АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

Читайте также:
  1. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  2. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  3. Аппроксимация теоретического описания технической системы
  4. Базисные концепции менеджмента
  5. Базовые концепции и гипотезы финансового менеджмента
  6. Базовые концепции финансового менеджмента
  7. Базовые концепции финансового менеджмента
  8. Базовые концепции финансового менеджмента
  9. Бихевиористские концепции
  10. В зависимости от структуры маркетинговой концепции.
  11. В концепции рефлексивного управления
  12. В формационной концепции

С момента возникновения теоретического мышления, в истории человеческих представлений о природе постоянно соперничали две концепции, два общих объяснительных подхода.

Первый из них, корпускулярный («корпускула» означает «час­тица»), основан на представлении о том, что все на свете состоит из мельчайших частиц, атомов («атом» по-гречески — «неделимый»), движущихся в пустоте.

Реальность атомов была доказана совсем недавно. Еще в начале XX века выдающийся физик Эрнст Мах каждого, кто на заседании его семинара заговаривал об атомах, прерывал вопросом: «А сами-то вы видели хотя бы один атом?», давая понять, что считает их недоказанной гипотезой. Однако первые атомисты (Лев­кипп, Демокрит, Эпикур) появились еще в Древней Греции. Древнеримский поэт и философ Лукреций Кар, исходя из понимания мира как движущихся атомов, в своей поэме «О природе вещей» дал объяснение множеству природных явлений: белье сохнет потому, что от него отрываются атомы воды, каменные ступени стираются подошвами людей, уносящих на них атомы камня. Он считал свет потоком корпускул и правильно объяснял зрение действием на глаза атомов, летящих от всех тел (до него бытовало представление, что глаз осязает окружающее с помощью неких щупалец). Лукреций понимал относительность движения; за шестнадцать столетий до Галилея он, споря с Аристотелем, объяснил меньшую скорость падения легких тел по сравнению с более тяжелыми сопротивлением воздуха и заключил отсюда, что в пустоте все тела должны падать одинаково быстро — и все это исходя из атомистической гипотезы, которая в то время не могла не быть чисто умозрительной! Недаром выдающийся физик XX века Ричард Фейнман говорил, что из всевозможных коротких предложений наибольшую информацию об окружающем мире несет фраза: «Всё состоит из атомов».

Вторая концепция, континуальная («кон­ти­ну­аль­ный» означает «не­пре­рыв­ный, без разрывов или неоднородностей»), исходит из представления о том, что основой вещей является некая непрерывная, бесконечно делимая субстанция, не имеющая определенных границ и заполняющая вселенную без пустот.

Несмотря на большую трудность для понимания (а может быть, именно поэтому) континуальная концепция была более популярна среди




древнегреческих мыслителей, чем атомистическая: Фалес учил, что все состоит из единой непрерывной субстанции — воды, Парменид доказывал теоремы о том, что бытие не имеет частей, то есть непрерывно, Эмпедокл ввел представление о четырех стихиях, каждая из которых, опять-таки, делима бесконечно… Правда, хитроумный Зенон Элейский в своих апориях продемонстрировал, что представление о непрерывности имеет внутренние противоречия. Например, можно ли бесконечно делить на части отрезок прямой? Если да, то, в конце концов, он будет разбит на точки, не имеющие протяженности. Но из непротяженных точек нельзя вновь составить протяженный отрезок: сумма любого числа нулей есть нуль! Если же точка имеет протяженность, пусть даже малую, то, сложив все бесконечное количество точек отрезка, мы получим бесконечную прямую.

Несмотря на сомнения, посеянные Зеноном, в античной натурфилософии континуальная концепция возобладала — прежде всего, благодаря авторитету Аристотеля, который считал основой вещей непрерывную, бесконечно делимую материю. Непрерывное, по Аристотелю, устроено таким образом, что любой сколь угодно малый его элемент пересекается с соседними элементами. Это делает немыслимым разбиение отрезка конечной длины на непротяженные точки и снимает многие противоречия непрерывности, указанные Зеноном. Непре­рывная по протяженности величина — пространство. Время — величина, непрерывная по последовательности: «те­перь» пересекается с прошлым и с будущим одновременно.

Споры между атомистами и сторонниками представлений о непрерывности и бесконечной делимости материи стали одной из основных движущих сил развития картины мира. В конце концов, оказалось, что дискретность («дис­крет­ный» — прерывный, состоящий из отдельных частей) и непрерывность являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими атрибутами материи.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)