|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 8. Практика ментальной концентрации, которой мы должны уделять, по меньшей мере, полчаса в день – это только началоПрактика ментальной концентрации, которой мы должны уделять, по меньшей мере, полчаса в день – это только начало, подобно разучиванию гамм. Приобретая власть над самым неуправляемым нашим органом, мы неизбежно захотим взвалить на него ярмо. Бесполезно иметь послушный разум, но не получать никакой прибыли от такого послушания. Таким образом, мы приходим к основному курсу нашего обучения. В чем должен состоять этот курс? На этот счет, у нас не должно возникать вопросов. Во все века, здравомыслящие люди соглашались в этом вопросе. Речь не идет о курсе литературы, искусства или какой-либо науки. Основной курс обучения – это изучение нас самих. «Человек, познай самого себя». Эти слова настолько банальны, что я, произнося их, почти сгораю от стыда. Однако, я должен их произнести (и сейчас мне стыдно за то, что было стыдно минутой раньше). Человек, познай самого себя. Я произношу это во весь голос. Ценность этой фразы известна всем, но только истинные мудрецы воплощают ее в жизнь. Я не знаю, почему. Я убежден, что рядовому человеку с добрыми намерениями больше всего не хватает настроенности на размышление. Мы мало размышляем. Мы мало думаем о действительно важных вещах – о нашем счастье, о направлении, в котором развивается наша жизнь, о том, что дает нам жизнь, о роли рассудка в определении наших действий, а также о взаимосвязи между нашими принципами и нашим поведением. При этом, вы заняты поисками счастья. Ну, как, удалось вам его отыскать? Велика вероятность, что нет. Возможно, вы уже пришли к выводу, что счастье недостижимо. Тем не менее, другие люди достигали его. Они достигали его благодаря осознанию того, что счастье коренится не в физических или ментальных удовольствиях, а в развитии рассудка и согласия нашего поведения с нашими принципами. Я уверен, у вас не найдется смелости это отрицать. И если вы согласны со сказанным выше, но по-прежнему не посвящаете часть дня анализу вашего рассудка, ваших принципов и вашего поведения, вы противоречите сами себе. Стремясь к конкретной цели, вы не делаете единственной вещи, которая поможет вам достигнуть этой цели. Кому сейчас нужно стыдиться, мне или вам? Не думайте, что я намерен навязать вам определенные принципы – в данный момент, меня это не заботит. Предположим, ваши принципы учат вас верить в праведность грабежа. Я не возражаю. Я лишь хочу подчеркнуть, что жизнь, при которой поведение не согласуется с принципами – это глупая жизнь, а поведение можно согласовать с принципами лишь при помощи ежедневного самоанализа, размышлений и решений. Если принципы грабителей противоречат грабежу, им следовало бы скорбеть. Если бы они искренне верили в моральное превосходство грабежа, они бы с радостью принимали тюремное заключение. Любой мученик считает честью пострадать за свои идеалы. Что касается рассудка, который влияет на наше поведение и связан с формированием наших принципов, он играет намного меньшую роль в жизни, чем это принято считать. Считается, что люди должны вести себя рассудительно – но мы подчиняемся инстинктам больше, чем рассудку. И чем меньше мы рассуждаем, тем менее рассудительно мы себя везем. В следующий раз, когда вы разозлитесь на официанта из-за пережаренного бифштекса, войдите в кабинет сознания. Проконсультируйтесь с собственным рассудком. Скорее всего, он скажет вам, что официант не готовил этот бифштекс, и не мог контролировать его приготовление. Даже если на нем лежит вина, вы ничего не добьетесь своим гневом. Вы только уроните свое достоинство и будете выглядеть глупцом в глазах добропорядочных людей. Вы также озлобите официанта, и при этом никак не повлияете на бифштекс. Рассудок не возьмет с вас платы за такую консультацию. После этой консультации, в следующий раз, когда ваш бифштекс будет пережарен, вы будете обращаться с официантом как с подобным себе человеком. Оставаясь спокойными и дружелюбными, вы вежливо и настойчиво попросите, чтобы вам принести другой бифштекс. Выгода от этого поведения будет очевидной и несомненной. Книги оказывают неоценимую помощь в формировании или изменении наших принципов, а также нашего поведения. В предыдущей главе, я упомянул Марка Аврелия и Эпиктета. Несомненно, можно вспомнить и других известных авторов: Паскаля, Лабрюйера и Эмерсона. Что касается меня самого, вы вряд ли застанете меня в пути без томика Марка Аврелия. Да, за книги приходится дорого платить – но без книг нам будет сложно ежедневно заниматься честным самоанализом. Нам нужно научиться настойчиво смотреть себе в лицо, независимо от того, что мы при этом видим. Когда лучше всего заниматься самоанализом? Наиболее подходящим мне кажется время, когда вы вечером в одиночестве возвращаетесь домой. Рассудительность естественна после сделанных нами усилий для того, чтобы заработать себе на жизнь. Если же вместо этой простой, но крайне важной обязанности вы читаете газету (которую вполне могли бы прочитать перед ужином), мне нечего сказать. Займитесь необходимым делом. Сейчас же я перейду к вечерним часам. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |