|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности композиции романа Владимира Сорокина «Голубое сало»Сюжет произведения вращается вокруг т.н. «Голубого Сала» — сверхценного вещества с уникальной атомной структурой, которая делает людей бессмертными. Сало можно получить только одним способом — вырезать из тел клонированных литераторов прошлого, после того как они в определённых условиях напишут своё произведение. Действие романа разворачивается в разных исторических эпохах и постоянно «скачет» между ними. В реальности происходит только первая и последняя часть романа. Весь сектор повествования, начиная с нападения Землеёбов на бункер-это сон (или продукт измененного сознания) клонированного в будущем Сталина. На эту теорию указывает, во-первых то что в трубке Сталина находились остатки какого-то вещества (возможно,психоделика или галлюциногена), во-вторых, во время нападения Землеёбов повествование уходит от Бориса и становится безличным (исходящим только от автора).Возможно, на сон повлияло задание «сделать накидку из голубого сала» и чтение книги о «сплачивании шматов голубого сала» (тем более что «во сне» появляется похожая книга). Из статьи Марк Липовецкий «Голубое сало поколения, или Два мифа об одном кризисе». В то же время Сорокин в “Голубом сале” иронично деконструирует излюбленную концепцию власти как кратчайшего пути к свободе. Деконструкция эта воплощена в кольцевой композиции романа (кстати, по-моему, Сорокин до “Голубого сала” никогда не использовал эту структуру). Начинается роман с писем, которые биофилолог Глогер пишет своему возлюбленному из секретной лаборатории, где проводятся опыты по добыванию голубого сала — таинственной субстанции, не поддающейся воздействию окружающей среды, обладающей неизвестными магическими свойствами, одним словом, предметного символа власти и свободы. Образуется эта субстанция как побочный результат творческого процесса клонов великих русских писателей (см. выше). Полученное голубое сало отнимают, попутно убивая Глогера и других экспериментаторов, ушедшие в глубь Сибири “землеебы” (забавная пародия на русопятское язычество). Посредством машины времени голубое сало пересылается Сталину в альтернативный 1954-й (Сталин бодр и жив, как, впрочем, и Гитлер, с которым он разделил власть над миром). Между Сталиным и Гитлером разыгрывается борьба за обладание голубым салом, в процессе которой Сталин вкалывает голубое сало себе в мозг. В результате происходит мировая катастрофа, гибнет вся планета, галактика, мир... и Сталин обнаруживает себя слугой того самого юноши, которому пишет письма Глогер, притом что юноша с презрением выбрасывает первое же письмо Глогера (с которого начинался роман); гораздо больше его занимает накидка из... голубого сала, новинки сезона, в которой он отправляется на Пасхальный бал. Верховный обладатель эманации власти и свободы (А. Генис не без оснований называет голубое сало “русским Граалем”) — оказывается лакеем у ничтожного красавчика, а сама таинственная субстанция годится лишь на светящуюся накидку. Стоило ли из-за этого огород городить? http://magazines.russ.ru/znamia/1999/11/lipovec.html Неоднородная структура романа Роман «Голубое сало» был опубликован в 1999 году в издательстве «Ad Marginem» и является, по нашему мнению, одним из самых показательным произведений, в котором нашли отражение основные писательские стратегии В. Сорокина. Первое прочтение этой книги оставляет неоднозначное впечатление: сложная структура и множество иптертекстуальных отсылок многократно усложняют процесс восприятия. На страницах романа встречаются самые разнообразные стили и приемы, которые находятся между собой во взаимодействии особого рода, о котором мы будем говорить ниже. Текст этого достаточно объемного романа крайне неоднороден. В нем представлены письма Бориса Глогера к некоему «господину ST», тексты писателей-клонов (Достоевский-2, Ахматова-2, Платонов-3, Чехов-3, Набоков-7, Пастернак-1, Толстой-4), китайско-русский словарь, словарь «новояза» XXI в., несколько вставных новелл («Заплыв», «Синяя таблетка») и пьеса «Стакан русской крови», которые достаточно формально связаны между собой. Кроме того, структура романа «Голубое сало» представляет особый интерес еще и в связи с ее крайней неоднородностью. По сути дела, мы можем увидеть в этом произведении своеобразную сеть, составленную из отдельных элементов - суб-текстов. Их взаимодействие между собой, с художественным и внехудожественным контекстом и позволяет нам говорить об амплификации гипертекстуального начала в романе: прочтение без выхода в контекст практически неизбежно оказывается поверхностным. Первый, внешний уровень повествования мы назовем фактографическим: в романе достаточно подробно описываются разного рода исторические и псевдоисторические события и личности. Благодаря которым, в конечном счете, и появляется возможность создания загадочного артефакта - голубого сала. Хронотопы суб-текстов, составляющих роман, главным образом связаны друг с другом посредством документальных, фактографических и мифологических компонентов. Весьма заметны литературный и металитературный компоненты. То есть соотнесение романа с культурным контекстом литературы, эпиграфами, описаниями т.н. «скрипт-процесса» и др. Многомерность и объем исторических экскурсов в романе амплифицируется частой сменой места действия: из Якутии середины XXI века в подземные бункеры «Ордена российских землеебов», оттуда в Москву середины XX века, оттуда в Берлин, а уже из Берлина - обратно, в условное пространство будущего, к адресату писем Бориса Глогера. Очевидно, что подобному вневременному панисторизму соответствует своеобразная игра и с историческим хронотопом. Она отчетливо прослеживается уже на уровне внешних описаний. Узнаваемые герои, например Хрущев - предстает горбуном-садистом, Сталин - наркоманом и т. п. Не менее показательны и топологические трансформации: Лондон лежит в руинах после ядерного удара «Люфтваффе», а в Москве германские «братья по оружию» развернули бойкую торговлю баварским пивом. Примером иного рода, игровая природа которого выявляется лишь с учетом несоответствия между двумя видами информации, репрезентируемой текстом, может служить взаимодействие самого широкого круга фактической информации общеисторического характера и реконструкция авторской стратегии за счет опознавания и не опознавания разного рода интертекстуальных и гипертекстуальных структур. Постмодернистская игра Сорокина с мифологическими, по сути своей образами исторических персоналий, которая реализуется посредством искажения, смещения исторических реалий, сводит в одну точку самые разнообразные события. Создавая одномоментные, симультанные описания этих событий с разных точек зрения, одновременно репрезентируя их в искаженном свете. Этот уровень повествования мы назовем симулятивным. Хронотоп романа, с одной стороны, достаточно условен, а с другой — весьма сложен. По этой причине текст оставляет по прочтении ощущение дезориентированности. Описываемые в книге биотехнологии (клонирование, создание «живородящих» материалов) соседствуют с самодельным порохом и артефактами «сибирских зороастрийцев», датируемыми VI веком до н. э. Впрочем, при более близком рассмотрении можно увидеть, что хронотоп, по сути, разделяется на несколько уровней. Первый - это реальность начала XXI века, в которой живет Борис Глогер и проводит эксперименты по созданию голубого сала. Второй - симулятивная реальность СССР середины XX века. Соединяет (в буквальном смысле) эти хронотопы третий — хронотоп «Ордена Российских Землеёбов», стараниями которых голубое сало отправляется из XXI века в середину XX. Примечательно, что обозначенные нами уровни в тексте книги следуют в линейном порядке, при чем функцию «буфера» между ними выполняют вставные новеллы «Заплыв», «Синяя таблетка» и пьеса «Стакан русской крови». Мы полагаем, что подобного рода «пространственная фрагментарность» романа обусловлена не столько большим количеством интертекстуальных связей произведения, сколько связями внутри текста. Структура романа необычна хотя бы по той причине, что в качестве большинства действующих лиц задействованы как вымышленные герои (такие как Борис Глогер, «господин ST» и др.), так и реальные исторические персонажи (Сталин, Гитлер, Ахматова, лианозовцы, поэты-шестидесятники и др.). То есть мы можем говорить о двухчастной организации структуры текста, где на одном уровне фигурируют реальные исторические лица, на другом -вымышленные персонажи. Точкой, объединяющей эти уровни организации текста, выступает загадочное вещество - «голубое сало». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |