свой путь раньше (Теккерей, Гаскелл, Диккенс). Жанр приобретает новые качества, утратив многое из того, что ему было свойственно на более раннем этапе. Живые характеры, исследование внутреннего мира изображаемых людей, стилистические приемы, построение сюжета и отработка деталей – приобретя эти новые черты, реализм теряет полемичность, наступательный дух, остроту обличительного пафоса. Его создатели перестали ощущать в этот период прежнюю потребность в полемике и в заострении критицизма. Острота противоречий смягчается, конфликта теряют прежнюю остроту. Социальный критицизм не снимается, но приобретает иные, более продуманные, порой менее прямолинейные формы (сравнить «Холодный дом» с «Оливером Твистом»). Тематика часто очень близка, но методы ее трактовки совсем иные. Существовали два течения (два различных понимания реализма) у писателей-реалистов. Теккерей, сопоставляя свой реализм с реализмом Диккенса, писал: «Диккенс не любит меня. Он знает, что мои книги – протест против его книг, что если одни правдивы, то другие правдивыми быть не могут». Два писателя по-разному понимали задачи реалиста вне зависимости от того, когда были написаны те или другие из их произведений. Диккенс и Бронте сочетали в своих произведениях принципы реализма и романтизма, Теккерей же отвергал любой вид романтизма и развивался в русле «строгого» реализма. Теккерею не нравились сентиментализм и мелодраматичность в романах Диккенса, его романтические финалы. Теккерей стремился к лаконизму и сдержанности, к «экономии средств». Ш. Бронте признает мастерство Остен, но не принимает ее «рационалистической» манеры и недостаточной «поэтичности». Т.о. сосуществовали два типа реализма – «диккенсовский» и «теккереевский». Несмотря на это в Англии развивается традиция: преемственность приемов и художественных средств (форм сатиры и юмора, решения характеров, приемов психологического анализа, эмоционального пафоса), общие тенденции, характерные для английских реалистов в отличие от реалистов французских. Так, и у Остен, и у Бронте, и у Диккенса, и у Теккерея можно найти элементы дидактики. Сильно влияние писателей-реалистов викторианской эпохи на английских писателей 20в.
32. Особенности творческой манеры Диккенса. Вошел в литературу в 30-е гг. 19в. Не принимал прямого участия в политической жизни страны, но его крайне волновала тема социальной несправедливости и положения широких народных масс. Тем не менее, он долго верил в стабильность существующей социальной системы и устранимость общественных зол методом реформ. Был против революции, не принимал участия в чартистском движении. Оптимизм стух к концу 40-х гг. Диккенс считал, что общественную несправедливость можно устранить лишь путем воздействия на чувства отдельных людей, обращения к их совести и человечности. Его критицизм основан на теме нищеты и обездоленности миллионных масс, характерные для Англии 30-40-х гг. Его восприятие жизни строилось на контрастах и не терпело полутонов. Это не могло не отразиться и на технике его письма. В творчестве Диккенса чувствуется тесная связь с традициями и эстетикой романтизма: Д. придает огромное значение воображению, как его понимали романтики. Д. постигает сложнейшие связи, соединяющие людей и мир. Д. охотно прибегает к романтическим преувеличениям (гротеск и шарж – его любимые приемы). Образы-символы (Например, торговый дом «Домби и сын»). Романтически й пафос утверждения этического и эстетического идеала всегда присутствует в его произведениях. Д. никогда не утрачивает веру в конечное торжество добра, в победу мечты о счастье и справедливости для лучшей части народа – для людей труда. Творческая эволюция Диккенса – 4 этапа: 1 этап – юмористические очерки и рассказы, комическая эпопея «Записки Пиквикского клуба» (1836-1837) и первые социальные романы «Оливер Твист» и «Николас Никкльби» (1834-1842). В эти годы, когда складывается далеко не простая манера письма Диккенса, представляющая переплетение различных тенденций, пишутся и «Лавка древностей» (1839), и первый исторический роман Диккенса «Барнаби Радж» (1840-1842). Поездка писателя в Америку и создание им «Американских заметок» образует рубеж его эволюции, и намечается новый этап его литературной деятельности. 2 этап – в романах и новеллах 1842-1848гг. растет сатира, очевидная уже в «Мартине Чеззльвите» (1843) и первых «рождественских» рассказах («Гимн рождеству», «Колокола»). Впрочем, остро сатирическая интонация переплетается и здесь с интонацией примирительной, что отражает противоречивые настроения писателя после его возвращения из США. 2й этап в творчестве завершается одним из его лучших романов «Домби и Сын» (1848) – первым из больших социальных полотен зрелой поры. 3 этап – пятидесятые годы и новый важный рубеж в творчестве Диккенса. Характеризуется углублением сатирической тенденции во всем, что он пишет, и созданием романов, дающих более широкую, чем ранее, картину социальных нравов и конфликтов современной Англии. Правда, начинаются 50-е с публикации «Дэвида Копперфильда» - романа, романа, который не может быть назван социальным, но является почти автобиографическим произведениям и стоит здесь особняком. Наиболее показательны для 50-х «Холодный дом» (1852), «Тяжелые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1856) – крупнейшие социальные романы Диккенса. Кроме того, в его творчестве созревает новая тенденция. Она получает наиболее четкое выражение во всех его последующих романах: Диккенс все больше уделяет внимания запутанной интриге, осложненному сюжету, обнаруживает интерес к необычным и волнующим фабульным и психологическим ситуациям. Эта тенденция явно проступает как в его социальных романах, так и в новеллах и в рождественских рассказах Диккенса тех же лет («Крушение «Золотой Марии», «Рецепты д-ра Мериголда», «Чей-то багаж» и т.д.). 4 этап - второй исторический роман – «Повесть о двух городах», мрачная книга, отражающая уже настроение «позднего Диккенса» (1859-1870). В романах 60-х гг. («Большие ожидания» 1860, «Наш общий друг» 1863, «Эдвин Друд» 1870) растет мастерство в построении напряженной интриги, Диккенс все больше задерживается на редком и исключительном за счет типичного, все больше углубляется в раскрытие психологии героев, подчеркивая при этом отклонение от нормы. Предельного выражение эта тенденция достигает в последнем неоконченном романе Диккенса «Эдвин Друд».
33. Юмор и сатира в романах Диккенса и Теккерея. Преимущественно в раннем творчестве (1й-2й этап). В позднем творчестве юмор пропадает, зато появляется сарказм. В 30-е гг. Диккенс пишет юмористические очерки и рассказы, комическую эпопею «Записки Пиквикского клуба» (1836-1837гг.). Уже в «Очерках Боза» обнаруживается блестящее дарование Диккенса-юмориста. Но не все рассказы и очерки 1834-1835гг. могут быть сведены к бытовой карикатуре и бытовому шаржу. Уже здесь Диккенс рисует не только забавное и смешное, но и печальное и страшное. В «Пиквике» Диккенс уклоняется от изображения серьезных противоречий современной ему английской действительности, зато высмеивает нелепые пережитки прошлого и косные традиции. В то же время всем методом своего изображения показывает, что противоречия в конечном итоге снимаются. Все, что начинало звучать трагически, тут же нейтрализовалось шуткой, трагизм конфликтов современной жизни заслонялся веселые сценами пиршеств, свадеб и радостных застольных бесед Пиквика и пиквикистов. Юмор в «Записках» - художественное воплощение оптимизма молодого Диккенса. Автор сообщает о комических приключениях своих персонажей, неизменно соблюдая при этом внешнюю серьезность тона. Большое и малое, значительное и незначительное в конечном свете сводится автором к неотразимой шутке. На этом основаны все получившие широчайшую популярность сентенции Сэма Уэллера («уэллеризмы». напр. Долой меланхолию – сказал мальчишка, когда умерла учительница его. Теперь все в порядке – сказал король, отрубив головы членам парламента), на том же принципе построены все комические ситуации в повести, составляющие основное содержание и обаяние путешествия. Комической трактовкой образов Диккенс одновременно сглаживает и теневые стороны изображаемых фактов и смягчает противоположную тенденцию повести – идеализацию изображаемого. Все трактуется в духе шутки, все в повествовании выдерживается в стиле добродушной карикатуры. Диккенс подмечает комическую сторону изображаемых явлений, мелкие недостатки и слабости своих персонажей, подчас их ограниченность и глупость. Подшучивая над ними, он нейтрализует идеализацию художественной трактовки образов. Двойная (гармонизирующая) функция юмора Диккенса. Его смех (там, где речь идет именно о юморе, а не о сатире) одновременно и обличает и сглаживает. Смягчая все острые углы, он в конечном итоге примиряет. Шарж, очень часто вторгаясь в текст «Пиквикианы», всегда добродушен. В блестящей остроумием шутке резко звучит сколько-нибудь едкая ирония. В «Оливере Твисте» переплетаются различные тенденции – юмора, дидактики, документированного рисунка. Из примеров: речь Плута перед заключением, он там говорит как настоящий джентльмен. Смех сквозь слезы. Смех как оружие. И вообще много черного юмора. Кому-то смешно, кому-то нет, кто-то вообще ничего не понял. Например, рассуждения мистера Бамбла и гробовщика Сауэрберри о маленьких гробиках (там про то, что вот так и надо голодом морить, чтоб тощие умирали, тогда на гробы меньше дерева будет уходить). Комичны образы Ноа и Шарлотты. В «Николасе Никкльби» юмор изменчивый и гибкий, он настолько заостряется, что местами подходит к сатире (например, в изображении школы Сквирса). Комическое в этих произведениях сливается с серьезнейшими проблемами современного писателю общества, поэтому здесь видны уже новые оттенки смеха Диккенса – он использует приемы иронии, близкой к сатире; однако юмор писателя всё же не утрачивает жизнерадостности и оптимизма. В «Домби и Сыне» Диккенс обходит многие неприемлемые для викторианцев мотивы, опуская в подтекст то, что не мог говорить открытым текстом. Все больше сатиры и меньше юмора. В романе сосредоточены уже блестяще отработанные, отшлифованные приемы иронии и юмора и используются новые способы достижения комического эффекта (подчиненные, конечно же, новым идеям и проблемам, поставленным автором) – приемы и методы сатирического изображения. В 50-е гг. оптимизм перестает озарять страницы романов Диккенса, хотя обстановка в стране становится менее напряженной. В них все настойчивей звучат лирические и даже трагические интонации, которых не было до «Домби и сына ». В «Повести о двух городах» окончательно исчезает былой диккенсовский юмор, а сатира приобретает зловещие оттенки. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |