АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация материалов. Материалы по конфликту были организованы в учебнике в четы­рех главах: а) конфликт как осознанная конкуренция

Читайте также:
  1. IV. Современные методы синтеза неорганических материалов с заданной структурой
  2. IX.4. Классификация наук
  3. MxA классификация
  4. Аденовирусная инфекция. Этиология, патогенез, классификация, клиника фарингоконъюнктивальной лихорадки. Диагностика, лечение.
  5. Акустические колебания, их классификация, характеристики, вредное влияние на организм человека, нормирование.
  6. Аналитические методы при принятии УР, основные аналитические процедуры, признаки классификации методов анализа, классификация по функциональному признаку.
  7. Аудит учета материалов
  8. Безопасность технологического оборудования: классификация, требования безопасности и основные направления обеспечения безопасности
  9. Блага. Их сущность, классификация и особенности
  10. Бронхиальная астма. Этиопатогенез, классификация.
  11. Бщие сведения, классификация и стандартизация строительных материалов
  12. Валы и оси. Классификация. Расчет на прочность. Материалы

Материалы по конфликту были организованы в учебнике в четы­рех главах: а) конфликт как осознанная конкуренция, б) война, ин­стинкт и идеалы, в) соперничество, культурные конфликты и соци­альная организация и г) расовые конфликты.

А. Осознанная конкуренция.Самосознание индивида форми­руется во время контактов и конфликтов личности с другими лично­стями. Оно проявляется весьма разнообразно: в гордыне и смирении, суетности и достоинстве, скромности и заносчивости, жалости и презрении, равно как и расовых предрассудках, шовинизме, классо­вых и кастовых различениях и в любом другом социальном порож­дении, посредством которого сохраняются социальные дистанции.

Именно из реакций, вызванных социальными контактами и вза­имовлияниями, развивается личность индивида, и определяется его статус. Именно из усилий сохранить этот статус или улучшить его, защитить личность, увеличить ее достояние, расширить ее приви­легии и сохранить ее престиж возникает конфликт. Это относится ко всем конфликтам, будь то личные или партийные перепалки, сектантские различия, или национальные и патриотические войны; ибо личность индивида, безусловно, настолько тесно связана с ин­тересами и порядком своей группы или клана, что в борьбе группа становится побудительным источником личности.

Много было сказано и написано об экономических причинах войны, но какими бы иными ни были источники наших чувств, видимо, верно и то, что люди никогда не идут на войну только лишь из экономических побуждений. Как раз потому, что богатство и имущество связаны с престижем, честью и положением в мире, люди и народы воюют за них.

Б. Война, инстинкт и идеалы.Война — это превосходный и типичный пример конфликта. На войне, когда враждебность подав­ляет всякий утилитарный интерес и всякое чувство, которые в дру­гое время могли бы объединить соперничающие стороны или груп­пы, мотивы и роль конфликта в социальной жизни предстают в самых явных своих очертаниях. Более того, есть и практическая причина, чтобы остановиться на примере войны для иллюстрации конфликта. Огромный интерес, проявляемый к войне во все време­на, невероятные силы и ресурсы, мобилизуемые людьми, организо­ванными для военной агрессии или обороны, колоссальный ущерб и жертвы, приносимые во имя славы, чести или безопасности от­чизны, сделали войны незабываемыми. Ни один другой крупный аспект коллективной жизни не бывает столь памятен для нас.



Проблема отношения войны к человеческим инстинктам, с од­ной стороны, и к человеческим идеалам — с другой, находится в центре многих нынешних исследований и дискуссий. Утверждать, что враждебность не коренится изначально в природе человека — дело, видимо, пустое. Конкретные материалы, приводимые в этой главе, показывают без всяких сомнений, как легко желания и инстин­кты человека принимают форму конфликта. С другой стороны, пред­ставления о том, что традиция, культура, коллективные репрезента­ции никак не определяют предрасположенность наций к войне, кажутся равно несостоятельными. Значение социологического иссле­дования и заключается в том, чтобы определить, каким именно обра­зом соединение наклонностей в изначальной природе (человека) с силами традиции и культуры и с потребностями ситуации обуслов­ливает организацию установки на борьбу. Есть исторические приме­ры того, как воинственные народы становились мирными, и как ми­ролюбивые превращались в воинственных. Понимание механизма этого процесса — первейшее условие любого применения контроля.

В. Соперничество, культурные конфликты и социальная орга­низация.Соперничество — это сублимированная форма конфликта, когда борьба индивидов подчинена благополучию группы. Точно так же в соперничестве между группами конфликт или конкуренция под­чинены интересам более широкой группы. Соперничество, таким об­разом, можно определить как конфликт, контролируемый группой в своих интересах. Исследование феномена соперничества выявляет его роль как организующей силы в жизни группы.

В изучении конфликтных групп не всегда легко с уверенностью применять проведенное здесь различие между соперничеством и конфликтом. Секта является конфликтной группой, ее борьба с дру­гими группами за выживание и успех имеет целью высшее благо­получие включающего ее в себя общества. Однако фактически сек­тантская борьба может идти наперекор моральным, социальным и религиозным интересам сообщества. Принадлежность к вероиспо­веданию означает вхождение в группу аккомодации, которая по­средством соперничества и конкуренции стремится способствовать благополучию не только всеобъединяющего общества, но и других составляющих это общество групп.

‡агрузка...

В случае культурного и политического конфликта функция конф­ликта в социальной жизни становится понятной и приемлемой. Роль ментальных конфликтов в жизни индивида имеет целью создание, приспосабливаемое к изменяющимся ситуациям и усвоение нового опыта. Именно в процессе конфликта между противоположными импульсами к действию индивид приходит к заключениям или, как мы называем это, — «принимает решение». Только там, где есть кон­фликт, поведение осознанно и самосознательно; только в этом слу­чае есть условия для рационального поведения.

Г. Расовые конфликты.Нигде социальные контакты не вызы­вают конфликты так легко, как в отношениях между расами, в осо­бенности если расовые различия усугубляются не только различия­ми в культуре, но и цветом кожи. Можно добавить, что нигде реакции на социальный контакт не выступают с такой очевидностью и в то же время не поддаются анализу и определению с таким трудом.

Расовые предрассудки, так мы называем чувства, сопровожда­ющие (поддерживающие) расовые табу, не являются, по крайней мере, в Америке, чем-то необычным. Но еще никому не удалось сделать их вполне понятными. В расовом предрассудке, в отличие от классового или кастового предрассудка, явно проявляется ин­стинктивный фактор, коренящийся в страхе перед незнакомым и непонятным. Цвет кожи или какой-либо другой расовый признак, подчеркивающий физические различия, становится символом мо­ральной несовместимости, которой, возможно, и не существует. Чужак одновременно и привлекает нас, и вызывает страх, а инди­вид другой расы всегда кажется нам чужаком в большей мере, не­жели человек одной с нами расы. Этот наивный предрассудок, если он не подкрепляется другими факторами, легко видоизменить, о чем свидетельствуют близкие отношения негров и белых в рабстве.

Более позитивный фактор расового антагонизма — конфликт культур: нежелание одной расы вступать в личную конкуренцию с расой другой или низшей культуры. Это нежелание оказывается, в долгосрочной перспективе, нежеланием народа или класса, зани­мающего более высокий статус, конкурировать на равных с наро­дом низшего статуса. Расовые конфликты, как и войны, в сущнос­ти, являются борьбой расовых групп за статус. В этом смысле и с этой точки зрения борьба европейских наций и так называемых «порабощенных народов» за независимость и самоопределение — это фактически борьба за статус в семье народов.

В условиях этой борьбы расовое и национальное сознание в таких его проявлениях, как, например, ирландский национализм, еврейский сионизм или расовое сознание негров, является есте­ственной и очевидной реакцией на конфликтную ситуацию. Наци­оналистические движения в Европе, Индии, Египте, подобно вой­не, соперничеству и более личностным формам конфликта, есть в основном борьба за признание, т. е. за честь, славу и престиж.

В этой главе «материалы» подобраны из работ У. Томаса, Г. Зим-меля, У А. Уайта, Дж. Т. У Патрика, Г. Р. Маршала, У Г. Хадсона, Дж. Винсента, Ф. Гиддингса, А. Стоуна и самого Р. Парка.

Аккомодация*


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)