|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Период Классики (5 - 4 вв. до н.э.)Расцвет греческого рабовладельческого общества. 1. Искусство первой половины У в. до н.э. Греко-персидские войны и их значение в формировании патриотического самосознания греков. Расцвет греческого полиса. Выражение в искусстве пафоса и победы. Отражение образа гармонически развитого человека в искусстве. Создание нового «классического» художественного стиля. Создание средствами искусства реалистического образа человека: преодоление архаических традиций, борьба с восточными влияниями, сохранившимися от прошлого периода. Развитие характерных особенностей греческих художественных школ (аттической и пелопонесской). Храм о.Этны, как переходный памятник от старого архаического стиля к новому. Построение фронтонных композиций посредством одномасштабных фигур и симметричного построения, правой и левой стороны, как новый этап развития композиционных решений. Мастера Критий и Несиот, их произведение «Тираноубийцы»: героический характер этой группы, выражение в ней пафоса победы демократии. Разработка героическими мастерами проблемы движения и расположения фигуры в пространстве, как художественных средств, раскрывающих реальный образ человека. Творчество Пифагора Регийского (480 - 450 гг. до н. э.): «Бегун», «Раненый Филокрет», «Мальчик, вынимающий занозу». Работа школы Пифагора: «Трон Людовизи». Значение греческого искусства периода Классики. Строгий стиль в краснофигурной росписи. Мастера: Эпиктет, Эвфроний, Бригос, Дурис. Реалистические черты в работах этих мастеров. Ведущая роль греческой монументальной живописи в этот период. Живописец Полигнот (470 - 450 гг. до н. э,), его значение для монументального искусства и художественного ремесла. Композиция и рисунок Полигнота; его роль в создании классического стиля, его произведения в Дельфах и Афинах. Работы Микона и Панене в Афинах, Краснофигурные вазы "свободного" или «прекрасного стиля», возникшего под влиянием монументального искусства. Классический тип храма дорического стиля - храм Зевса в Олимпии (468 - 456 гг. до н.э.) - архитектор Либон. Гармоничные пропорции, точные детали, зрительное равновесие частей храма Зевса в Олимпии (6: 13). Скульптуры храма Зевса Олимпийского; разнообразие жизненных типов; передача эмоций, идеализация образов героев наряду с подчеркиванием реалистических черт в образах кентавров. Влияние Полигнота на мастеров, создателей скульптуры храма. Композиционное решение фронтонов: зеркальной симметрия в построении правой и левой сторон, создание равновесия масс. 2 Искусство середины и третьей четверти У в. до н. э. Возвышение Афин. Афинский морской союз. Расцвет древнегреческой культуры. Драматургия. Философия. Софисты. Сократ, Демокрит, Эсхил. Эврипид, Геродот, Софокл. Строительство храмов, театров. Храм Геры в Пестуме (громоздкий, грубый, но хорошо сохранившийся). Деятельность Перикла. Творчество Фидия (умер 431 г. до н.э.) и место его в мировом искусстве. Работы Фидия: "Зевс Олимпийский", "Афина Промахос", "Афина Лемния", Амазонка. Идеализация реального образа человека в творчестве Фидия. Значение стиля Фидия в дальнейшем развитии греческого искусства. Реконструкция Афинского Aкрополя. Руководящая роль Фидия в реконструкции Акрополя. Преодоление сложного рельефа скалы. Гармоничное равновесие всех сооружений акрополя. Основные постройки Афинского Акрополя. Мировое значение ансамбля. Акрополь как образец синтеза архитектуры и изобразительного искусства. Единство конструктивной и архитектурной художественной сторон. Пропилеи (архитектор Мнесикл). Строительство Парфенона (архитекторы Иктин и Калликрат). Конструктивные особенности сооружения. Внесение части ионического ордера (фриз) в дорическую архитектуру Парфенона. Создание Фидием статуи Афины Парфенос в хризоэлефантинной технике и руководство по созданию скульптурных композиций храма. Метопы, фронтоны и фризы храма сложность и совершенство их композиций. Композиционное построение фронтонов, дальнейшее развитие принципа равновесия масс, смелые противопоставления отдельных групп. Развитие действия на фризе. Сопоставление образов богов и граждан. Идейное содержание и мастерство исполнения скульптур Парфенона. Развитие древнегреческой скульптуры классического периода. Правдивое изображение человека. Бронза - главный материал скульптуры, позволяющий моделировать фигуры в любой позе. Творчество мастера Мирона. Реалистический характер скульптур. Передача движения. Яркие образные характеристики. "Дискобол". Группа "Афина и Марсий", ее идейное содержание. Кресилай последователь Фидия. Скульптура «Амазонки» и идеализированный портрет Перикла. Пэоний - создатель статуи парящей Ники в Олимпии. Смелое решение проблемы движения. Творчество Поликлета, как ярчайшего представителя пелопонесской школы. Трактат «Канон» (теоретическое обоснование изображения идеально прекрасного свободного гражданина). Основная тема творчества Поликлета: человеческие пропорции. "Дорифор" ('Копьеносец"), "Диадумен", "Раненая амазонка", "Гера Аргосская". Живописец Аполлодор Афинский ("Тенеписец"). Введение полутонов в живописном произведении. Рождение станковой живописи. Первый художник, начавший писать на грунтованных досках темперой. Расцвет «свободного стиля» в краснофигурной керамике. Живописец Агафарг - художник театральных декораций. Иллюзия глубины пространства. Особенности развития живописи периода Классики. Монументальные росписи. Выразительность рисунка. Мастер Полигнот. Передача мимики лица жестов. Введение в картину пейзажа. Многофигурная композиция. "Одиссей в подземном царстве". Иллюзия глубины пространства. 3. Искусство последней четверти У в до н. э. Пелопонесская война. Начало экономического и политического кризиса греческих городов-государств. Обострение классовой борьбы. Развитие и борьба различных философских систем. Сократ и его борьба с софистами. Материализм Демокрита. Расцвет аттической политической комедии. Аристофан. Архитектура последней четверти V в. до н.э. Гипподам Милетский. Первые планировки города. Усложнение архитектурных форм. Появление коринфского ордера. Деятельность архитекторов Иктина и Калликрата. Храм в Фигалии, его скульптурные украшения. Храм Ники на Акрополе (архитектор Калликрат). Скульптурные украшения, балюстрады. Эрехтейон (архитектор Филокл). Развитие живописных элементов в пластике. Новый подход к изображению божества. Алкамен и его "Афродита в садах". Пародии на ведущий стиль в мелкой пластике. Развитие реалистического портрета. Скульптор Димитрий из Алопеки. Развитие станковой живописи. Основные техники греческой живописи: фреска, темпера, энкаустика. Постановка греческими художниками чисто живописных задач (применение полутонов, игра светотени, пространство). Психологизм в произведениях греческих художников Зевксис "Семья кентавров", "Геракл-дитя и змеи" Паррасий "Прометей", "Раненый Филократ". Тиманф "Жертвоприношение Ифигении". Сатирическое направление: живописец Павсон. "Роскошный" стиль вазовой росписи Мидий. Разрыв между техническими возможностями греческой керамики и живописными стремлениями мастеров вазовой росписи. Связь аттическою искусства с искусством причерноморских городов. Укрепление культурно-экономических связей с Причерноморьем. Причерноморье как важнейшая артериальная база для жизни греческих городов. Таманский сфинкс, лекиф Ксенофанта. Мраморная скульптура Боспора. Ювелирные изделия. Искусство 1У в. до н. э. Кризис античного полиса и разложение античной демократии. Кризис Рабовладельческого хозяйства. Рост имущественного неравенства, обострение классовых противоречий. Развитие идеалистической философии. Платон. Гедонистическое учение Аристиппа: основание кинической школы. Падение греческих идеалов. Рост индивидуализма. Архитектура 1У в до н. э. Развитие ионического и коринфского ордеров, деятельность Поликлета младшего. Постройки Эпидавра. Новый тип круглого в плане здания. Архитектура греческих театров. Галикарнасский мавзолей (архитекторы Пифий и Сатир) как особый тип сооружения, в котором сочетаются греческие черты и восточные. Памятник Лисикрата. Храмы в Малой Азии (Приена, Эфес). Особенности развития греческой пластики 1У в. до н.э. Выражение консервативных взглядов в искусстве. Кефисодот и его "Эйрена и Плутос". Тимофей, его работы в Эпидавре под влиянием классического искусства V в. до н. э. Передовые мастера этого периода. Леохар, Бриаксис. Скопас (390 - 350 гг. до н. э.). Основная тематика скульптур. Скопас - архитектор и ваятель. Храм в Тегее и его скульптура. Новые художественные приемы Скопаса в передаче человеческих эмоций. Особая выразительность лица. Новая трактовка глаз. Передача глубины пространства, контрастность. Основные принципы композиционных построений. "Вакханка", "Афродита из Элиды". Пракситель (370 - 340 гг. до н.э.). Мраморные скульптуры. Изображение тонких лирических эмоций, аристократичность, затуманенный взор. "Мантинейские музы", "Гермес с младенцем Дионисом", "Отдыхающий сатир", "Аполлон с ящерицей", "Афродита Книдская". Первый мастер изобразивший Афродиту обнаженной. Композиционные приемы Праксителя, введение натюрморта (ваза, ткань), подпорки в виде ствола дерева как элемента, раскрывающего сюжетный замысел. Гедонизм Праксителя. Особое значение творчества Праксителя в греческом искусстве. Господство художественного стиля греческого искусства в Средиземноморье. Распространение его на юге Италии, в Этрурии и Малой Азии. Региональные особенности. Завоевание Греции Македонией. Экспансия греко-македонских рабовладельцев на восток. Монархия Александра Македонского. Философия Аристотеля. Развитие двух основных направлений в искусстве этого времени: прогрессивное, реалистическое направление и классическое направление. Лисипп. Представитель первого, прогрессивного направления. Придворный художник Александра Македонского. Принимал участие в военных походах. Цель творчества: проблема движения, взаимодействие в пространстве. Индивидуализация образа, развитие психологизма в его творчестве. "Эрот", "Отдыхающий Геракл", "Апоксиомен", "Геракл, борющийся со львом" (6 точек опоры), "Гермес, завязывающий сандалию". Лисипп - портретист. Портреты Александра Македонского и Сократа. Леохар - как представитель классического направления. Идеализация образов. "Аполлон Бельведерский", "Ганимед", "Софокл". Скульптурные портреты Александра Македонского, Филиппа и их предков. Живопись 1У в. до н. э. Основание сикионской живописной школы. Памфил, теоретик этой школы; продолжение традиций Поликлета в живописи (математическое построение фигуры). Применение в живописи законов линейной перспективы, оптики. Павсий, его картины "Жертвоприношение" и "Опьянение" как пример приложения основ Сикионской школы. Фиванско-аттическая школа. Связь живописцев с политической жизнью, выражение в их картинах патриотических чувств. Аристид, его батальные композиции. Евфранор, его картина «Тезей, подводящий демократию к афинскому народу». Развитие живописной техники, иллюзионистический приемы. Широкое развитие техники энкаустики. Никий - мастер, близкий по характеру творчества к Праксителю, его мифологические картины. Живопись времени Александра и его ближайших преемников (последняя треть 1У в. до н.э.). Апеллес - величайший живописец древности. Мастерство его рисунков и живописи, разнообразие тематики его произведений. Апеллес - портретист. Прославление в живописи образа Александра. Филоксен. Его батальная многофигурная композиция "Битва Александра Македонского с Дарием" (известна по повторению в Помпеях). Построение, колорит и живописные особенности этой картины (по помпейской мозаике), контраст эмоций в картине. Протоген, его картина "Александр и Пан". Аэтион, его произведение "Свадьба Александра и Роксаны". Антифил, многогранность его творчества, его картины "Афина рядом с Филиппом и Александром", его жанровые картины, карикатуры. Патетика его мифологических произведений. Проблема света у художников конца IУ в. до н. э. Искусство Эллинизма (4 - 1 вв. до н. э.). Взаимосвязь греческой и восточной культур. Упадок общественной жизни в эллинистических центрах. Завоевания Александра Македонского. Греко-македонское государство. Рост новых городов. Крупные города-государства: Александрия, Пергам, Антиохия. Особенности развития культуры этих городов. Александрийская библиотека. Наука и техника и их влияние на развитие искусства. Архимед, Евклид. Отмирание мифологического отношения к природе и выражение нового восприятия мира в искусстве в связи с развитием науки и техники. Новые философские школы: эпикурейская и стоическая. Религиозный синкретизм. Александрийская поэзия. Особенности развития эллинистической архитектуры. Изменение архитектурных приемов. Увеличение масштаба строительства и появление новых типов сооружений в эллинистических центрах, обусловившие изменения в строительной технике и архитектурных конструкциях, Преобладание ионического стиля и внесение его элементов в дорический стиль. Развитие коринфского ордера. Планировка эллинистических городов и развитие в ней принципов Гипподама Милетского. Тип греческого жилого дома и его декоративное оформление. Украшение внутренних помещений расписной штукатуркой. Архитектора дворцов монархов (дворец в Пергаме); применение всех трех ордеров в архитектуре эллинизма, использование колонн восточных типов. Создание гигантских произведений архитектуры и инженерного искусства. Форосский маяк (высота 100 м), Колосс Родосский (бронза, высота 32 м), автор Харес - ученик Лисиппа. Деление городов на кварталы (Гипполамова система). Культовая архитектура тяготеет к гигантским paзмерам. Использование храмов-ротонд. Храм Аполлона в Дидимах около Милета (10:21). Развитие в искусстве разнообразных жанров и художественных направлений. Художественное ремесло эллинизма: развитие торевтики и глиптики. Два основных течения в искусстве эллинизма. Прославление личности монарха, его военных побед и воплощение их в героическом, монументальной стиле; бытовой жанр в "натуралистическом" стиле, выражающий вкусы частных лиц. Традиции великих греческих мастеров в раннеэллинистическом искусстве. Развитие индивидуального портрета. Полиевкт, Тимарх и Кефисодот младший. Ученики Лисиппа: Эвтихид, Харес. Развитие искусства во второй половине 111 в. - первой половине II в. до н.э. (искусство среднего эллинизма). Интерес к интимным чувствам человека, бытовому жанру, к природе. В литературе развитие наряду с гимнами, буколической литературы (Феокрит и бытовые сценки Герода). Художественные школы. Развитие двух главных направлений: идеализирующего, опирающегося на классические образцы, и второго - натуралистического. Для первого характерны традиции Праксителя и идеализированный портрет. Для второго направления характерен бытовой воплощающийся или в сентиментальных образах или в образах «низменных» с точки зрения античного мира. Новое, по сравнению с классическим периодом, назначение скульптуры - декоративное: украшение садов и парков, зал дворцов и библиотек, украшения частных домов небольшими статуэтками (часто как фонтанные украшения). Мастера Дойдолс и Боэф. Пергамская школа. Пергамских акрополь, его планировка. Портретное искусство Пергама, Патетический характер произведений этой школы. Прославление в искусстве побед над галлами. "Приношения Аттала". Скульптуры Эпигон, Антигон, Пиромах и Стратоник. Пергамский алтарь Зевса II в. до н. э. (авторы скульпторы Дионисад, Менекрат, Орест). "Борьба богов и гигантов" - рельеф Пергамского алтаря. Сложная светотеневая моделировка. Скульптуры выразительны и динамичны. Развитие стиля Скопаса и Лисиппа мастерами Пергамской школы. Памятники, близкие пергамской школе: "Раб-точильщик" (конец 111 в. до н.э.). "Афродита Мелосская" (скульптор Агесандр). Группа "Менелай с телом Патрокла". "Боец" Агасия Эфесского (11 - I вв. до н. э.). Развитие разных школ скульптуры. "Нике Самофракийская". В портрете передаются не только особенности внешнего облика, но и отражается духовный мир человеке. Появление бытового жанра, иногда даже натуралистического толка. Терракотовые статуэтки из Танагры. "Мальчик с гусем". Расцвет паркового искусства и строительство загородных вилл. "Галл, убивающий себя и свою жену», "Умирающий галл". Скульптуры выразительны и полны драматизма. Поздний эллинизм. Родосская художественная школа. Продолжение традиций пергамской школы в сторону развития подчеркнутой пластики. Натуралистичность приемов. Измельчение в трактовке пластических форм. Идея безнадежности, безысходности, подчинения человека грозным неумолимым силам судьбы. Аполлоний и Тавриск, их произведения. "Казнь Дирки" ("Фарнезский бык"). Введение элементов ландшафта в пластику (11 в. до н. э.). Группа "Скилла и спутник Одиссея"; "Лаокоон в сыновьями" I в. до н. э. (авторы Агесандр, Афинодор, Полидор). Дробность и сухость в моделировании тел. Излишняя театральность - характерная черта родосской школы периода эллинизма. Новоаттическая школа. Работы Аполлония - сына Нестора из Афин. "Бельведерский торс". "Кулачный боец". Традиции классицизма. Живопись эллинизма. Развитие ландшафтной живописи. Живописец Переик - "Живописец мусора" по прозванию древних; его маленькие картины с изображением таверны, ослов и поклажи, натюрморты. Живописец Тиномах. Патетичность его образов. "Медея". Повторение картины в помпеянских фресках. «11 - 1 вв. до н.э. Постепенное завоевание Восточного Средиземноморья римскими легионерами. Ослабление стимула к широкой творческой, художественное деятельности с потерей политической независимости греческих городов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |