АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение. Адаптация и аккомодация

Читайте также:
  1. I ВВЕДЕНИЕ.
  2. АДАПТАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДЫ
  3. Адаптация и привыкание
  4. Аккомодация
  5. В) Адаптация в процессе труда.
  6. Введение.
  7. Введение.
  8. Введение.
  9. Введение.
  10. Введение.
  11. Введение.
  12. Введение.

Термин «адаптация» вошел в моду вместе с дарвиновской теорией происхождения видов путем естественного отбора. Эта теория была основана на наблюдении того, что нельзя найти двух абсолютно оди­наковых представителей биологического вида или семейства. Повсю­ду мы сталкиваемся с изменчивостью и неповторимостью. Дарви­новская теория восприняла эту изменчивость и объяснила виды как результат естественного отбора. Индивиды, наиболее приспособлен­ные к жизни в условиях, предоставляемых окружающей средой, выживали и производили существующие виды. Другие же погибали, и представляемые ими виды исчезали. Различия между этими вида­ми объяснялись как результат накопления и продолжения индивиду­альных изменений, имевших «ценность для выживания». Адаптации и были теми изменениями, которые таким образом отбирались и пе­редавались.

* Перевод сделан по: Park R. Accomodation // Introduction to the Science of Sociology / Ed. by R. Park and E. Burgess. Chicago, L.: Chicago Univ. Press, 1969. P. 663-670.

Термин «аккомодация» — родственное понятие, но слегка от­личающееся по значению. Разница заключается в том, что адапта-, ция применима к органическим модификациям, передаваемым био­логическим путем; тогда как аккомодация применима к изменениям в привычках, которые передаются или могут передаваться социо­логически, т. е. в форме социальной традиции. Впервые этот тер­мин в этом смысле использовал Болдуин в «Словаре философии и психологии».

С точки зрения современной биологической теории следует раз­личать две разновидности адаптации: а) адаптация через измене­ние (наследственная); б) адаптация через модификацию (приобре­тенная). Для функционального приспособления индивида к его среде (см. п. б) Марк Болдуин предложил понятие «аккомодация», предполагая, что адаптация при этом будет увязываться со струк­турным приспособлением, общим и наследственным (см. п. а). По­нятие аккомодации применимо к любому благоприобретенному изменению функции, способствующему лучшему приспособлению к среде и к последующим функциональным изменениям.

Понятие аккомодации, имея ограниченную область применения в биологии, широко и разнообразно использовалось в социологии. Все социальное наследие, традиции, чувства, культура, техника — это аккомодации, т. е. приобретенные приспособления, передаваемые социально, а не биологически. Они не являются частью расового наследия индивида, но приобретаются человеком в его социальном опыте. Эти два понятия различаются еще и тем, что адаптация — это результат конкуренции, а аккомодация (или более точно — соци­альная аккомодация) — результат конфликта.

Итогом адаптации и аккомодаций, поддерживаемых борьбой за существование, является состояние относительного равновесия среди конкурирующих видов и их отдельных представителей. Это равновесие, устанавливаемое адаптацией, — биологическое; это оз­начает, что оно будет передаваться путем биологического наследо­вания, насколько оно непрерывно и закреплено в расе или в виде.

Однако равновесие, основанное на аккомодации, не биологичес­кого свойства; оно носит экономический и социальный характер и передается, если вообще передается, традицией. Природа экономи­ческого равновесия, устанавливаемого в ходе конкуренции, была достаточно полно представлена в гл. VIII. Сообщество растений — вот это равновесие в его абсолютной форме.

В сообществах животных и людей общность, можно сказать, стала частью индивидуальных членов группы. Индивиды адапти-.-рованы к особому типу коммунальной жизни, и эти адаптации в животном сообществе, в отличие от человеческого, представлены разделением труда между полами, инстинктами, обеспечивающими защиту и благополучие молодняка, и все это передается биологиче­ским путем. Человеческое же общество, хотя и допускает выражения этих изначальных тенденций, организовано вокруг традиций, обыча­ев, коллективных репрезентаций, короче — вокруг согласия. А со­гласие представляет собой не биологические адаптации, но соци­альные аккомодации.

Социальная организация, за исключением порядка, основанного на конкуренции и адаптации, является, по сути своей, аккомодацией различий, достигаемой путем конфликтов. Этот факт объясняет, по­чему именно разномыслие, а не единомыслие является характерной чертой человеческого сообщества в отличие от животного. Доволь­но четко это положение формулирует профессор Кули: «Единство социального разума заключается не в договоре, но в организации, в том факте, что его составные части взаимно обусловливают друг друга и благодаря этому все, что происходит в нем, связано со всем остальным, и в этом — итог целого»3.

Разницу между аккомодацией и ассимиляцией можно проиллю­стрировать на примере различия между одомашниванием и приру­чением. Путем одомашнивания и выведения породы человек изме­нил изначальные наследуемые черты растений и животных. Он изменил характер видов. Когда отдельные представители вида, ес­тественно находящиеся в конфликте с человеком, приручаются, они становятся аккомодированными к нему. Евгенику можно рассмат­ривать как программу биологической адаптации рода человеческо­го в ходе осознанной реализации социальных идеалов. Образова­ние, в свою очередь, представляет собой программу аккомодации, или организации, модификации и культуры изначальных черт.

Любое общество представляет собой организацию элементов, бо­лее или менее антагонистичных по отношению друг к другу, но со­единенных на какое-то время, по крайней мере так, что определены взаимные отношения и соответствующие сферы действия каждого; из элементов. Такая аккомодация, этот modus vivendi*, может быть относительно постоянным, как в состоящем из каст обществе, или же переходным состоянием, как в обществе, состоящем из классов. В любом случае аккомодация, покуда она сохраняется, обеспечива­ет индивиду или группе признанный статус.

* Способ существования. — Прим. ред.

 

Аккомодация — это естественный исход конфликтов. В аккомо­дации антагонизм враждебных элементов регулируется в данный момент, и конфликт как открытое, явное действие исчезает, хотя и сохраняется как потенциальная сила. С изменением ситуации при­способление, успешно контролировавшее антагонистические силы до этих пор, не срабатывает. Начинаются смятение и волнения, кото­рые могут перейти в открытый конфликт. Конфликт, будь то война, забастовка или просто обмен вежливыми инсинуациями, неизменно заканчивается новой аккомодацией, или социальным порядком, ко­торый в общем включает и измененный статус в отношениях между участниками [конфликта]. И только ассимиляция полностью стирает этот антагонизм, скрытый в организации групп или индивидов.,


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)