АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие научной картины мира

Читайте также:
  1. I. Понятие и значение охраны труда
  2. I. Понятие общества.
  3. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  4. II. Понятие социального действования
  5. III.I. ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  6. А. Понятие жилищного права
  7. А. Понятие и общая характеристика рентных договоров
  8. А. Понятие и признаки подряда
  9. А. Понятие и элементы договора возмездного оказания услуг
  10. А. Понятие и элементы комиссии
  11. А. Понятие и элементы простого товарищества
  12. А. Понятие обязательств из неосновательного обогащения и основания их возникновения

Согласно «Философскому энциклопедическому словарю», научная картина мира — это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов. Но синтез научных знаний при этом выполняется вненаучными средствами — в противном случае возникала бы некая Теория Всего Сущего, а не картина мира, с присущей ей восприятием мира в его целостности, историчностью, ценностной шкалой. Таким образом, обобщение научных достижений в рамках научной картины мира носит образно-философский характер.

Любая система представлений, претендующая на отражение целостности Вселенной, — а то, что именуется «картина мира», безусловно, претендует на это, — должна опираться на оба полюса культуры (п. 1.2) — как науку, так и искусство. Это касается и научных картин мира, выполняющих функцию представительства достижений науки, современных конкретной исторической эпохе, в свойственной той общей культуре. Ведь естествознание присутствует в культуре отнюдь не в виде суммы отдельных естественных наук. Взаимодействуя с социогуманитарной составляющей культуры, оно приобретает оболочку — научную картину мира, — выполняющую роль посредника, интерфейса между наукой и общей культурой.

Важнейшим элементом структуры научной картины мира являются междисциплинарные (или трансдисциплинарные [1]) концепции, образующие ее каркас. Концепции, лежащие в основе научной картины


мира, являются ответами на сущностные, основополагающие вопросы о мире. Эти ответы с течением времени, по мере эволюции картины мира, меняются, уточняются и расширяются; однако сам «вопросник» остается практически неизменным по крайней мере со времен мыслителей классической Древней Греции. Каждая научная (равно как и натур­фи­лософская) картина мира, претендующая на универсальность, обязательно включает в себя следующие представления.

· Представления о материи (субстанции).

· Представления о движении.

· Представления о пространстве и времени.

· Представления о взаимодействии.

· Представления о причинности и закономерности.

· Космологические представления.

В п. 6.2 будет рассмотрено, как изменялся каждый из перечисленных элементов по мере исторической смены натурфилософских и научных картин мира.

Исторически первой научной картиной мира была механическая (п. 0), возникшая в XVII–XVIII веках. С тех пор общенаучная картина мира сменилась как минимум трижды. С середины XIX по начало XX века господствовала электромагнитная картина мира, основанная на максвелловской электродинамике и получившая стройность и внутреннюю согласованность благодаря созданию теории относительности. Создание квантовой механики и генетики в начале XX века заставило пересмотреть основополагающие представления о соотношении случайности и закономерности, о самом понятии «объ­ек­тив­ной реальности» и привело к формированию неклассической картины мира. Наконец, во второй половине XX века начавшийся переход лидирующей роли в естествознании к биологии, перенос акцента на изучение сложных, развивающихся систем, развитие междисциплинарных направлений исследования (экология, синергетика) предопределили возникновение современной, постнеклассической, эволюционной картины мира.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)