АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пласты ума

Читайте также:
  1. О ПЛАСТЫРЯХ, О МАЗЯХ, О ЯДАХ, КОТОРЫЕ ЗАСТАВЯТ ЛЮБИТЬ, И ОБ ИХ СВОЙСТВАХ
  2. Пластыри
  3. Протопласты, сферопласты, L-формы

 

Йога‑нидра — это метод исследования различных пластов ума. Согласно некоторым школам современной психологии, ум имеет три измерения: сознательное, подсознательное и бессознательное. Текст Мандукья Упанишада также выделяет в уме три пласта: джаграт, свапна и сушупти. Термины йоги и психологии можно непосредственно соотнести друг с другом следующим образом:

 

 

Йога‑нидра начинается с состояния свапны — то есть с исследования подсознательного ума. По мере освоения йога‑нидры глубина восприятия может увеличиваться, так что человек соприкасается с сушупти, или космическим умом, и может его исследовать. Великие йоги идут еще дальше: они превосходят ум и входят в состояние сверхсознания. В Мандукья Упанишаде это состояние называется турийя (четвертое измерение бытия). Это высочайшее состояние йога‑нидры, которого достигают немногие. В тексте Йогатаравали говорится:

«За пределами этих трех состояний (джаграт, свапна и сушупти) находится турийя. Это состояние спонтанно переживают йоги. Это настоящая йога‑нидра в форме чистого, просветленного сознания. Эта йога‑нидра не является частью пракрити (природы), но представляет собой проявленную форму пуруши (сознания)», (шлока 26)

Цель йога‑нидры состоит в постепенном исследовании и пре‑восхождении различных состояний ума.

 

Ньяса — традиционная йога‑нидра

 

Слово ньяса означает «помещать». Это практика, в которой специальные мантры «помещают» и ощущают в различных частях тела. Это традиционная форма йога‑нидры, которую в течение столетий использовали йоги и которую до сих пор практикуют почти все индуисты.

Ньяса описана в различных традиционных текстах йоги, например Брихад Йога Ягьявалкья Смрити и Йогатаравали, а также во многих текстах Упанишад и Тантры. Текст Арунейи Упанишада (стих 5) рекомендует всем странствующим санньясинам всегда практиковать ньясу — петь АУМ и мысленно помещать его в различные части тела. В тексте Маханирвана Тантра описаны более специфические и ритуальные формы ньясы, в том числе следующие:

Матрика ньяса, в которой садхака помещает в различные части своего физического тела буквы санскрита (матрики) при одновременном пении соответствующего звука.

Хридаяди саданга ньяса буквально означает помещение рук на шесть разных частей тела (саданга), начиная с сердца (хридайя). При этом следующим образом поются конкретные мантры: при прикосновении к сердцу — намах; при прикосновении к голове — сваха; при макушечном замке — васат, и так далее.

Кара ньяса, в которой мантры помещают в пальцы и ладони и поют их. (Заметьте: большинство форм йога‑нидры, которым мы учим, включают в себя этот тип ньясы, но без мантр.)

Вьяпака ньяса, всепроникающая ньяса. Хорошо известная практика называется ангвиньяса (ньяса различных конечностей тела). Она описана в различных традиционных текстах, включая Дурга Сапташати. Почти все индуистское поклонение — будь то Кали, Дурге, Шиве или Сарасвати, начинается с этого вида ньясы. Практикующие поют специфические мантры и ассоциируют их с различными частями тела. Практика происходит следующим образом с использованием специальной мантры для каждой части тела:

МизинецАум Канненстха Абхьям Намахе

Указательный палецАум Анамикастха Абхьям Намахе

Средний палец — Аум Мадхьяма Абхьям Намахе

Безымянный палец — Аум Тарджаним Абхьям Намахе

Большой палецАум Ангуштха Абхьям Намахе.

Этот ритуал оказывает далеко идущее благотворное действие. Он предназначен для вызывания пратьяхары при подготовке к дхаране.

Все эти методы ньясы являются очень мощными. Они могут быть либо внешними (бахир), когда практикующий физически касается частей тела, либо внутренними, когда мантра и осознание мысленно помещаются в соответствующую часть. Используется большой набор мантр, в том числе АУМ, ПХАТ, ХРИМ, КРИМ, Гайятри и так далее. Могут использоваться и семенные (биджу) мантры чакр — ЛАМ, ВАМ, РАМ и т.д. — с круговым движением осознания через шесть чакр. Скандирование мантры и круговое движение осознания гармонизуют нервную систему, уравновешивают потоки праны и делают ум сосредоточенным в одной точке. Каждая часть тела последовательно заряжается энергией мантр. Все тело и ум очищаются и готовятся для медитации.

Свами Сатьянанда адаптировал йога‑нидру из традиционных практик ньясы для нужд современного человека. Он исключил мантры, чтобы йога‑нидру могли практиковать все люди, независимо от религии, языка и традиции. Хотя и лишившись мантр, йога‑нидра тщательно разработана так, что сохраняет свою способность преобразовывать личность и восприимчивость практикующего. Акцент перенесен с произнесения мантр (ньяса) на круговое перемещение осознания (йога‑нидра). Однако, при необходимости, в ходе йога‑нидры можно произносить в каждом центре тела такие мантры, как АУМ или мантра гуру. Оба метода — и ньяса, и йога‑нидра — имеют свои преимущества. Возможно, в ближайшем будущем мы сможем снова ввести практику ньясы с мантрами и распространять их в широком масштабе. Это будет дополнять существующую широко распространенную практику йога‑нидры.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)