АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрения. Философия и наука

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. APQC структура классификации процессов SM
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия - ВикпедиЯ Свободная энциклопедия (тексты, биографии философов, проблемы)
  4. I. Идеализм и натурфилософия
  5. I. Общее понятие модернизма
  6. I. Общие критерии оценки рефератов и их структура
  7. I. Основные профессиональные способности людей (Уровень 4)
  8. I. Основные теоретические положения для проведения практического занятия
  9. I. Основные теоретические положения для проведения практического занятия
  10. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  11. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  12. I. Экономический материализм как философия и наука

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир, место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Две стороны мировоззрения – эмоционально-психологическая и интеллектуально-рациональная.

Эмоционально-психологическая сторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, разделяя ее на пессимистическую или оптимистическую.

Интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов. Это основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. Так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности.

Мировоззрение конкретного человека зависит от объективных и субъективных факторов – его принадлежности к определенной социальной, национальной, религиозной общности, в рамках которых формируются ценности, взгляды, идеалы, убеждения. В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Важнейший компонент мировоззрения составляют идеалы как решающие жизненные цели. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности.

Типы мировоззрения:

1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;

2) религиозное – сформировалось на высокой стадии развития общества. Фантастическое отражение действительности, отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;

3) философское – от мифологии и религии отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения естественных и гуманитарных наук, философия создаёт новые умозрительные (понятийные) модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения - разум.

3. Особенности, основные понятия, школы и представители древнеиндийской философии.

Главные источники древнеиндийской философии - Веды – сборники гимнов в честь богов. Они содержат в себе несколько частей: Брахманы, Араньяки, Упанишады. Ведическое мировоззрение – религиозно-мифологическое. В нем обосновывается социальное неравенство людей, их деление на касты – замкнутые группы людей, наследующие из поколения в поколение отличительные знаки, символику, образ жизни, профессию, мировоззренческие представления. Например, привилегией брахманов-жрецов был умственный труд, кшатриев – воинское дело, вайшьи занимались земледелием, ремеслом и торговлей, а за шудрами был закреплен самый низший труд.

Среди направлений древнеиндийской философии выделяют несколько школ – даршан. Все они складывались под знаком определенного отношения к ведийской традиции. Это отношение легло в основу классификации даршан. Те, которые признают авторитет Вед, называются астика (ортодоксальные). Те, которые его не признают, называются настика (неортодоксальные).

Даршаны делятся на философские и парафилософские. К последним относятся ранний буддизм и джайнизм.

Джайнизм. Основоположник – Махавира (III в. до н. э.). Основные положения: отрицает святость Вед; осуждает жертвоприношения; допускает женщин к изучению священных текстов; в основе мировоззрения находится представление о карме, космическом законе, который определяет судьбу человека, но не фатально, так как карму можно победить путем соблюдения обетов воздержания, правдивости, чистоты, строгости к себе, невозмутимости. Аскетизм признается высшей добродетелью человека.

Буддизм. Основатель – принц Гаутама, или Будда (Просветленный). 4 истины: жизнь - страдание (старость, болезни, невзгоды, смерть); корень страдания – в жажде жизни; страдание имеет причину, поэтому прекращение страдания – уничтожение жажды жизни; путь освобождения от страдания – достижение нирваны – такого состояния, в котором невозмутимость духа и освобождение от телесной зависимости избавляет человека от страданий.

Санкхья. Признает авторитет Вед, но считает бытие Бога недоказуемым. В мире существуют две силы – пракрити (материя) и пуруша (дух), первая из которых активна, вторая – пассивна. При их соприкосновении нарушается равновесие в мире и возникают предметы, наполняющие Вселенную: на первой ступени образуется основа всего материального, а также мировой дух и разум. На второй – индивидуализирующее начало всего сущего. Далее образуются земля, вода, воздух, огонь и эфир.

Йога. Основатель – Патанджали (II в. до н. э.). Суть – разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа или «я» от деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с «я».

Веданта полностью признает верховный авторитет Вед и ведийской литературы, в том числе и Упанишад, взгляды которых она довела до целостной идеалистической системы; утверждает, что источником высшей истины является полученное избранными людьми сверхъестественное откровение о Боге, сущности мира и смысле жизни; принимает Бога как творца мира; считает первичным духовное; верит в посмертное существование души.

Миманса, в отличие от веданты, не признает Бога в качестве творца мира, но во многом близка веданте.

Йога, санкхья, ньяя, вайшешика также не признают Бога-творца. Но, в отличие от мимансы и веданты, они строят свое мировоззрение на собственных принципах. Все пять даршан верят в жизнь после смерти.

В отличие от всех них, чарвака-локаята отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах и строит свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это древнеиндийский материализм. Термин «локаята» происходит от «локаятана» – «точка зрения обычных людей». Он говорит о близости учения чарваков к обыденному сознанию. Философия чарваков – система древнего материализма, в которой связаны онтология, гносеология, этика.

Наиболее поразительный момент в учении чарваков-локаятиков – теория происхождения сознания. Чарваки вплотную подошли к пониманию того, что сознание – свойство высокоорганизованной материи. Сознание возникает из махабхут, когда они, соединяясь должным образом между собой, образуют живое тело. Сами по себе ваю – воздух, агни – огонь, ап – вода и кшити – земля сознанием не обладают. Однако свойства, изначально отсутствовавшие в разделенных частях целого, могут появиться как нечто новое при соединении этих частей. Скомбинированные земля, вода, воздух и огонь вызывают появление наделенного сознанием живого тела. Именно из 4 элементов: земли, воды, огоня, воздуха и возникает сознание. При распадении тела на элементы исчезает и сознание.

4. Особенности, основные понятия, школы и представители древнекитайской философии.

Китайская философия сложилась на рубеже эпох Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.) – Чжаньго (V–III вв. до н. э.), во время правления династии Чжоу (XI–III вв. до н. э.). Свое начало она ведет от первых мифологических представлений, изложенных в древних книгах: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов» и др.

Первоначальное состояние мира представляется как первобытный хаос. Существуют два противоположные упорядочивающие начала – небесное «ян» и земное «инь». Именно они учредили порядок на Земле.

В «Книге истории» говорится о 5 началах мира: воде, огне, дереве, металле и земле, – а также о 5 явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Причиной зла в мире и страданий человека является неблагоприятное сочетание этих начал и явлений. Главная нравственная заповедь для достойной жизни и поведения человека –поддерживать постоянную гармонию, осуществляя разумное сочетание начал в пище, поведении, ритуале. Основными философскими школами Древнего Китая считаются конфуцианство, моизм и даосизм.

Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы, ставший известным в Европе как Конфуциус (Конфуций), 551 г. до н. э - 479 г. до н. э. Он происходил из древнего аристократического, но обедневшего рода. Это сказалось на его учении, которое сочетает в себе элементы нового с элементами старины. Главное его сочинение – «Беседы и суждения». В центре учения – нравственные ценности и искусство управления государством. Высшая моральная заповедь: «Не делай другим того, что не желаешь себе». Основные этические понятия, составляющие правильный путь: дао –человеколюбие, (жэнь) -«золотая середина» (чжун юн) -взаимность, почтительность к родителям. Этика конфуцианства основывается на принципе «золотой середины», заключающейся в том, что для того чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно прежде всего найти согласие с собой. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. Преследования и убийство инакомыслящих и непокорных Конфуций осуждал. Благородный муж не должен быть алчным, жадным и жестоким. Он поступает так, как велит долг, думает о морали, о том, как бы не нарушить законы; низкий человек - о том, как бы извлечь выгоду.

Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), 479 г. до н. э - конец IV в. до н. э. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо не предопределяет все, а всего лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков. Жизнь человека определяется его свободными действиями, а не приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу. Народ моисты считали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес, были противниками войн. Всеобщая любовь требует, чтобы все люди, как и небо, любили всех людей, все государства любили все государства.

Даосизм. Основателем даосизма считается Лао-Цзы (VI в. до н. э.). На первом плане философии даосизма - онтологические проблемы. В основе мировоззрения даосистов лежит дао, первооснова и субстанция всех вещей. Дао предшествует Богу и диктует законы небу, небо – земле, земля – человеку. Дэ – неопределенный, вторичный принцип, благодаря чему дао проявляется в мире вещей и наполняет их энергией. Этический идеал даосов выражен в концепции У-вей (недеяние) и направлен против конфуцианства. У-вей означало подчинение естественному ходу вещей, приводящее к свободе и счастью. Цель поведения – уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать; победоносно бездействие, остальное – суета. Лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и не мешает дао, народу известен лишь факт его существования. Общественный идеал даосов – патриархальная, непросвещенная жизнь, так как непросвещенным народом легче управлять; отсутствие внешних контактов, мир с соседями.

Даосы – сторонники мира. Путь дао – путь мира. Стремясь к миру, мудрый правитель уступчив к соседям и не начинает войну первым. Умный и невоинственный полководец, победив, не должен прославлять себя победой, так как это означает радоваться убийству людей. Победу следует отмечать похоронной процессией.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)