|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Универсальный эволюционизмВ период, предшествовавший оформлению науки в ее современном понимании, появился целый ряд сочинений, авторы которых пытались, исходя из естественных закономерностей, последовательно проследить историю мира, от возникновения небесных тел до появления животных и человека. Среди этих трудов — «Мир» Декарта (1664), «Всеобщая естественная история и теория неба» Канта (1755), 44-томная «Естественная история» Бюффона (вторая половина XVIII в.). Конечно, тогдашний уровень знаний был абсолютно недостаточен для решения столь грандиозной задачи, даже в самом грубом приближении. Положительное значение указанных трудов состояло, прежде всего, в постановке задачи, в формулировке идеи необходимости и единства процессов развития во Вселенной. За минувшие несколько сотен лет развитие человеческих знаний совершило очередной виток бесконечной спирали и вышло к тем же вопросам, но уже на более высоком и вместе с тем более конкретном уровне. Все основные естественнонаучные дисциплины сегодня имеют эволюционный статус, рассматривают предмет своих исследований в развитии и достигли в этом немалых успехов. Появилось междисциплинарное направление исследований процессов развития, самоорганизации, — синергетика. Ее успехи уже вышли за пределы естествознания. Способ мышления и язык синергетики все активнее осваиваются сейчас представителями социогуманитарного знания, и никого уже не смущает словосочетание «синергетика социальных процессов». В настоящее время сформировалась новая научная программа исследований — программа универсального эволюционизма, включающая: · разработку общетеоретических положений о механизмах развития природных и социальных систем; · анализ и переосмысление данных естественных и социальных наук в рамках единого эволюционного подхода; · приложение полученных результатов к поиску решения насущных социально-экологических проблем современной цивилизации. Основные положения универсального эволюционизма: 1. Вселенная не просто существует, но и может существовать лишь в развитии. Попытки объяснить ее вне эволюции оказываются столь же бесплодными, как попытки объяснить устойчивость велосипеда без учета его движения. 2. Развитие Вселенной объяснимо внутренними по отношению к ней факторами, действующими объективно и познаваемыми рационально. Речь идет именно о само организации материи, а не об организации ее некими внешними или сверхъестественными силами. Универсальный эволюционизм разделяет позицию П. С. Лапласа, который на вопрос Наполеона, почему в своей книге «Изложение системы мира» ученый ни разу не упомянул о Боге, ответил: «Гражданин Первый консул, в этой гипотезе я не нуждался». 3. В мире действуют принципы отбора, выделяющие из всех мыслимых состояний некоторое множество допустимых. Отбор действует на всех уровнях: физическом (законы сохранения), химическом, биологическом и социальном. 4. На ход всех процессов во Вселенной неизбежно влияют случайные факторы. Все процессы протекают в условиях некоторого уровня неопределенности. 5. Развитие материальных объектов неизбежно приводит к точкам бифуркации, из которых возможен переход в различные состояния. В этих точках дальнейшая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, поскольку определяется действующими в системе в данный момент случайными флуктуациями. Поэтому настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им. 6. Упорядоченные диссипативные структуры, возникшие в результате самоорганизации, в отличие от кристаллов или технических устройств, поддерживают свое существование путем непрерывного самовоспроизводства — автопоэзиса. Термин «автопоэзис» был введен чилийскими биологами У. Матурана, Ф. Варела и Р. Урибе в 1973 г., но еще Леонардо да Винчи говорил о жизни как о непрерывном процессе умирания и возрождения, подобном пламени горящей свечи. Диссипативную структуру, наподобие живой клетки, правильнее рассматривать уже не как структуру, а как устойчивый самоподдерживающийся процесс. 7. В природе преобладают надежные системы из ненадежных составляющих (правило конструктивной эмерджентности). Устойчивость таких систем поддерживается за счет непрерывного изменения и обновления их элементного состава. Атомы, из которых мы состоим сейчас, когда-то разметал по космосу взрыв Сверхновой, а те, из которых мы состояли год назад, давно уже рассеялись в окружающей среде. Тысячелетние империи населены смертными людьми. 8. Эволюция — нечто большее, чем развитие структур на фоне неизменной окружающей среды. Самоорганизуясь и самовоспроизводясь, диссипативные структуры неизбежно изменяют саму окружающую среду. При этом возникают новые принципы отбора — новые законы природы! Эволюция материальных систем порождает эволюцию эволюционных механизмов. Поэтому законы самоорганизации действуют на всех уровнях иерархической структуры Вселенной и оказываются не просто универсальными, но родственными; не просто аналогичными, но гомологичными (связанными общностью происхождения). 9. Возникающие на каждом этапе развития новые «правила игры в эволюцию» действительны благодаря деятельности структур-«предков», которые играют роль окружающей среды для структур-«потомков». Поэтому «предки» продолжают существовать и даже эволюционировать; только теперь их эволюция согласуется с эволюцией «потомков» и приобретает характер коэволюции — согласованного развития системы и ее исторического фона. На этапе коэволюции система и «окружающая среда» становятся неразрывным целым. Так, история человеческого общества не сменяет, а вливается в историю природы. Вместе они образуют непрерывную естественную историю природы и человека. В концепции универсального эволюционизма человек — не случайность и не гость в этом мире, а наиболее активная и разумная природная сила. И будущее человечества видится именно как коэволюция цивилизации и геосферы, постепенно объединяющая их в единую ноосферу (п. 5.10.6).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |