АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средневековая философия: общая характеристика, этапы развития

Читайте также:
  1. I. Общая теория статистики
  2. I. Общая характеристика договора продажи недвижимости
  3. II. Этапы кадастровых работ.
  4. III.3.1. Общая характеристика и тенденция развития Правительства Российской Федерации
  5. III.4.1. Общая характеристика и тенденции развития федеральных органов исполнительной власти
  6. III.5.1.Становление судебной власти в России. Общая характеристика судебной системы
  7. III.6.1.Общая характеристика государственного устройства России
  8. V2: Предмет, задачи, метод патофизиологии. Общая нозология.
  9. А) Общая установка сознания
  10. А) Общая установка сознания
  11. А. Общая морфология и подразделение на дольки
  12. А. Общая характеристика вены

Философия Средневековья обладает своими особенностями. Понижение социального статуса философии, ее полная зави­симость от религии отразились и на ее содержании, круге основных проблем, ее онтологии, антропологии, гносеологии.

Основой, первопричиной всего сущест­вующего является Бог. Причем Бог не только создатель мира и человека, но еще и постоянный ру­ководитель всей жизни. Поэтому с точки зрения учения о бытии средневековая фило­софия была философией теоцентризма.

У средневековой философии была своеобразная антропо­логия, учение о человеке. Человек не только создан Богом, но и подобен ему. Но природа чело­века двойственна. В нем есть не только душа, но и тело, не только нечто божественное, духовное, но и нечто телесное, гре­ховное. Для преодоления своей греховно­сти человеку и нужна постоян­ная, от рождения и до смерти, поддержка религии, церкви.

Поскольку рационально обосновать свою онтологию и ан­тропологию средневековой философии было довольно трудно, была создана своеобразная теория познания, гносеология. Она сводилась к тому, что истиной может быть не только то, что обосновано разумом, но и то, что соответствует нашему внутреннему переживанию, желанию верить, не рассуж­дая.

Основными этапами средневековой философии явля­ются патристика и схоластика.

Патристика (христианское богословие II—VIII вв.). Представители: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Ав­густин и др. Эти философы отстаивали религиозные христианские догматы против язычества и гностицизма, утверждали несовме­стимость античной мудрости с христианской верой. Основны­ми темами средневековой патристики являются проблема сущ­ности и бытия Бога, происхождения зла в мире, свобода воли человека и возможность спа­сения души.

Схоластика (IX—XIV вв.) обозна­чает «школьную философию», мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализиру­ет христианское мировоззрение.

Этапы схоластики:

1) ранняя (IX—XI вв.): Эриугена, Ансельм Кентерберийский;

2) зрелая или классическая (XII—XIII вв.): Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др;

3) поздняя (XIII—XIV вв.): Иоанн Дуне Скот, Мейстер Экхарт и др.

Схоластика занимается проблемами соотношения веры и разума, единичного и об­щего. По-прежнему важнейшими темами остаются вопросы о бытии Бога, о возможности спасения души. Цен­тральная проблематика зрелой схоластики - спор об универсалиях, то есть об общих идеях, об отношении единичного к об­щему и о реальности существования общего. В зависимости от ответа на этот вопрос в средневековой философии формируют­ся три позиции. Реализм, представители которого утверждали, что общее существует реально, в виде идеальной или реальной «вещи» и не является простым представлением человеческого ума. Реализм поддерживался церковью, поскольку не конфликтовал с официальным вероучением и служил дополнительным обо­снованием бытия Бога. Представителями реализма были Эриу­гена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.

Противоположная реализму позиция — номинализм. Номи­налисты утверждали, что универсалии являются простыми именами вещей, поэтому существуют только в разуме челове­ка и не обладают самостоятельным существованием в каче­стве вещи. Номиналисты не отвечают на вопрос о первичности материи или духа, для них, как и для всех сред­невековых философов, первичной остается духов­ная реальность. Номинализм получил широкое распростране­ние в поздней схоластике, его представители — Иоанн Росцелин и Уильям Оккам.

Концептуализм — философская позиция, примиряющая реа­лизм и номинализм, по которой реально существуют от­дельные вещи, а общее становится реальным в сфере ума в виде понятий. Создатель концептуализма - Пьер Абеляр.

Основными принципами средневекового философского мышления считаются геоцентризм — Бог - центральная точ­ка мировоззрения, креационизм — вера в то, что все существу­ющее - акт божественной воли, сотворено Богом из ничего; провиденциализм — вера в божественную предопреде­ленность всего существующего; эсхатологизм — вера в конец света и ожидание его.
15. Теоцентризм Средневековой философии: проблема Бога и человека в патристике (Тертуллиан, Ориген, А. Августин).

Теоцентризм - главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования – Бог. Задача философии – это интерпретация Священного писания («философия – служанка богословия»). Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигается на второй план. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие
(свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира. Период патристики (от слова «патер» - отец, имеются в виду отцы Церкви) -I-VIII вв (Василий Великий, Аврелий Августин, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.). Задача – разработка основных догматов христианского богословия. Опираются в своих писаниях на античных философов – прежде всего Платона и Аристотеля.

Сильное влияние на Аврелия Августина оказал Платон. Бог - высшее Бытие. В Боге пребывают вечные и неизменные истины, определяющие существующий в мире порядок. Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир не
однороден, он представляет собой непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место на этой лестнице занимает человек – малый мир, «микрокосм». Он соединяет в себе природу материальных тел – растений и животных, обладает кроме
этого разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Свобода эта выражается в возможности выбора между добром и злом. Зло – недостаток добра. Зло коренится в человеческой природе. Бог не творил зла, он – творец гармонии добра, благодати и любви. Человек сам выбирает путь к добру и спасению души или гибели – злу. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Своим изначальным решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, других – для осуждения на вечные муки в аду. В этом суть идеи божественного предопределения, выдвинутой Августином и принятой католичеством впоследствии. Божественное предопределение является также источником двух противоположных царств (градов): божьего и земного. Земной град основан на войне, завоевании и насилии. Небесное царство – царство Христово. Прообразом на земле его является Церковь. История движется от града Земного к граду небесному. Именно церковь та сила, которая способна объединить людей и мир в любви к Богу, спасти
человечество. Поэтому Церковь призвана занять господствующее положение над государством, а Папа Римский– над монархами. Это положение о роли церкви в обществе было тоже воспринято католичеством и определило впоследствии взаимоотношения Церкви и государства в западной Европе.
16. Теоцентризм Средневековой философии: проблема Бога и человека в схоластике (Ф. Аквинский: доказательство бытия Бога, учение о бытии, учение о познания).

Теоцентризм - главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования – Бог. Задача философии – это интерпретация Священного писания («философия – служанка богословия»). Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигается на второй план. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие
(свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира. Период схоластики (от слова «схолэ» - учеба) - Х- XIX вв. (И.Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируются.
Схоластика означает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. В этот период усиливается влияние Аристотеля.
Фома Аквинский (ХIV в.) выступил против распространившегося в христианском богословии положения о противопоставлении духа и природы, что вело к отрицанию земной жизни и всего, что с ней связано («дух – все, тело – ничто» - наследие Платона). Фома утверждал, что человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела. Человек – личность в единстве души и тела, а личность - самая главная ценность. Природа – не злое начало, а доброе. Природу создал Бог и в ней отражается, так же как и в человеке. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой стремиться к земному, а не только к райскому блаженству. Он выдвинул 5 доказательств существования Бога (только онтологическое, когда существование бога выводится из существования его творения – окружающего мира):
1. Движение: все, что движется, приводится в движение чем-то (кем-то) другим –следовательно, первичный двигатель всего - Бог;
2. Причина: все, что существует, имеет причину, следовательно, первопричина всего – Бог;
3. Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого– следовательно, первоначальная необходимость – Бог;
4. Степени качества: все, что существует, имеет различные степени качества (лучше, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должен существовать Бог как высшее совершенство;
5. Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему - Бог.
17. Номинализм и реализм средневековой философии.

Одной из основных проблем, рассматриваемой в период схоластики, была проблема об отношении общего к единичному или спор об «универсалиях» (общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение прежде всего к обоснованию существования бога в трех Лицах – Бога-отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого и к доказательствам бытия Божия.
Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли - он есть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения, называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи.

Второе, противоположное первому решение вопроса, состояло в утверждении того, что понятия не существуют сами по себе независимо от человека. Это лишь слова и даже «звуки голоса» - «ноумены». Отсюда название этого направления – «номинализм». Нет «общего», есть только «единичное», реально существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди. «Человек» понимается как общее имя, которым называется каждый единичный человек. Общее – отвлечение, абстракция (если есть только «единичное», то Троица либо состоит из трех Лиц, либо речь идет о трех названиях одного реального существующего Лица). Церковь официально осудила и признала еретическими как «номинализм», так и «так и «концептуализм» (Пьер Абеляр), пытавшийся примирить реализм и номинализм. По Абеляру общее существует реально, но только в уме человека (тогда получается, что триединый Бог – общее – существует только в уме). Ожесточенные споры по этому вопросу продолжались довольно долго и только Фома Аквинский предложил решение, принятое Церковью. Общее существует вполне реально, не в уме, и не в виде «идей» Платона. «Общее» – в Боге. Бог - общая полнота бытия – общее в чистом виде.
18. Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика. Основные направления.

Возрождение (XIV - XVI в.) - переходный период от Средних веков к Новому времени, когда Средневековье в его экономических, социальных, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился.

Философия эпохи Возрождения - совокупность философских направлений, возникших и
развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., объединенных антицерковными и антисхоластическими направлениями, их цель:устремленность к человеку, вера в его огромный физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Периоды философии Возрождения:

1) раннее Возрождение (Данте, Петрарка, Боккаччо);

2) высокое Возрождение (Кузанский, Пико делла Мирандола, Помпонацци);

3) позднее или модифицированное Возрождение (Телезио, Патрици, Бруно и др.)

Основные направления:

1) Гуманистическое (XIV - XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вали. В центре внимания - человек, его достоинство, величие и могущество, ирония над догматами Церкви;
2) Неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс. Развитие учения Платона, попытки познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

3) Натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.), представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Попытки развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и
научные открытия;

4) Реформационное (XVI - XVII вв.), представители: Мартин Лютер, Томас Мопцер, Жан Кальвин, Джон Усснлиф, Эразм Роттердамский. Стремление коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

5) Политическое (XV - XVI вв.), представитель: Николо Макиавелли. Изучение проблемы управления государством, поведения правителей;

6) Утопическо-социалистическое (XV - XVIIвв.), представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла. Поиск идеально-фантастических форм построения общества и государства, основанных на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти;

Система черт: антропоцентризм и гуманизм.

· преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

· отрицание не самой религии, Бога, а Церкви как организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики;

· перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

· принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

· большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

· торжество индивидуализма;

· широкое распространение идеи социального равенства.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)