|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика по функциям слабых каналов. III — Канал наименьшего сопротивления БЭ(психологический климат)III — Канал наименьшего сопротивления БЭ (психологический климат...). Область человеческих отношений — это та сфера, где ИЛЭ не всегда умеет быть адекватным. Обычно он не уверен в том, как относятся к нему, поэтому проявляет осторожность и ждет, когда накопятся наблюдения определенных поступков людей. В связи с этим с незнакомыми людьми ведет себя сдержанно, пытается разузнать о них как можно больше из разных источников: «Он напрягал все свои силы, чтобы узнать, кто же на самом деле были Атос, Портос и Арамис. Ибо под этими прозвищами все они скрывали свои дворянские имена, и, в частности, Атос, в котором за целую милю можно было угадать настоящего вельможу. Он обратился к Портосу, надеясь получить сведения об Атосе и Арамисе, и к Арамису, чтобы узнать, кто такой Портос». Не всегда он умеет почувствовать состояние человека, поэтому бывает, что обидит и сам кого-то, высказавшись открыто по тому или иному поводу, совершенно не учитывая при этом, что может задеть чьи-то чувства. Бывает, что из лучших побуждений, однако не чувствуя тонкостей эмоциональных реакций собеседника, может нанести ему глубокую обиду. Именно это качество характера приводит к тому, что д'Артаньян умудрился задеть чувства каждого из трех мушкетеров, которыми он так восхищался, что привело его к дуэли с ними. Вспомним, как это произошло, например, с Арамисом — большим поклонником женской красоты: «Он тщетно искал способа, не теряя достоинства, убраться отсюда, как вдруг заметил, что Арамис уронил платок и, должно быть по рассеянности, наступил на него ногой. Д'Артаньяну показалось, что он нашел случай загладить свою неловкость. Наклонившись, он с самым любезным видом вытащил платок из-под ноги мушкетера, как крепко тот ни наступал на него. — Вот ваш платок, сударь, — произнес он с чрезвычайной учтивостью, — вам, вероятно, жаль было бы его потерять. Платок был действительно покрыт богатой вышивкой и в одном углу его выделялись корона и герб. Арамис густо покраснел и скорее выхватил, чем взял платок из рук гасконца. (...) — Сударь, — произнес д'Артаньян, нагоняя мушкетера, — надеюсь, вы извините меня... — Милостивый государь, — прервал его Арамис, — разрешите вам заметить, что в этом деле вы поступили не так, как подобало бы благородному человеку. — Как, милостивый государь! — воскликнул д'Артаньян. — Вы можете предположить... — Я предполагаю, сударь, что вы не глупец и вам, хоть вы и прибыли из Гаскони, должно быть известно, что без причины не наступают ногой на носовой платок. Париж, черт возьми, не вымощен батистовыми платочками». Заметим однако, что такая эмоциональная неловкость отнюдь не является следствием злонамеренности, зависти, желания унизить. ИЛЭ — логик, а не этик, и, как и большинство логиков, считает, что если он высказался объективно — то совершенно прав, на объективную реальность никто не должен обижаться. Тем не менее людям этого психотипа присуща повышенная щепетильность в вопросах чести и порядочности так, как это они для себя понимают: « — Жарко, — сказал Атос, в свою очередь, обнажая шпагу. — А между тем мне нельзя скинуть камзол. Я чувствую, что рана моя кровоточит, и боюсь смутить моего противника видом крови, которую не он пустил. — Да, сударь, — ответил д'Артаньян. — Но будь это кровь пущена мною или другими, могу вас уверить, что мне всегда будет больно видеть кровь столь храброго дворянина. Я буду драться, не снимая камзола, как и вы». IV — Суггестивный канал БС (гармония, удобство, самочувствие...). Все, что входит в сферу самочувствия, здоровья, организации бытовых удобств, ИЛЭ не очень заботит. Однако без всего этого жить нельзя, поэтому он, в принципе, предпочел бы переложить эту необходимость на кого-то другого. Его мало волнует, в каком виде его дом, порядок там или беспорядок. Правда, когда разбросанные вещи уже мешают жить и работать, он может устроить уборку. Финансовые дела ИЛЭ обычно оставляют желать лучшего. Бывает, что он живет не по средствам, все, что зарабатывает — сразу тратит. Деньги для него имеют значение только потому, что их можно использовать для получения новых впечатлений и реализации возможностей, а сами по себе — мало его интересуют: «Само письмо — вот единственное, что имело значение. Я предпочел бы потерять тысячу пистолей, чем утратить это письмо!» — так рассуждает наш герой. Однако человеку этого психотипа, как правило, хватает изобретательности на то, чтобы найти новую возможность заработать или достать деньги, если они ему очень уж сильно понадобились. Описывая особенности характера ИЛЭ, мы можем привести еще один пример человека этого психотипа, на этот раз действительно ученого, хотя и представленного несколько преувеличенно и с некоторым юмором. Это — герой романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» — Жак Паганель [Жюль Верн «Дети капитана Гранта». Роман, Лениздат, 1985.], секретарь Парижского географического общества, который, оказавшись на яхте «Дункан» совершенно случайно, по рассеянности, не знает, как поступить: высадиться ли на первой же стоянке, или остаться вместе с командой «Дункана», которая отправилась на поиски капитана Гранта. « — Сказать вам, друзья мои, что я думаю? — спросил Паганель. — Мне кажется, что вам всем очень хочется, чтобы я остался. — Вам самому, Паганель, смертельно хочется остаться, — заявил Гленарван. — Верно! — воскликнул ученый-географ. — Но я боялся быть навязчивым». Весь путь, который проделали путешественники, двигаясь вдоль 37-й параллели, Паганель неизменно сопровождал подробными рассказами и о географических особенностях местности, в которой путешественники находились, и об обычаях тех народов, которые населяли эти места. Не раз эти знания спасали им жизнь. Вот один из примеров такого спасения. Оказавшись среди дикарей-людоедов, наши друзья вынуждены спасаться на высокой горе, на которой дикари недавно похоронили своего вождя. Поэтому эта гора священна, для них — табу, следовательно, путешественники могли чувствовать себя там в безопасности. Именно Паганель подсказал своим друзьям такой вариант выхода из положения. Но сколько же можно торчать на горе, рано или поздно придется спуститься, а внизу ждут дикари. Тогда Паганель предлагает следующий план: надо внушить дикарям, что осквернители священной горы пали жертвой своего кощунства. Учитывая, что почва в том месте имела вулканический характер, Паганель предложил устроить «маленькое извержение вулкана». « — Карающее пламя у нас под ногами. Откроем же ему путь! — Что?! Вы хотите вызвать извержение вулкана? — воскликнул Джон Минглс. — Да, искусственное, импровизированное, ярость которого мы будем регулировать сами. Под нами клокочет огромное количество подземных паров и пламени, стремящихся вырваться наружу! Организуем же для нашего блага искусственное извержение! (...) Паганель предвидел все эти опасности и рассчитывал действовать осторожно, не доводя дело до крайности. Нужна была видимость извержения, чтобы обмануть маорийцев, а не его грозная реальность». С великими предосторожностями участникам экспедиции это удалось сделать, и они были спасены. Удивительна тяга к знаниям этого человека. «...Натолкнувшись среди судового груза на ящики с разнообразными книгами..., Паганель решил изучить язык Сервантеса. (...) Знание испанского языка должно было облегчить географу изучение чилийского побережья». Правда, потом, как выяснилось, он по ошибке выучил язык португальский. Но стоит ли из-за этого переживать? Уже в Южной Америке «Паганель не расставался с индейцем — он сделался тенью Талькава. Географ был вне себя от радости: наконец-то он увидел настоящего патагонца, рядом с которым он казался карликом. (...) Паганель оглушал невозмутимого Талькава испанскими фразами, и тот терпеливо выслушивал его. На этот раз географ изучал испанский язык без книги. (...) — Если я не усвою произношения, то будьте снисходительны ко мне, — повторял он майору. — Но мог ли я когда-нибудь предполагать, что испанскому языку меня будет обучать патагонец!» Читатель, конечно, помнит, как феноменальная рассеянность Паганеля спасла жизнь участникам экспедиции. В записке капитану «Дункана» Паганель, назначая место встречи, вместо Австралии, указал Новую Зеландию, поскольку в момент написания записки ему на глаза попалось это название в газете. Эта случайность оказалась счастливой — пираты не смогли завладеть «Дунканом», и все участники экспедиции были спасены. Но всегда ли так благополучно заканчивается рассеянность? Понимая соционические модели, мы можем только сказать, что все это — проявление слабой сенсорики психотипа ИЛЭ. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |