АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Античная философия: общая характеристика, этапы развития

Читайте также:
  1. I. Общая теория статистики
  2. I. Общая характеристика договора продажи недвижимости
  3. II. Этапы кадастровых работ.
  4. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  5. III.3.1. Общая характеристика и тенденция развития Правительства Российской Федерации
  6. III.4.1. Общая характеристика и тенденции развития федеральных органов исполнительной власти
  7. III.5.1.Становление судебной власти в России. Общая характеристика судебной системы
  8. III.6.1.Общая характеристика государственного устройства России
  9. V2: Предмет, задачи, метод патофизиологии. Общая нозология.
  10. А) Общая установка сознания
  11. А) Общая установка сознания
  12. А. Общая морфология и подразделение на дольки

Античная греческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю, с VII в. до н.э. по 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей. Фазы внутри этого периода:
С момента своего появления философия предстает как триединство содержания (философия хочет объяснить реальность во всех ее частях и моментах без изъятия, реальность как целое), метода (философия стремится к рациональному объяснению всеобщего как объекта, для нее значим лишь разумный аргумент, логическая мотивация) и цели. Недостаточно констатировать факты и опыт: философия должна идти дальше них, находить причины с помощью разума. Цель философии состоит в чистом созерцании истины, в чистом желании достичь ее. Греческая философия в целом - бескорыстная любовь к правде («поиск знания ради самого знания, а не ради практической пользы» по Аристотелю).
Начальный период античной философии – классика, период VI - IV вв. до н. э.

1) Натуралистический период с проблемами природы и космоса, между VI и V вв. до н.э., где действуют ионийцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты и физики-эклектики.

2) Гуманистический период, период софистов, в особенности, Сократа, впервые попытавшегося определить сущность человека.

3) Период большого синтеза Платона и Аристотеля, характеризующийся открытием сверхчувственного и органической формулировкой основных философских проблем.

Социально-историческая действительность требовала необычайного развития отдельной человеческой личности, требовала огромного развития субъективных усилий человека. Но такой человек чувствовал и свою самостоятельность, поэтому уходил в свои собственные глубины, развивалось субъективное самочувствие человека. Эта эпоха раннего эллинизма, с IV – по I век до н. э. В античности существовали три главные школы раннего эллинизма - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.
Остальные века античной философии, I - VI н.э. - время позднего эллинизма, сюда входит и вся римская философия, развивавшаяся под влиянием греческой философии. Окончательный вид философия этого периода получила только в последние четыре века античной философии, в школе неоплатонизма, просуществовавшей с III по VI вв. н. э.

4) Период эллинистических школ эпохи завоеваний Александра Македонского до конца языческой эры — кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и эклектицизма.

Гибель античной философии. Античная философия началась с мифа и кончилась мифом. Когда был исчерпан миф, оказалась исчерпанной и сама античная философия. Но умерла она совсем не сразу. В самом конце античности появился целый ряд теорий упадка, которые уже переставали соответствовать античному духу и стали зависеть от христианской идеологии, в те времена прогрессивной и восходившей.

5) Религиозный период античной языческой мысли — возрождающегося неоплатонизма и его модификаций.

6) Христианская мысль в ее зарождении и попытке рационально сформулировать догму новой религии в свете греческой философии.

Первой попыткой связать Ветхий Завет с греческой философией была теория Филона Александрийского. Победа христиан была отмечена преодолением способа мышления древних греков. Она подготовила средневековую цивилизацию, вначале антично-христианскую, а позже европейское христианство.
6. Досократическая философия. Проблема первоначала.

Философия начиналась с поиска ответа на вопрос о происхождения мира. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями милетской школы, Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром Гераклитом. Первоначало понималось ими как нечто единое с природой. Сама природа рассматривается ими как причина всего сущего.

Фалес таким началом считал воду, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем - стихии Эмпедокла, были символами всеобщего. Они были не просто вещественными, но и разумными, даже божественными. Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым ходом развития мысли.

Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев. Они объясняли всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала. Они считали, что числовые отношения составляют сущность природы, и именно в этом смысле говорили, что все есть число. Поэтому познание природы для них было возможно только через познание числа и числовых отношений.

Труды философов Элейской школы, основателем которой был Ксенофан. Представители: Парменид и Зенон. Парменид первым ввел понятие бытие. На вопрос о соотношении бытия и небытия он отвечал: бытие есть, небытия нет.

Атомистическое учение Демокрита - существуют не только бытие, но и небытие. Он представлял бытие в виде атомов, а небытие - как пустоту.

Переход к новому видению человека и общества подготавливали софисты. Софисты-«учителя мудрости»- сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и проблемах коммуникации, а также конкретно-научных и философских знаниях. Благодаря софистам философская мысль перешла от субъективного изучения природы к рассмотрению субъективной стороны познавательного процесса - к самому человеку и его сознанию.

Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали на семерых мудрецов как на её родоначальников. Один из них, Фалес Милетский, со времен Аристотеля считается первым философом Греции. Он является представителем милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.
7. Софисты и Сократ: поворот к человеку в философии Античности.

"Софист" - термин, сам по себе позитивный, означающий "мудрый", стал употребляться как негативный, особенно в контексте полемики Платона и Аристотеля. Некоторые, как Сократ, считали знания софистов поверхностными и неэффективными, так как у них отсутствовала бескорыстная цель поиска истины как таковой. Платон подчеркивал особенную опасность идей софистов с моральной точки зрения, помимо их теоретической несостоятельности. На протяжении длительного времени историки философии безоговорочно принимали точку зрения Платона и Аристотеля, критиковали в целом движение софистов, определяли его как упадок греческой мысли. Лишь сейчас переоценили историческую роль софистов на основе систематического пересмотра всех предубеждений.

Софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Преобладающие темы софистики - культура. Софисты - основатели гуманистического периода в античной философии. Пришли они к ней по двум причинам.

С одной стороны, философия физиса в своем развитии исчерпала себя, все пути ее были освоены мыслью, достигнув своих пределов. С другой стороны, в V в. до н.э. появились социальные, экономические и культурные ферменты, способствовавшие росту софистики, последняя стимулировала развитие первых.

Медленный, но неуклонный кризис аристократии сопровождался усилением власти народа; массовый наплыв торговцев в города, особенно в Афины, ломал установившиеся границы; благодаря контактам, путешествиям, города становились частью мира все более обширного, через новый опыт сопоставлялись обычаи, привычки, законы греков с отличными от них традициями и законами. Кризис аристократии привел к кризису античной добродетели, традиционных ценностей, составлявших главное достоинство аристократии. Возрастающее влияние народа и расширяющиеся возможности достижения власти подрывали веру в то, что добродетель связана с рождением, что доблестными рождаются, а не становятся, на первый план выступает проблема достижения политической силы. Понимание противоречивости обычаев, традиций и законов породили убеждение, что считавшееся вечно ценным в других обстоятельствах и в другой среде лишено такой ценности. Софисты сумели собрать все типичное для своего времени, придав ему форму и голос. Этим объясняется тот огромный успех, который они имели, особенно у молодежи: они отвечали реальным потребностям времени, обращались к молодым, которых уже не удовлетворяли традиционные ценности старшего поколения, с новым словом и идеями, уже витавшими в воздухе.

Источником изучения философских взглядов Сократа служат произведения Платона и Аристотеля, так как Сократ сам ничего не писал. Особенно важны произведения Платона «Пир», «Федон» и «Апология Сократа» из «Диалогов» Платона.

Главное место в сократовской философии принадлежало этике. Сократ уделял большое внимание знанию и считал, что правильное знание нужно определять с помощью двух методов:

1) методом выделения общего из ряда частных случаев;

2) методом выделения признаков, упущенных при общем анализе.

Метод Сократа был научным в плане выявления знания, впоследствии он был назван Аристотелем индукцией или приемом выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определения для общих понятий. Обучение велось в форме диалогов, в процессе которых ученики в действительности не приобретали новых знаний, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они уже знали. Сам Сократ называл свой метод преподавания маевтикой – «повивальным искусством», искусством рождения уже имеющегося у человека знания, присущего его душе до того, как она воплотилась в его теле. Сам Сократ утверждал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Индуктивный метод Сократа прежде всего ориентирован на обоснование его этических воззрений. Этика Сократа:

Нравственные стремления свойственны каждому человеку, для их превращения в добродетель ему важно вспомнить, что такое добро. Знание добра уже содержится в бессмертной душе каждого человека. Человек должен стремиться к знаниям, что для Сократа было равным стремлению к добродетели. Добродетели можно обучить при помощи умственного образования. Так как добро изначально свойственно душе человека, то каждый человек должен проявлять заботу о душе и ее совершенствовании.

Учение Сократа стало началом логики и этики. Оно не было систематическим, так как Сократ ничего не писал, а лишь ограничивался беседами с учениками на этические темы. Учение Сократа в дальнейшем развил его ученик Платон.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)