|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правила для руководства ума” и “Рассуждение о методе” Р. Декарта: основные идеиРене Декарт (1596–1650) считается основателем современной философии. В «Рассуждении о методе» и «Метафизических рассуждениях» Декарт обосновал метод «картезианского сомнения», т. е. необходимость сомневаться во всем, кроме собственного существования. «Рассуждение о методе»: Часть 1 («Соображения, касающиеся наук») —введение, где Декарт высоко оценивает здравый смысл. «Книжной науке» (какими бы полезными и утонченными ни были ее результаты) Декарт предпочитает путешествия, наблюдения, общение с людьми и т. д. Во 2 части («Основные правила метода») Декарт обосновывает тезис о «книжной» науке как сумме мнений различных лиц и о том, что «самое лучшее — раз и навсегда отрешиться от них». При этом он не одобряет людей, постоянно задумывающих какие-либо новые преобразования в обществе. Основные правила метода не сводятся к приемам логики, ее силлогизмам, к анализу суждений древних, как и к приемам алгебры Нового времени. Правила метода: 1. Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание - аксиомы; Ум должен привыкать мыслить ясно и отчетливо и отыскивать истину, которая по каждому вопросу только одна. В 3 части представлены «временные правила нравственности»: 1) подчиняться законам и обычаям страны, руководствоваться самыми умеренными мнениями, далекими от крайностей 2) оставаться как можно более твердым и решительным в своих действиях. 3) стремиться всегда побеждать больше самого себя, чем судьбу, и менять больше свои желания, чем мироустройство. В 4 части («Доводы, доказывающие существование Бога и человеческой души, или Основание метафизики») кратко излагается движение по пути сомнения к идее «я мыслю, следовательно, я существую», а от нее — к идее субстанции. Следующий шаг - приход к идее Бога. В частях 5 («Порядок физических вопросов») и 6 («Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы») излагаются принципы и порядок естественнонаучных исследований: сначала отыскиваются принципы или первопричины, затем выясняется, какие следствия можно вывести из этих причин. На этом пути предметом исследования стали вещи «наиболее общие из всех и наиболее простые, поэтому и наиболее легкие для познания»; была предложена гипотеза о возникновении Земли, Солнца из хаоса материального движения, Декарт подробно обсуждает движение сердца, крови, чтобы доказать, что «все это согласуется с правилами природы». Отличие человека от животных — наличие «разумной души», которая не может быть продуктом материальной силы, как другие вещи и которая сотворена Богом и является бессмертной. В “Правилах для руководства ума” Декарт выделяет два основных средства познания: интуицию и дедукцию. Позже к ним присоединяется еще и полная энумерация, или индукция. Интуиция - центральное положение картезианского рационалистического метода, требующего ясности и отчетливости как высшего и решающего критерия истинности, а само познание понимается как последовательность, упорядоченная цепочка интуиций. Интуиция находится в теснейшей связи с дедукцией. Посредством дедукции познается все, что выводится из чего-либо достоверно известного. Под дедукцией подразумевается "движение или последовательность, чего нет в интуиции". Полная математическая энумерация завершает обретенное знание. Развивающаяся система постоянно обращается к своим основаниям, подвергая их сомнению. Сомнение - единственный достоверный источник всей системы знания и единственный способ развития знания. Усомнившись во всем, Декарт очищается от схоластических догм и может строить свою систему на немногих, но прочных основаниях. Метод совершенствует определенные способности человека, доводя само совершенство до крайних границ. Важнейшей чертой метода Декарта является его обращенность на материальный мир в целом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |