|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристики по функциям сильных каналовI — ПрограммаБЭ (психологический климат...). Для ЭИИ главным в жизни являются те этические нормы отношений, которые человечество выработало на протяжении истории своего существования. Его интересуют вопросы добра и зла, нравственности и безнравственности, сохранение традиций, соблюдение норм морали. Он очень чувствителен к самым незначительным нюансам отношений людей друг к другу и к нему самому. Попадая в любое человеческое сообщество — будь то семья, рабочая группа, компания на отдыхе, — сразу чувствует, все ли в порядке, или между членами этого сообщества имеются какая-то напряженность, разлад, даже если это и скрывается от посторонних глаз. Плохо переносит натянутость отношений, особенно если эта натянутость имеет к нему непосредственное отношение. Если он не в силах ее преодолеть, как правило, просто уходит на психологически далекую дистанцию, однако это переживается им достаточно болезненно. Характерное свойство людей этого психотипа — во всех видеть и предполагать хорошие, добрые свойства натуры. Ему бывает трудно поверить в то, что кто-то поступил по злой воле. ЭИИ склонен скорее оправдать поступки людей. Примером такого отношения к окружающим людям может послужить поведение Роберта Локампа, одного из трех товарищей, описанных Ремарком. Вместе со своими друзьями он часто проводит время в небольших кабачках и знает всех их обитателей, в том числе и проституток. Прекрасно понимая их жизнь, причины, которые привели их сюда, Роберт легко находит с ними общий язык, поскольку по-человечески уважает их. Он понимает, что, несмотря на свое ремесло, каждая из этих женщин мечтает выйти замуж, и вот, кажется, на этот раз повезло Лилли: «Я знал, как нужно себя держать. (...) — Все уже приготовлено, Лилли? — спросил я. Она кивнула: — Приданым я запаслась давно. — Великолепное приданое, — сказала Роза. — Все полностью, вплоть до последнего кружевного покрывальца. — А зачем нужны кружевные покрывальца? — спросил я. — Ну что ты, Робби! — Роза посмотрела на меня так укоризненно, что я поспешил вспомнить. (...) Я сел за пианино. Роза уже давно ожидала этого. Она любила музыку, как все такие девицы. Я сыграл на прощанье снова те песни, которые любили она и Лилли». ЭИИ очень раним и эмоционален, но это качество отнюдь не всегда заметно окружающим. Внешне он может даже выглядеть спокойным и холодным человеком (интроверт), но это — обманчивое впечатление, поскольку даже мелкое событие, связанное с отношениями между людьми и к нему самому, оставляет в его душе глубокий след и долго им переживается. ЭИИ Роберт очень глубоко и серьезно полюбил Патрицию Хольман. Но она больна и очень трогательна в своей хрупкости и беспомощности. « — Я так счастлива, — сказала она. Я стоял и смотрел на нее. Она сказала только три слова. Но никогда еще я не слыхал, чтобы их так произносили. (...) И вдруг я увидел, что значу что-то для другого человека и что он счастлив только оттого, что я рядом с ним. Такие слова сами по себе звучат очень просто, но когда вдумаешься в них, начинаешь понимать, как все это бесконечно важно. Это может поднять бурю в душе человека и совершенно преобразить его. Это любовь и все-таки нечто другое. Что-то такое, ради чего стоит жить. Мужчина не может жить для любви. Но жить для другого человека может. Мне хотелось сказать ей что-нибудь, но я не мог. Трудно найти слова, когда действительно есть что сказать». К несчастью, болезнь Патриции прогрессирует. Друзья предпринимают героические усилия, чтобы спасти Пат, они даже продают своего любимого «Карла», чтобы заплатить за ее лечение, но и эта жертва не помогла Патриции — она умерла. Когда ее не стало, Роберт внешне никак не проявляет своих чувств: « — Хочу остаться один, — говорю я. — А не следовало бы сперва... — говорит кто-то. — Нет, — отвечаю я. — Уходите, не трогайте. Потом я смыл с нее кровь. Я одеревенел. Я причесал ее. Она остывала. Я перенес ее в мою постель и накрыл одеялами. Я сидел возле нее и не мог ни о чем думать. Я сидел на стуле и смотрел на нее. Вошла собака и села рядом со мной. Я видел, как изменялось лицо Пат. Я не мог ничего делать. Только сидеть вот так опустошенно и глядеть на нее. Потом наступило утро, и ее уже не было». Это очень характерно для ЭИИ — внешне становиться как бы безучастным, «деревенеть», никак внешне не реагировать, хотя перед нами не логик, а этик. Но, заметим, боль от утраты от этого только сильнее. Когда плачут и кричат, легче пережить душевную боль, а горе невыплаканное продолжает долго жить в душе. II — Реализация программы ЧИ (потенциальные возможности...). Чтобы достичь гармонии в отношениях с людьми, ЭИИ ищет истинные ценности в жизни. Еще в юности он формирует в своем воображении нравственный идеал, которого стремится достичь. В основе его программы, чаще всего, лежит воспитание в себе чувства долга. При малейшем отклонении своего поведения от принятого им самим для себя идеала он способен к жестокому самобичеванию. Бывает так, что в нем постепенно нарастает непреходящее чувство вины перед всеми за свои поступки. Как правило, ЭИИ очень хорошо видит, каковы истинные возможности того или иного человека, каковы его способности. То же может относиться и к различным новым течениям и направлениям, в частности, в науке. Одновременно он прекрасно видит, что спрятано за «маской», которую может надеть на себя тот или иной человек, чтобы скрыть истинные свои намерения и чувства. Манипуляцию ЭИИ видит мгновенно и относится к ней резко отрицательно, считая ее бесчестной. Сам он предпочитает не пользоваться «масками», не играть роли, не обманывать ни самого себя, ни других, а стремится к истинным общечеловеческим ценностям, считая это более важным, чем материальное благосостояние. Один из завсегдатаев кабачка в романе Ремарка «Три товарища», Фердинанд, говорит Роберту, представителю именно этого психотипа: «Ты принадлежишь к тайному братству, члены которого скорее погибнут, чем сделают карьеру, скорее проиграют, распылят, потеряют свою жизнь, но не посмеют, предавшись суете, исказить или позабыть недосягаемый образ, — тот образ, брат мой, который был навечно утвержден в часы, и дни и ночи, когда не было ничего, кроме голой жизни и голой смерти». Сочетание функций ведущего блока часто проявляется в том, что ЭИИ становится психотерапевтом для окружающих. Если кому-то плохо, ЭИИ естественным образом принимает самое непосредственное участие в том, чтобы стать своего рода «психологическим пластырем» для душевных ран этого человека, старается облегчить его моральные страдания. Так, Роберт с величайшим тактом сообщает соседке по пансиону о том, что ее муж после того, как она покинула его, больше не смог жить: «Я молчал, с меня было довольно. Ее первое потрясение прошло, она знала, что Хассе умер, во всем остальном ей нужно было разобраться самой. Ее ждал еще один удар — ведь ей предстояло узнать, что он повесился. Но это было уже ее дело. Воскресить Хассе ради нее было невозможно. Теперь она рыдала. Она исходила слезами, плача тонко и жалобно, как ребенок. Это продолжалось довольно долго. Я дорого бы дал за сигарету. Я не мог видеть слез». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |