АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Две культуры

Читайте также:
  1. Белгородский государственный институт искусств и культуры
  2. Белгородский государственный институт искусств и культуры 1 страница
  3. Белгородский государственный институт искусств и культуры 2 страница
  4. Белгородский государственный институт искусств и культуры 3 страница
  5. Белгородский государственный институт искусств и культуры 4 страница
  6. Белгородский государственный институт искусств и культуры 5 страница
  7. Белгородский государственный институт искусств и культуры 6 страница
  8. Белгородский государственный институт искусств и культуры 7 страница
  9. Ботанические и биологические особенности культуры
  10. Бытовых возможностей зрителя элемент культуры театрального обслуживания.
  11. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
  12. В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Естествознание является лишь одним полюсом современной культуры. Второй, не менее (но и не более) необходимый полюс — гуманитарно-ху­до­же­ст­вен­ная культура, то есть искусство и гуманитарные науки.

Рис. 1.1. Структура культуры (по Г.Д. Гачеву)

Вот такой схемой проиллюстрировал эту мысль писатель и ученый-куль­ту­ро­лог Г. Д. Гачев, добавив: «Целое мира призван постичь целостный человек и сделать это может целостным способом мышления, в котором научный (дискретный, дифференцирующий, аналитический) ко всему подход сопряжен с художественно-об­раз­ным, синкретичным, или синтезирующим».

В идеале эти два полюса должны дополнять друг друга, образуя единое целое. К сожалению, в реальности между ними сложились отношения не взаимодополнения, а противопоставления и даже взаимоисключения.

Проблема разрыва между составляющими культуры была сформулирована Ч. П. Сноув 1959 г. Основной его тезис: духовный мир интеллигенции раскололся на две противоположные части. На одном полюсе — художественная интеллигенция («лирики»), на другом — ученые («физики»). Они настолько по-раз­но­му относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка. Каждая группа обладает своей особой культурой, и эти Две Культуры чужды друг другу.

Ярче всего последствия отчуждения двух культур высвечиваются глобальным экологическим кризисом, который во многом обусловлен быстрым развитием технологии материального производства и ее теоретической базы — естествознания. Технологическое развитие оказалось не уравновешено таким же быстрым формированием новых этических и эстетических норм, социальных институтов и переориентацией системы образования.

Разлом в культуре порождает и массовые психологические проблемы. Фрагментарность внутренней картины мира, неспособность видеть связь и

взаимообусловленность событий не дают возможности хотя бы краткосрочного предвидения и планирования и потому не позволяют людям приспособиться к жизни в условиях экологического, экономического и политического кризиса. Но человек не может жить подобно растению, без ориентиров — и неосвоенная цельная культура замещается эрзацами, костылями для разума. Возникает интерес к сектам, обещающим быстрый и легкий путь к абсолютной истине, но при этом запрещающим интеллектуальный анализ, сомнение, критическое сопоставление открываемых «истин» со знаниями из других источников. Этот путь приводит к деградации личности и, в конечном счете, оказывается тупиковым — вспомните историю «Бе­лого братства» или секты «Аум Синрикё».

Противопоставление научной и гуманитарной культур приводит к тому, что периодически на каждую из них начинают возлагать надежды, которые они в состоянии оправдать только в единстве. В течение столетия (примерно с середины XIX по середину XX века) наука многими воспринималась как волшебная палочка, которая разрешит все проблемы человечества в духе жюль-верновских романов. Закономерной реакцией на крушение этой наивной веры во всемогущество науки является рост во всем мире антинаучных настроений. Бурный расцвет переживают сейчас астрология, «био­энер­ге­ти­ка», парапсихология, уфология (от UFO — неопознанный летающий объект)… Но все эти псевдонауки (п. 1.8) помогают в разрешении реальных проблем цивилизации не более чем натянутое на голову одеяло помогает избежать наказания за разбитую мамину вазу.

Известный физик и деятель культуры С.П. Капица предупреждает, что есть сильная связь между антинаучными тенденциями и самыми реакционными проявлениями общественного сознания. «Хо­ро­шо известна связь национализма и фашизма с антинаучными выпадами, — пишет он. — Интеллигенция, которой не хватает культуры и образованности, может стать такой же основой социального экстремизма, какой в прошлом был люмпен-про­ле­та­ри­ат».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)