|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Местный колорит» романа Ольги Славниковой «2017»Действие романа происходит на Урале, правда автор называет его в данном случае Рифейскими горами. С самого начала знакомишься с вполне реальной житейской историей: очень даже понятный герой, практически наш современник, встречается с женщиной, которая полностью меняет его жизнь. В роковой героине мы без труда узнаём черты мифологической Хозяйки Медной горы, которая мучит и не отпускает тех, кто попадает ей в руки. Роман состоит из отдельных сюжетов. Первый — про уральских («рифейских») хитников — самодеятельных, но вполне профессиональных добытчиков золота и самоцветов. Он читается с неослабевающим интересом: достоверное описание предмета непринужденно переслаивается здесь традиционной горно-геологической мифологией, знакомой по сказам Павла Бажова. Словом, настоящий производственный роман, но не в духе Артура Хейли, а в духе Патрика Зюскинда. И его не портит даже Безумный Профессор, явно заимствованный из американских комиксов — в соответствии с законами жанра и он превращается в персонажа демонически-загадочного. Гавный пафос второй части романа (футурологической) — обличение зажравшейся элиты. Главный интерес — узнавание реальных прототипов. Вот губернатор, на старости лет воспылавший любовью к молоденькому хлыщу (про эту сладкую парочку мы уже читали в одном романе Юлии Латыниной, действие которого также разворачивалось на Урале). Вот губернаторская дочка, бездарная и истеричная, но могущественная. Вот президентский наместник, которого испортил штаб-квартирный вопрос… Читатели родом из Рифейска, вероятно, опознают и других персонажей. Как фантасмагория эта часть романа неплоха, хотя и отдает опереткой — но тот же упрек предъявляли когда-то и Булгакову. А вот памфлеты мы читывали и более яркие. Любимый прием Славниковой — амплификация: раздувание фразы до размеров развесистого периода с помощью риторических украшений. Или развитие простодушного бажовского образа до размеров гипернатуралистического портрета…. Ради этого же колорита стоит прочесть и роман Славниковой: свой Рифей она любит и описывает со знанием дела. По версии Славниковой, потревоженные агрессивными действиями человека бажовские духи гор, просачивающиеся в убогонькую реальность, и есть «наше постчеловеческое будущее». Это эффектная версия, но нет, это не Голливуд, и четырехметровая Каменная Девка не будет топтать Екатеринбург, как Годзилла, — но она взмутит насыщенный индустриальными выхлопами воздух, и биосфера примется морочить обитателей города, завлекать странными лазейками и невероятными самоцветами, опьянять любовными хмелями и приманивать нечеловеческими богатствами; а на потаенных уральских речках воцарится аномальная «страшная красота», пагубная и животворящая одновременно. Дремлющее в горах уральское чаромутие — и катализатор, и аккомпанемент искусственно замороженного социального конфликта. Камнерез Крылов, которому суждено сыграть роль Данилы-мастера (в мире-2017 всем приходится быть чьими-то копиями), более всего ценит в камнях — да и в жизни — «прозрачность»; именно вот этой прозрачности, способности попавших в роман деталей пропускать через себя свет и в то же время ощущаться как твердые минералы, добивается в своем тексте и сама Славникова. Пожалуй, самые захватывающие страницы романа связаны с хитниками, уходящими в уральские леса и горы в поисках каменных сокровищ. Вся их жизнь подчинена одной страсти. И, кажется, что их совсем не интересуют события, происходящие в это время в городе. В итоге они оказываются самыми нормальными людьми в этом романе, не желающими поддаваться всеобщему зомбированию и хаосу. В сюжет романа Славникова органично вписала легенды и мифы Урала, сказочных персонажей и сюжеты Бажова: то тут, то там мы обнаруживаем странные и необъяснимые следы загадочных существ, таинственные явления природы и т.п. Всё это придаёт роману своеобразный колорит и аромат, поэтому, вероятно, при всех трудностях, которые возникают в процессе чтения, роман этот не отпускает тебя до самой последней страницы. В романах «Один в зеркале» и «2017» город, где происходит действие, не называется ни разу, однако все его достопримечательности, крупные магистрали, транспортные узлы (например, памятник создателям паровоза, аэропорт Кольцово, проспект Космонавтов) существуют в реальности и находятся в Екатеринбурге. Однако инфраструктура города в романе «2017» соответственным образом «масштабирована» с учетом того, что действие отнесено в близкое будущее. Так, население Екатеринбурга в 2017 году, по Славниковой, будет составлять около 4 млн человек (в настоящее время — немногим менее полутора миллионов, с учетом агломерации — около 2,5 млн.), в городе выстроен Международный экономический центр, имеется разветвленная сеть метрополитена (упоминается, что для поездки из одного конца города в другой герою пришлось совершить три пересадки), в то время как по состоянию на 2009 год Екатеринбургский метрополитен является одним из самых коротких в мире. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |