АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стихотворение «Гимн Красоте»

Читайте также:
  1. Alexander Lowen
  2. Der Geiger in der Wolfsgrube
  3. http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/LOT-212-.htm
  4. I. АНТИЧНОСТЬ
  5. I. МОГИЛЬЩИК: ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
  6. II этап — вторая неделя.
  7. III. Основная часть
  8. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  9. IV. Итог занятия.
  10. IV. ИТОГ УРОКА
  11. IX. ПАДЕНИЕ И СМЕРТЬ ГРАФА РОБЕРТА
  12. SILENTIUM

В произведении Шарль Бодлер воспел эту самую красоту. Однако, по мере прочтения "Гимна", становится понятно, что не так все просто. Красота бывает чарующей, притягательной, но при этом беспощадной. Это противопоставление нашло отражение и в композиции: все стихотворение построено на антитезе.

С одной стороны, красота несет радость и свет, воодушевляет, заставляет преобразиться. Но с другой – много людей становится жертвой этого абстрактного понятия. А значит, красота ведет за собой и смерть. Неслучайно спутником красоты у Бодлера становится Демон, который «словно пес, с тобою неотступно».

Одним из излюбленных мотивов Бодлера является слияние прекрасного и безобразного, и в этом стихотворении происходит перерождение красоты в смерть.

Да, пройдя через смерть, Красота возрождается, как Феникс из пепла, но тогда вновь встает вопрос о двойственности этого понятия, потому что героя волнует, чем же на самом деле является Красота.

69. Сборник стихов Бодлера «Цветы зла»: структура, тематика, образы.

Шарль Бодлер в своем творчестве поэтически отразил как кризис национального французского сознания после крушения империи Наполеона I, так и кризис изменения в сознании европейских народов в период между реальным бонапартизмом и революцией 1848 г. («Весны народов») и Парижской коммуной.

Драматичность его судьбы отразилась в поэзии образными «заострениями», определенной художественной экзальтацией, нагнетениями эмоций. Все это выразилось в повышенной символизации и метафоризации его текстов.

О названии – изначально Бодлер планировал назвать книгу «Лимбы», однако другой поэт опередил его и выпустил книжку с таким названием, тогда Бодлер стал думать о «Лесбиянках», но благонравие такое вряд ли бы оценило. Поэтому были выбраны «Цветы зла», также эпатирующее публику, но умеренно; кстати, в посвящении Бодлер говорит о книге как о «болезненных цветах», а само название может быть переведено еще и как «Цветы болезни».

Мнение: «Название сборника подчёркивает его главную мысль: привлекательность зла для современного человека».

Структура:

Предваряется книга посвящением другу и учителю – Теофилю Готье, а затем идет стих-предисловие, где автор по очереди говорит об ужасах и пороках – безумьи, скаредности, алчности, разврате, демоне Трисмегисте, Сатане, Смерти, которые грозят нашей душе и телу. Но заключает он мыслью, что всего ужасней вещь, поглощающая одним зевком весь мир, соединяющая в себе все пороки – это Скука, которая в дальнейшем нарекается «сплином» в первом разделе книги.

Бодлер поменял структуру книги при втором издании и внес туда дополнительные 35 стихов взамен 6, которые запретил суд по обвинению в «безнравственности», когда в 1857 году впервые вышла содержавшая в себе 100 стихотворений книга.

Однако вот итоговые основные разделы сборника:

1) «Сплин и идеал» - наиболее обширный, к нему относится большинство самых известных произведений поэта; смысл – два полюса современного мира, идеал, к которому стремится душа, и скука, сплин, вызываемый смешной, низкой, отвратительной реальностью;

2) «Парижские картины» - город — это не только свидетель, но и виновник бед многочисленных его обитателей, Бодлер изображает постоянных спутников города — бедность, болезни, несчастья. Поэт показывает не столько парадный город, сколько предместья и трущобы с их «отверженными» — стариками, слепцами, нищими;

3) «Вино» - основные герои – утомленные и измученные годами и трудами люди, которым вино помогает забыть суровую действительность, свои годы, боль;

4) «Цветы зла» - поэт отыскивает наслаждение в отвратительном — чем страшнее, тем прекраснее — и показывает пути искушения, по которым его ведёт порок. В стихотворениях появляются воплощения пороков – Демон, предстающий «в виде женщины, неслыханно прекрасной» («Разрушение»), Соблазн, таящийся в картине обезглавленной женщины («Мученица»), две сестры - Разврат и Смерть («Две сестрицы»);

5) «Мятеж» (или «Бунт») - в основном еретические стихи – плотское изображение страданий распятого Исусика, заключенное мыслью, что Петр, отрекшийся от него, был прав; представление сыновей Авеля и Каина, соответственно, как буржуинов и порабощенных ими пролетариев, а в заключении сыновья Каина убивают сыновей Авеля и живут и не тужат; литания Сатане и проч.;

6) «Смерть» - заглавный и наиболее эксплуатируемый символ дробится на ряд образов, и перед читателем проходят разные смерти: «Смерть любовников», «Смерть бедняков». «Смерть художников», «Конец дня» - отражение смерти в Природе.

Образы: Лирический герой Бодлера предстает человеком, утратившим гармонию и единство душевной жизни. Это противоречие, если читать книгу «Цветы зла» как единое целое, является ее главным трагическим конфликтом, с горечью воспринимаемым автором. «Цветы зла» - книга опровержений и вопросов, а не деклараций и четких ответов. Этому соответствует выраженное в критических статьях Бодлера 50-х годов требование писать свободно, не связывая себя стереотипом - классическим или романтическим.

Важно отметить, что в бодлеровском образе стирается грань между субъектом и объектом, между воображаемым и реальным – так в стихотворении «Кот» поэт говорит о животном, гуляющем в его голове, но этот образ олицетворяет некие воспоминания, чувства, переживания поэта, невыразимые непосредственно.

Поэт предстает отщепенцем, разумеется, выше толпы, которая его не понимает, и поэт в толпе чувствует себя как альбатрос на палубе – крылья огромные, летать удобно, а ходить неудобно. Из лекции – «Преимущество поэта в том, что он может, войдя в толпу, раствориться в ком-то другом и выйти другим человеком.

Природа – храм, мир – чаща символов. Мир как загадка и как текст, требующий прочтения».

+++чертова толпа образов, среди которых чаще всего смерть, порок, сатана и проч., которые олицетворяются, а порой используются и как метафоры.

Стиль: в «Цветах зла» чувствуется намерение автора расширить сферу поэзии, отведя в ней заметное место безобразному, отвратительному. Знаменитое стихотворение «Падаль» было эпатирующим благонамеренную публику манифестом подобных устремлений. В стихах сборника видны поиски новой изобразительности, ярко проявившиеся в стремлении запечатлеть непосредственность ощущения («Экзотический аромат»), переживания («Гармония вечера») и одновременно передать через мгновенное и преходящее вечные и универсальные сущности. При этом, отрицая классиков и романтиков, Бодлер одновременно обращается к их опыту, как, впрочем, и к опыту Бальзака или Эдгара По, Гойи, Байрона и Делакруа, художников Возрождения

В искусстве слова Бодлер делает открытия, сопоставимые с открытиями живописцев-импрессионистов, а с другой стороны, вновь и, вновь обращает свой взор к классицистскому типу художественного творчества, беря у него не только общую тенденцию, но и частности: строгость композиции, традиционность строфики, ритмического строя, рифмы.

Поэтика антиномий: Заря и гаснущий закат, Ад и звёздные края, Бог и демон. Эстетика парадокса: Красота – соединение несоединимого.

Важна мысль Бодлера, которую он высказывал в критических статьях, о необходимости современного искусства, актуального, за отсутствие чего он критиковал «парнасцев» - литкружок поэтов искусства ради искусства.

70. Понятие символа и символика в стихах Бодлера.

Шарль Бодлер в своем творчестве поэтически отразил как кризис национального французского сознания после крушения империи Наполеона I, так и кризис изменения в сознании европейских народов в период между реальным бонапартизмом и революцией 1848 г. («Весны народов») и Парижской коммуной.

Драматичность его судьбы отразилась в поэзии образными «заострениями», определенной художественной экзальтацией, нагнетениями эмоций. Все это выразилось в повышенной символизации и метафоризации его текстов.

С первых строк цикла «Цветы Зла», бросая вызов умильным самообольщениям, Бодлер приглашает всякого, кто возьмет в руки его книгу, честно узнать себя в ее нелицеприятном зеркале и делает намеренный крен в сторону саморазоблачения: «Сам Дьявол нас влечет сетями преступленья».

Символы в поэзии:

Стихотворение «Флакон» (образ флакона)

в этом стихотворении создан символ, который «вырос» из

«флакона», «стекла»: трагедия человека эпохи Бодлера заключается в невозможности душевного уединения и духовного самосохранения.

Стихотворение «Отрава» (образ зеленых глаз)

В этом стихотворении поэт использовал следующее сравнение: «И все ж сильней всего отрава глаз зеленых, твоих отрава глаз». Зеленые глаза в романтическое литературе – символ тайны и жестокого очарования; это также – важная часть символа ревности, получившая волей поэта относительную самостоятельность, но и у В. Шекспира ревность – «чудовище с зелеными глазами». Возможно, здесь мы видим пересечение целостного символа и

«парцелл» двух других символов. Здесь проявляется символическая насыщенность, которая основана на контаминации символов и их частей.

Стихотворение «Кошки» (образ кошки)

Для Бодлера образ кошки теснейшим образом связан с образом женщины, на что указывают два стихотворения сборника «Цветы зла»: «Кот» и «Кошки». В

«Кошках» прослеживается мотив колебания между мужским и женским началом.

Мишель Бютор справедливо отметил, что у Бодлера «эти два аспекта – женственность и сверхмужественность – отнюдь не исключают друг друга, но, напротив, объединяются». Все персонажи сонета – мужского рода, но кошки и их alter ego – огромные сфинксы, обладают двуполой природой. Таким образом, «кошки» у Бодлера - символ красоты, творчества, таинственности.

Стихотворение «Кот» (образ кота)

В этом стихотворении «Кот» - это мужское начало. С одной стороны – это символ потаенной деятельности и намерений; с другой – «кошка» являлась символом спартаковских войск, то есть символом свободолюбия. Таким образом, можно предположить, что Бодлер встал на путь общего стереотипа, но для него кошка также – символ таинственности, нежности и любви. В этом символе прослеживаются не только общенациональные представления, но многочисленные индивидуальные уточнения.

Стихотворение «Благословение» (образ ласточки)

Ласточка у многих индоевропейских народов является символом красоты, легкости, стремительности, молодости и обновления. Она олицетворяет надежду, приход весны, удачу. Поэтому здесь можно говорить, с одной стороны, о глубоком внутреннем противоречии – символ весны и красоты сравнивается с крестным путем; с другой стороны, во время средневековья младшие сыновья всегда становились рыцарями и, соответственно, отправлялись в крестовые походы, чтобы получить себе земли.

Стихотворение «Поездка на Киферу» (образ кипариса)

Кипарис – это эмблема смерти и похорон, автор же сравнивает его с виселицей. В христианстве кипарис обозначает выносливость, это символ справедливого человека, а также траура и смерти. Но в то же время кипарис является Древом Жизни. Поэтому можно сказать, что здесь проявляется художественная опора на христианские символы, реалии.

Стихотворение «Привидение» (образ гадюки)

Гадюка в христианстве означает зло, один из четырех аспектов дьявола, грешники. Но здесь мы можем только догадываться о предмете последней аллюзии: возможно, под желтой змеей поэт имел в виду или совесть, или темное человеческое alter ego, или какие-либо тягостные обязанности, или вообще судьбу.

 

Уолт Уитмен - американский поэт, публицист. Реформатор американской поэзии.

Родился 31 мая 1819 года в поселке на острове Лонг- Айленд в семье бедных фермеров, умер 26 марта 1892 в Нью-Джерси. Среди его любимых писателей были — У. Шекспир, Ч. Диккенс, Жорж Санд, П.-Ж. Беранже, Ф. Купер.
Писал о себе: Я воплощаю в себе всех страдальцев и всех отверженных.

В 1850 г. были напечатаны некоторые стихотворения поэта, - в частности «Европа». В этом произведении автор высказал свое восприятие истории, событий революции 1848 г., воспевал свободу.

Ранние стихотворения были лишь предвестниками рождения оригинального самобытного поэта, который смело заявил о себе в сборнике «Листья травы» (писал ее 40 лет), первое издание которого вышло в Нью-Йорке в 1855 году. Этот год был значимым в творчестве поэта, он разделил его жизнь на два этапа — до сборника и после. Особенное место в структуре книги занимает «Песнь о себе», которая является одной из наиболее важных ее частей. Она, как и весь сборник целиком, — выражение поэтического кредо автора.

Книгу «Листья травы» пронизала идея демократии.

Сборник воспринимается как единое цельное проиведение, которое имеет оригинальное строениеи состоит из отдельных циклов. Считается что тема книги - «Это сам Уолт Уитмен», сюжет - «Человек и Вселенная», идея - «вечное и неизбежное торжество человека».

Его вклад: Самым радикальным нововведением в «Листьях травы» был свободный стих, который в большой степени предопределил неуспех книги у современников, считавших, что поэзия невозможна без правильных размеров и системы рифм, обязательных в классической лирике. Верлибр Уитмена, в котором отсутствуют эти компоненты, представлял собой сложный синтез фольклорного и библейского стиха, синтаксического параллелизма, отличающего ораторскую прозу, ритмически однородных пассажей-перечислений («каталоги»), внутренних аллитераций и ассонансов, придающих завершенность строкам и всей строфе.

Считая, что его стих должен быть естественным, как дыхание, Уитмен решительно отверг каноничные поэтические формы, на которых, как он считал, лежит печать безжизненной литературности, и заложил основы новой поэтики, получившей исключительно интенсивное развитие на протяжении XX века, особенно в англоязычных странах.


Славлю себя, воспеваю себя,
А что я приму – примешь и ты,
Ибо каждый мой атом с тобой разделю.
Брожу, свою душу зову,
Слоняюсь, склоняюсь над летней травой.
Язык мой, каждый атом крови – из этой земли, этого воздуха.
Рожденный здесь от родителей, рожденных здесь от своих, и так дальше,
Я, тридцатисемилетний, в добром здравии начинаю,
Не смолкнуть надеясь до смерти.
Застыли веры и школы,
Отходят до поры – довольно и таких, да не забудем.
Во благо или зло приемлю природы всякое слово –
Без преград, с первозданной силой.
Жилища полны ароматов, заставлены полки духами,
Сам вдыхаю запах, знаю его и люблю,
И меня бы настой одурманил, но не позволю ему.
А воздух – совсем не духи, в нем терпкого привкуса нет, ничем он не пахнет,
Он для уст моих навеки, я в него влюблен.
Выйду на берег, к лесу, разоблачусь, обнажусь
В безумной жажде с ним слиться.
Пар моего дыханья,
Отзвуки, волны, жгучие шорохи, корень любовный, шелковая нить, искривленная лоза,
Мой выдох и вдох, сердца стук, крови и воздуха ток сквозь мои легкие,
Дух зеленой листвы и сухой листвы, берега, темных скал, сеновала,
Звук моего голоса, уносимый порывами ветра,
Легкие поцелуи, быстрые ласки, объятия,
Игры света и тени по деревьям, где гибкие ветки дрожат,
Прелести одиночества, уличной суеты, прогулок в полях и по склонам,
Ощущение здоровья, полуденная трель, песня моя, когда просыпаюсь и солнце встречаю.
Думаешь, тысяча акров – много? Думаешь, земля большая?
Ты так долго учился читать?
Так гордился, что суть стихов постигаешь?
Будь со мной день и ночь – и получишь исток всех стихов,
Благодать земли и солнца (есть еще миллионы солнц),
Перестанешь брать из вторых или третьих рук, глазами мертвецов смотреть, кормиться призраками из книг,
И моими глазами не станешь смотреть, ничего у меня не возьмешь,
Будешь слушать всех и пропускать сквозь себя.

 

Особенности композиции:
«Песня о себе» стала своеобразным поэтичным манифестом автора. Писать ее он начал в 1855 г. «Песня о себе» не имеет сюжета в общепринятом значении. Но она, как и сборник в целом, содержит лирический центр: движение мыслей и чувств объединяет в себе образ лирического героя. Субъект рассказа - «Я» - близкий личности самого автора книги, но не тождественный ей. «У меня есть один центральный образ — обобщенная человеческая личность, типизированная через самого себя, - писал поэт. - Но моя книга заставляет меня, даже делает абсолютно необходимым для каждого читателя поставить себя на главное место, стать живым источником, главным действующим лицом, которое переживает каждую страницу, каждое чувство, каждую строчку». Его «Я» принадлежит ко «всем эпохам всех земель». Объектом исследования романтистов была человеческая личность, но Уитмен, которому были близки их взгляды, изображал ее с другой стороны.

Взгляд на человеческое тело в поэзии У. Уитмена напоминает про отношение к нему древних греков, что не было характерным для литературной традиции 19 века. Не случайно пуританская Америка не восприняла поэта. Романтики воспевали человеческую душу, а он гармонию души и тела. В «Песне о себе» эта тема занимает важное место. Ярче всего она выражена в цикле «Дети Адама». «Песня о себе» - поэма необычайно многоголосая. Ее звучание можно сравнить со звучанием хора, оркеста и соло.

Как невозможно описать мотивы большого музыкального произведения, так же невозможно это сделать и с «Песней о себе».

Прибегает к метафорам, множество раз повторяет, что уродства и пороки окружавшей его действительности есть нечто внешнее по отношению к демократии, нечто такое, что нисколько не связано с ее существом.

Помимо необычно смелой формы, стихотворения Уитмена имеют такое же свободное, и даже раскованное содержание. Это откровения и исповеди простой реальности. Поэт вплетает в свои стихи все, что он наблюдает в мире. Он считает, что любые проявления жизни имеют право отражаться в поэзии.

В поэтической вселенной Уолта Уитмена всегда побеждает гармония и естественность. Его образы просты, но многомерны, как сама природа. Личность и весь мир у него всегда сплетается воедино. Так поэму «Песня о себе» поэт посвятил не собственной личности. Под «я» он имеет в виду все человечество, как единый организм. Он воспевает себя как каждого из читателей:

Потому что каждый атом, который принадлежит мне принадлежит и вам

В этой поэме Уитмен поднимает самые важные для человечества вопросы свободы духа, сущности человека и его стремлениях, прославляет любовь к жизни.

Но эти вопросы звучат не философски усложнено. Уитмен находит для них простую и яркую форму, которую способен понять буквально каждый. Поэт будто смотрит на мир глазами любознательного ребенка.

Новаторство поэзии Уитмена заключается именно в создании ярких и очень конкретных, простых образов. Они помогали читателю понимать поэта, сочувствовать ему и самостоятельно рассуждать. До Уитмена никто из поэтов еще не привлекал читателя к своеобразному творческому сотрудничеству.

Тема любви:

Цитата: Знаю, что основа всего сущего — любовь

Я влюблен в растущих на вольном ветру;

В людей, что живут среди скота, дышат океаном или лесом,

В судостроителей, в кормчих, в тех, что владеют топорами и молотами и умеют управлять лошадьми,

Я мог бы есть и спать с ними из недели в неделю всю жизнь.

.Что зауряднее, дешевле, ближе и доступнее всего — это Я,

Я играю наверняка, я трачу себя для больших барышей,

Я украшаю себя, чтобы подарить себя первому, кто захочет взять меня,

Я не прошу небеса опуститься, чтобы угодить моей прихоти,

Я щедро раздаю мою любовь.

 

Уитмен верил, что любовь в самом сильном своем выражении будет высшим триумфом поэзии. Цель своей поэзии, ее миссию, ее основную задачу Уитмен видел в этой проповеди интернационального братства, которое может осуществиться лишь при том непременном условии, что люди научатся любить друг друга восторженной, нежной и бурной любовью, без которой самая лучшая демократия в мире, по его ощущению, мертва. Можно изобретать превосходные планы переустройства жизни, но все они, по мысли поэта, останутся бесплодными утопиями, если мы раньше всего не внедрим в наши нравы эту пылкую дружбу-любовь. Это небывалое чувство он ценил в себе больше всего. Поэт как бы сливается с народом, выражая горячее чувство любви и уважения к тем, кто «…владеют топорами и молотами и умеют управлять лошадьми».

Личность в его „Листьях травы“ все же остается без имени, без глаз, без лица, это безличная личность, единица статистики, стандартный продукт — общеличность, которую невозможно ни ненавидеть, ни жалеть, ни любить.
Он и сам чувствует, что здесь — противоречие, что певцу многоголовой толпы не пристало вырывать из муравейника какого-нибудь одного муравья и делать его — хоть на миг — средоточием всего мироздания, но эта непоследовательность не пугает его:
По-твоему, я противоречу себе?
Ну, что же. значит, я противоречу себе.
(Я широк и вмещаю в себе множество разных людей.)

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)