|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальная проблематика произведений Людмилы ПетрушевскойЛюдмила Петрушевская на сегодняшний день – одна из самых известных и популярных представительниц «женской прозы». Современная литературная критика связывает Петрушевскую с «другой» прозой, осваивающей «табуированные» для советской литературы жизненные реалии. По словам исследователя Татьяны Давыдовой, «после Горького социальное «дно» нашло своего исследователя и художника в лице Л. Петрушевской». Сама писательница подчеркивала: «Мое рабочее место на площади, на улице, на пляже. На людях. Они, сами того не зная, диктуют мне темы, иногда и фразы… А я все равно поэт. Я вижу каждого из вас. Ваша боль – моя боль». Произведения Петрушевской поражают гиперболизированной концентрацией отрицательного, а изображение жизни как абсурда наводит на мысли об аналогиях с экзистенциализмом. Основная тема многих произведений Петрушевской – изображение женской любви – к мужчине, детям, внукам, родителям. Произведения Л. Петрушевской достаточно жестки и безиллюзорны. Она говорит о боли и болезни общества, симптомом которой является разрушение Дома, распад мира семьи: ее спасающий круг, круг любви и обороны, утрачен. Проникающая радиация социального и нравственного неблагополучия порождает часто «семьи-мутанты». Так, в рассказе «Отец и мать» многодетная семья держится не на любви, а на взаимной ненависти родителей, и многочисленные дети рождены не в любви, а в ненависти, для матери они – живой укор «труженицы и страдалицы трутню-отцу». Но еще чаще семьи-«мутанты», изображенные в прозе Л. Петрушевской, не только неполноценны, но и внешне уродливы, увечны. В повести «Свой круг» слова, обозначающие родство, в новом контексте звучат кощунственно и почти непристойно: «Мои родственники теперь также и Марина, и сам Серж, хоть это смешной результат нашей жизни и простое кровосмешение, как выразилась Таня, когда присутствовала на бракосочетании моего мужа Коли с женой Сержа Маришей». Не менее жуткое впечатление производит рассказ «Дочь Ксении». Главная героиня, пожилая проститутка Ксения, ждет выхода из зала суда своей дочери, тоже проститутки, ждет в толпе любопытных мужчин, их общих «мужей», среди которых есть и 12-летний мальчик, который похаживал к ним в «вертеп». Дом терпит катастрофу тогда, когда женщина-домостроительница сама превращается в разрушительницу – эта мысль Л. Петрушевской объединяет многие ее произведения. Разрушительная сила в женщине существует не как врожденный инстинкт, а как ответ на невыносимое давление жизни. Энергия распада направлена не только вовне, но и внутрь женской души, которая, причиняя боль, сама корчится от боли. Вспомним хотя бы рассказ «Свой круг», где героиня совершает надругательство над собой, над душой своего ребенка во имя его спасения. Центральное место в прозе Петрушевской прочно занято женщиной, живущей в страшном мире. Боль и грязь того, что зовется жизнью, проходит сквозь женщину, она как бы является носительницей этой боли и грязи, как в рассказе «Вот вам и хлопоты». Аборт, рождение мертвого ребенка – это то, что мужчина, столкнувшись, может вынести, стиснув зубы, или – не вынеся – сбежать. Но у женщины нет никакого выбора, она не может от этого убежать, заключая все это внутри себя. Мужчина может попытаться, перебрав жизнь, выбрать из нее только те стороны, которые представляются счастливыми и необременительными. Л. Петрушевская разрушает красоту женского облика – уже в силу того, что живой человек не может быть всегда так же прекрасен, как нарисованная с него гениальным мастером картина или вылепленная гениальным скульптором статуя. Итак, появление полноправной «женской» прозы изменило лик мира, создаваемого литературой. Поставленные лицом к лицу, «мужская» и «женская» проза отвечают на вопросы друг друга, каждое начало обретает свое завершение в другой половине целого. Безысходное одиночество человека и беспощадная алчность жизни как закон бытия – вот та трагическая истина, к которой вместе со своими героинями приходит Петрушевская. Именно поэтому она так активно отстаивает право женщины: жить лучше, и главное – в любви. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |