АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Философия Платона: теория идей, диалектика и теория государства
Учение Платона об идеях Учение об идеях - центральный элемент философии Платона. Идеи - некие божественные сущности, вечные, неизменные, не зависящие от условий пространства и времени. В них обобщена вся космическая жизнь, они управляют Вселенной. Это архетипы, вечные образцы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Идеи обладают своим собственным существованием в особом мире, и вещи существуют только настолько, насколько они отражают ту или иную идею, насколько та или иная идея в них присутствует. По отношению к чувственным вещам, идеи являются одновременно и их причинами, и целью, к которой стремятся существа чувственного мира. При этом между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного Блага, источник истины, красоты и гармонии. Теория познания Теория познания - теория воспоминания, руководящим началом при этом выступает разум или разумная часть души. Душа бессмертна, причем до рождения человека она пребывает в запредельном мире, где наблюдает мир вечных идей. Поэтому в земной жизни души человек может постигнуть идеи как припоминание о виденном прежде. Человек получает истинные знания, когда душа вспоминает то, что она уже знает. Знание как припоминание того, что было до рождения человека, является одним из доказательств бессмертия души.
Идеальное государство Платона Теория идеального государства представлена в „Государстве” и развита в „Законах”. Политическое искусство - искусство спасения и воспитания души, поэтому Платон настаивает на совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Государство, как и душа, имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в которых преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей с преобладающим волевым началом, долгом стражника - бдительностью по отношению к внутренней и к внешней опасности. Государством призваны управлять только аристократы как лучшие и самые мудрые граждане. Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город больше других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А если они умеют познавать и созерцать Благо, то в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Совершенное государство - это такое государство, в первом сословии которого преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость. Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему следует делать; это касается граждан в Городе и частей души в душе. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должны быть совершенными образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание правителей должно сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в стремлении воплощать Благо в своем государстве. В финале «Государства» говорится, что «не так важно, как должно или как может быть» в идеальном государстве, достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого Города, то есть по закону Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде, чем возникнуть в реальности, платоновский Город должен родиться внутри человека.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Поиск по сайту:
|