|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Представления о движенииВ античности наиболее глубокие и разработанные представления о движении принадлежат Аристотелю. Движение он понимал предельно широко — как возникновение или уничтожение определенных тел, их рост или уменьшение, как изменение качества и, наконец, как перемену места, перемещение. Аристотель доказывал вечность движения, однако отвергал идею о само движении материи. Все движущееся движимо другими телами, а мир в целом приводится в движение неким перводвигателем. Перводвигатель, согласно Аристотелю, неподвижен (в противном случае был бы первоперводвигатель) и вечен (ибо движение, вызываемое им, вечно). Начиная с механической картины мира, движение признается основным атрибутом материи. Однако поначалу движение понималось лишь в смысле механического перемещения тел и частиц, и все процессы в мире стремились свести к нему. Допускалась возможность перемещения со сколь угодно большой скоростью. В электромагнитной картине мира движение понимается уже не только как перемещение частиц, но и как изменение электромагнитного поля (электромагнитные волны). Постепенно утверждается мысль о многообразии форм движения материи и качественных различиях между ними. Не в последнюю очередь это связано с успехами термодинамики, которая продемонстрировала количественную эквивалентность различных форм энергии (универсальной меры движения) при качественной их неравноценности. Установленная Эйнштейном эквивалентность массы (характеристики количества материи) и энергии (характеристики движения) еще раз подчеркивает неотъемлемость движения как атрибута материи. В неклассической картине мира признается невозможность исчерпывающего описания движения (принцип дополнительности). Для микрочастиц не имеет смысла понятие траектории движения, поскольку ее задание предполагает точное знание координаты и скорости частицы в каждый момент времени, а это запрещено соотношениями неопределенности. По аналогичным причинам невозможно абсолютно точно (в классическом смысле) описать изменение электромагнитного поля. Закон сохранения энергии оказывается справедливым лишь в той степени, в которой квантовомеханические ограничения позволяют проконтролировать его выполнение. Выясняется фундаментальная роль принципиально непредсказуемых, хаотических форм движения (тепловые и квантовые флуктуации, динамический хаос, мутации). В постнеклассической картине мира Вселенная предстает не просто в движении, а в развитии. Особое внимание уделяется необратимости движения, невозможности возврата в однажды пройденное состояние. Необратимые процессы деградации (в соответствии со вторым законом термодинамики) и эволюции рассматриваются как необходимые диалектические противоположности, движущие мировыми процессами. Формулируются универсальные для любых уровней организации материи законы развития. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |