АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система

Читайте также:
  1. DNS — доменная система имен
  2. I. Система грамматических времен в страдательном залоге
  3. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  4. IV. Центральна нервова система. Черепні нерви. Органи чуття.
  5. IV. Ямайская валютная система
  6. Rechtssystem - Правовая система
  7. V2: Женская половая система. Особенности женской половой системы новорожденной. Промежность.
  8. V2: Мужская половая система. Особенности мужской половой системы новорожденного.
  9. VII. Система підготовки кадрів до здійснення процесу формування позитивної мотивації на здоровий спосіб життя
  10. Volvo и ее маховиковая система рекуперации энергии
  11. XI. Ендокринна система
  12. АВАРИИ НА КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

Все объекты, с которыми имеет дело философия образования, представляют собой сложные — живые и социальные — системы. Поэтому естественно начать сплетать контекст с этой нитки. Однако нужно заметить, что ни самого лучшего, ни тем более единственного способа расположить этот материал в определенной последовательности не существует.

Общая характеристика. Слово «система» по-гречески буквально означает «целое, составленное из частей», «соединение». В самом общем смысле слова система это нечто такое, что мыслится как упорядоченная целостность, имеющая определенную структуру. Данное понятие применимо и к реальным материальным объектам (солнечная система), и к абстрактным, являющимся продуктом теоретической деятельности (система элементов Дмитрия Ивановича Менделеева), а также к таким сложным объектам, включающим человеческую деятельность, в существовании и функционировании которых материальное и идеальное слиты нераздельно (система работы актера над собой Константина Сергеевича Станиславского). Что может быть общего между револьвером системы «наган» и теорией функциональных систем Петра Кузьмина Анохина? Только структурная упорядоченность того и другого объектов.

Владимир Иванович Даль определяет систему как план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо в последовательном, связном порядке. Интересно, что в качестве примеров Владимир Иванович приводит, наряду с солнечной системой и классификацией Линнея растительного и животного мира, систему «ученья, воспитанья». Системой можно назвать также: совокупность принципов, служащих основанием для теоретического труда или практической деятельности; форму общественного устройства (государственная система); совокупность частей, связанных общей функцией (нервная система); форму, способ устройства, организацию чего-то (избирательная система). Системой называют и сам по себе порядок, правильность в расположении частей. «Система есть одно из названий порядка, противоположность хаосу» (Стаффорд Вир).

С середины XX века это понятие является одним из ключевых в философской методологии и во многих частных теориях. Различают системы: материальные и абстрактные, простые и сложные, искусственные и естественные, органические и неорганические, статичные и динамичные, детерминированные (вполне определенные) и стохастичные (вероятностные), закрытые и открытые, стационарные и нестационарные.

Принцип целостности. Для понимания поведения системных объектов главным является принцип целостности: свойства системы как целого невозможно свести к сумме свойств составляющих ее частей; ее свойства нельзя вывести из свойств отдельных частей; все элементы, процессы и отношения внутри системы зависят от структурного принципа организации целого. Используя понятие контекста, это можно выразить и несколько иначе: система как целое является контекстом для своих элементов, она определяет собой их смысл и значение.

Данное положение легко проиллюстрировать на примере такой относительно простой (искусственной и неживой) системы, как, скажем, радиоприемник: его свойства не сводятся к свойствам составляющих его деталей — конденсаторов, резисторов, катушек индуктивности; при разборке на элементы свое системное качество принимать из эфира электромагнитные волны и превращать их в звуковые он утрачивает полностью; из деталей, составляющих радиоприемник, можно собрать и генератор, и усилитель; свойства целого быть именно радиоприемником задает его структура — электрическая схема.

Именно структура, принцип построения целого существенны в первую очередь и для системы Станиславского, и для системы Менделеева, и для предметно-классно-урочной системы организации учебного процесса (Ян Амос Коменский) и других подобных объектов. Даже для рассмотрения неживой, но достаточно сложной системы, например твердого (кристаллического) тела, приходится привлекать характеристики, относящиеся не к отдельным атомам, а к кристаллу в целом: про твердое тело уже нельзя сказать, что его свойства определяются атомами, из которых оно состоит: в твердом теле отдельные атомы как таковые уже не существуют, электроны твердого тела принадлежат всему кристаллу в целом.

Целостность и структура. Часто говорят, что система состоит из элементов, тем или иным способом связанных друг с другом. Действительно, для простых систем (например, неживых материальных), как правило, можно точно указать определенные элементы и описать характер связи между ними (например, это было довольно легко сделать для упомянутого выше радиоприемника). Для сложных систем высокого уровня организации обычно не удается достичь согласия относительно того, из каких, собственно, частей (элементов) они состоят и как эти части друг с другом связаны. В частности, все мы имеем приблизительное представление о том, что означает понятие «личность», однако сказать, из каких элементов она состоит, очень нелегко, а главное — невозможно сделать это однозначно.

Указать точно, из каких элементов состоит система, можно лишь при условии, что теоретическое рассмотрение реальной системы отвлекается от сложных явлений и процессов, не входящих в предмет исследования. Только это позволяет жестко постулировать наличие определенных элементов и законов связи между ними. С точки зрения небесной механики солнечная система, например, состоит из таких элементов, как Солнце и планеты, большие и малые, связанных между собой гравитационным взаимодействием. Так что, когда предметом исследования является только взаимное расположение планет, можно спокойно игнорировать такие планетарные явления, как жизнь и цивилизация, не входящие в предмет небесной механики. Аналогичным образом кибернетика рассматривает организм и общество в плане выявления структуры управления в них, не интересуясь культурными аспектами в обществе и химико-биологическими в организме.

Для рассмотрения поведения живых и тем более мыслящих систем приходится использовать представление не об элементах, а о подсистемах. Приставка «под» означает, что она входит в состав системы более высокого уровня организации. Выделенные подсистемы могут перекрываться, в их состав могут входить одни и те же составляющие, так что деление на подсистемы не эквивалентно расчленению на отдельные четко разграниченные части.

В частности, подсистемы могут быть выделены по отношению к виду деятельности, осуществляемой системой, причем в различные виды деятельности могут вовлекаться во многом одни и те же структурные составляющие. Например, в эстетическую подсистему личности вовлечены ее внимание, воображение, фантазия, воля, память, но все те же составляющие вместе с другими образуют подсистему, отвечающую, например, за профессиональную деятельность. По другому основанию можно выделить сознательную и бессознательную подсистемы личности, которые непременно окажутся в составе всех подсистем, выделенных по отношению к любому виду деятельности.

Системные качества проявляются только на уровне целостности, они определяются структурой целого, их нельзя свести к деятельности отдельных подсистем или элементов. Простейший пример этой особенности дают состояния вещества: лед, вода и пар состоят из одних и тех же молекул, но свойства их различаются весьма существенно, поскольку они обладают разными структурами

связей между молекулами. Аналогичным образом нельзя понять работу клетки, зная только, какие атомы и молекулы входят в ее состав, но не принимая в расчет хранение и передачу информации в ней, синтез белка и т. п. Нельзя также исследовать особенности психики, рассматривая только нейронные цепи в мозге и не зная ничего о мыслях, чувствах, ощущениях, восприятиях, переживаниях.

Системный подход требует определения структурной единицы рассмотрения, соответствующей уровню организации системы и отражающей ее качественное своеобразие, притом именно в интересующем исследователя аспекте. Так, клетка может считаться основным элементом организма, пока и поскольку речь идет о биохимическом уровне рассмотрения, но она никак не может служить структурным образованием, пригодным для описания поведения.

Естественные системы. Искусственные и естественные системы существенно различны по своей природе. Искусственные создаются человеком с определенной целью, при их создании люди руководствуются выводами науки, которые диктуют, какой должна быть общая структура данной системы (например, электрическая схема радиоприемника). Естественные (экологические — тайга, тундра, сосновая роща; живые — организм, стадо; социальные — личность, общество) уже давно существуют в мире — прежде всяких попыток их теоретического описания. Поэтому вопрос о том, какими они должны быть в соответствии со своим назначением, не имеет смысла в естественно-научной (нерелигиозной) картине мира. (Конечно, вопросы о том, какими должны быть личность и общество — самые жгучие вопросы философской проблематики, но с точки зрения нормальной позитивной науки нет никакого смысла спрашивать, какими они должны быть, можно только внимательно исследовать, какими они бывали и бывают.) При теоретическом рассмотрении естественных систем познание движется не от заранее известных, искусственно полученных или теоретически постулированных элементов к целому, а от имеющейся в наличии целостности к предполагаемой структуре. Самые сложные из естественных систем — социальные, обладающие психикой и культурой. Они исследованы пока что крайне мало.

Системы в сфере образования. Самое непосредственное использование понятия «система» в сфере образования связано с деятельностью специального социального института — системы образования, которая разрабатывает и осуществляет на практике различные образовательные программы. Эта система включает ясли, детские сады, школы, институты, университеты, академии, исследовательские институты, органы управления образованием. Характерные особенности системы образования и способ ее существования в обществе в большой мере определяются государственным устройством и приоритетами данной страны. Некоторые страны (в частности, Голландия) тратят на образование больше трети национального бюджета, что позволяет им создать в высшей степени разнообразную и современную систему образования.

Обращаясь к другому аспекту понятия «система», надо отметить, что каждое образовательное учреждение руководствуется какой-то своей системой принципов деятельности, которая не обязательно выражена в виде определенного набора утверждений (хотя иногда бывает и так), но может просто опираться на традицию и не фиксироваться документально.

Руководствуясь теми или иными принципами, данная школа, институт или другое образовательное учреждение существует как живая социальная система, в состав которой входит ряд подсистем: все ее учащиеся; учителя, обслуживающий персонал и руководители; все возможные виды деятельности учащихся и педагогов; множество различного рода текстов, хранящих память о пути данного учреждения, и т.д. Образовательные процессы, протекающие в такой социальной системе, можно

рассматривать как разнообразное и многосоставное взаимодействие естественных систем самого высокого уровня сложности: личность, группа, сообщество.

 

Среда

Общая характеристика. Слово «среда» буквально означает «середина». В современном русском языке так называется и то, что находится «посредине», т.е. занимает промежуточное положение между рассматриваемыми объектами и является посредником между ними. Английское слово «medium» также означает Одновременно «среда» и «посредник». Среда, таким образом, есть субстанция, которая в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума) обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами. (В современной физике вакуум в некотором смысле тоже является средой, так как обладает определенными свойствами и влияет на перенос взаимодействий.)

В науке понятие «среда» первоначально было связано только с материальными взаимодействиями неживых систем. Затем представление о среде связалось с представлением о системе: как только мы выделяем для рассмотрения некую реальную систему (не теоретическую, а обладающую физической протяженностью), все, что к ней не относится, становится ее внешней средой, а все, заключенное в пределах системы, составляет ее внутреннюю среду. Природа составляет среду обитания для организма, а для человека средой является его психическое, духовное, социальное, культурное окружение. (Заметим, что по-английски одно из значений понятия «среда» выражается словом «context» — контекст.)

Внутренняя среда организма. Устойчивость живой системы, сохранение ее качественной определенности связано с характеристиками внешней и внутренней среды очень тесно: например, такие характеристики внутренней среды теплокровного организма, как температура и кровяное давление, имеют довольно незначительный интервал совместимых с жизнью изменений — при температуре тела свыше 40° и, скажем, ниже 30° человек жить не может. Стремясь к сохранению жизни, его организм вынужден регулировать свои внутренние характеристики, отвечать на изменения внешней среды соответствующими (т.е. обеспечивающими сохранение) изменениями внутренней среды.

Идея регуляции внутренней среды оказала огромное влияние на все представления о жизни и поведении животных и человека, а отчасти и на различные теории общественной жизни. Регуляция характеристик внутренней среды как условие существования живого организма составляет содержание концепции гомеостазиса, которую создал Клод Бернар — основатель экспериментальной физиологии и выдающийся теоретик. Самое знаменитое высказывание Клода Бернара: «Постоянство внутренней среды — условие свободной и независимой жизни».

Внешняя среда организма и личности. Если под рассматриваемой системой подразумевать человечество, средой окажется природа, т.е. весь остальной мир, космос, а если иметь в виду отдельную личность, то в среду войдет и все остальное человечество, и тогда ее можно будет называть природно-культурной. Однако такое первоначальное выделение системы из среды еще очень приблизительно, неточно. Организм живет не во всей природе разом: суслики живут в пустыне, а белые медведи — в Арктике. Одна и та же сосновая роща является средой обитания самых разных существ, для жизни которых важны различные элементы, этажи, разделы этой рощи: для червей, например, это почва, а для белок — деревья.

Якоб фон Икскюль, немецкий биолог, в своей работе «Внешний и внутренний мир животных» говорил, что из бесконечного многообразия мира каждое животное выкраивает для себя то, что соответствует его внутренней организации. Внешний мир (среда), по Икскюлю, специфичен для каждого вида животных и даже для каждой особи. Средой для особи будет все то, что имеет для нее значение, т.е. те объекты и явления окружающего мира, которые оказывают существенное влияние на ее внутренний мир. Так, ящерица мгновенно и остро реагирует на еле слышный шорох, но совершенно никак не реагирует на стук камня о камень — последний для нее ничего не означает, а первый может быть произведен ее естественным врагом змеей, поэтому реакция ящерицы крайне важна для ее выживания.

Организм, таким образом, живет в своей, как говорят биологи, экологической нише, и именно она составляет для него среду обитания, к которой он приспособлен предшествующей эволюцией и в какой-то мере способен продолжать приспосабливаться. Эти экологические ниши различны для разных видов, но не разделены, фигурально выражаясь, глухой стеной — они перекрываются: например, для жизни всем нужны вода и воздух, так что эти уровни входят во все экологические ниши.

Что касается человека, личности, то здесь нужно говорить уже не об экологической, а о культурной нише. Слова «окружающая среда», «обстановка» означают нечто большее, чем просто то, что физически, Пространственно окружает индивида. Джон Дьюи писал: «Некоторые объекты, удаленные от человека во времени и пространстве, могут образовывать окружающую его среду даже в большей мере, чем некоторые близкие к нему объекты. Объекты, в связи с которыми человек.изменяется, составляют его истинную окружающую среду.

Так действия астронома зависят от звезд, которые он наблюдает или для которых делает расчеты. Из всего того, что его непосредственно окружает, важнейшим элементом окружающей среды является телескоп. Окружающую среду для знатока древности образует та далекая эпоха жизни человечества, которую он изучает, следы, оставленные ею в истории, письменные и прочие источники, с помощью которых он устанавливает связь с этим временем.

Окружающая среда, следовательно, состоит из тех внешних условий, которые поддерживают или сдерживают, стимулируют или пресекают характерные действия живого существа. Для рыбы окружающей средой является вода, потому что она необходима для ее жизни. Северный полюс является значимым элементом окружающей среды для арктического исследователя (неважно, сумел он добраться туда или нет), поскольку определяет всю его деятельность, делает этого человека тем, кем он по своей главной сути и является. Именно потому, что жизнь — не просто пассивное существование (если считать, что таковое вообще возможно), а способ действования, окружающая среда или обстановка означает все то, что вмешивается в эту деятельность в качестве поддерживающего или разрушающего условия.

Игра системы со средой. Если бы внешняя среда оставалась неизменной, поддерживать постоянными характеристики внутренней среды было бы сравнительно легким делом. Однако совокупность случайностей внешнего мира обычно создает изменчивый фон жизни, а иногда даже порождает катастрофы. В таких условиях могут выжить только те системы, которые постоянно учитывают изменения состояния окружающей среды и в соответствии с ними изменяют свои внутренние модели внешнего мира. Постоянное ориентирование, непрестанная проверка устойчивости условий существования являются нормальными характеристиками живых и социальных систем. Когда какие-либо черты внешней среды опознаются как новые, «странные», не укладывающиеся в привычные классификационные схемы, активность системы проявляется прежде всего в ее готовности замечать эти странные случаи, придавать им значение и в соответствии с новыми условиями изменять свой способ восприятия мира.

Но не только вторжение случая, властно меняющее внешние обстоятельства существования, принуждает систему начать новый Цикл ориентирования в изменившей свои параметры среде. Даже в УСЛОВИЯХ относительной стабильности внутренняя активность может подвигнуть систему на свободный, внешне ничем не спровоцированный выход за пределы надежно освоенной к данному моменту зоны внешнего мира. Можно предположить, что склонность к выходу из своей экологической или культурной ниши навстречу случаю основывается на специфической потребности в самом совершенствовании внутренней системы моделей внешней среды.

Эта потребность проявляется в форме своеобразного информационного голода, заставляющего систему искать возможности взглянуть на мир под каким-то новым углом зрения (в обыденном языке такое состояние обозначается понятием «скука»). При этом ищется не что- то определенное, а некий случай, способный подтолкнуть систему к пересмотру, а затем и к перестройке устоявшегося мировосприятия. Деятельность, направленную на удовлетворение информационного голода, поиск случая, способного вызвать усовершенствование внутренней системы моделей мира, можно трактовать как игровое поведение. Игра — явление весьма сложное, многоаспектное и пока еще мало изученное, хотя литературы на этот счет существует довольно много. Как сказал один физик, понимание атома — детская игра по сравнению с пониманием детской игры. А один спортивный журналист сказал, что хоккей — большая игра, состоящая из множества мелких ошибок. Хотя командная игра проходит в соответствии с определенными правилами, предсказать ее течение невозможно из-за непредсказуемости случайных обстоятельств. Так и в самом общем случае можно сказать, что игра системы со средой провоцирует вмешательство случая, превращающего привычный стабильный мир в вероятностный и не вполне определенный, она пробуждает творческие силы и ведет систему по пути развития.

Экологический подход. Взаимосвязи животных и растений с окружающей их природной средой изучает экология — ставшая ныне особой наукой область биологии. В ней под экосистемой понимается совокупность живых организмов и конкретных условий их обитания (почва, климат и т. п.). Само слово «экология» происходит от греческого экое (или ойкос, или эйкус), что означает дом, жилище, родина, место обитания. В этом общем доме уживаются разные виды животных и растений, осуществляя в нем различные функции. Один или несколько видов в данной экосистеме являются преобладающими («доминантными»), они имеют возможность полнее использовать общие ресурсы — пищу, пространство, убежище. Подчиненные («субординантные») виды часто стремятся расширить свои ресурсы, включая постепенно какие-то другие, ранее не использовавшиеся. Они могут также уходить в смежные ниши или вытеснять другие виды.

Экология стремилась системно понимать поначалу только приспособление различных живых организмов друг к другу и к природной среде, она не рассматривала социальную жизнь, однако ее подход оказался настолько глубоким, что эта молодая наука быстро расширила сферу своего влияния. Сейчас уже существуют экологическая философия, социальная экология и экологическая этика. Вероятно, такое стремительное развитие целого семейства дисциплин связано с тем, что человеческая производственная деятельность совершенно не считалась с вызванными ею изменениями в окружающей среде, пока вдруг не выяснилось, что среда для человечества уже перестала быть окружающей, а стала как бы, наоборот, окруженной им. Развитие техники привело к тому, что само физическое и психическое здоровье человека, его генофонд и культурный фонд оказались в опасности. Человеческая деятельность продолжает нарушать природное равновесие, и этот процесс грозит стать глобальным и необратимым. Существует печальная шутка: мы не можем ждать милости от природы после того, что мы с ней сделали. В настоящее время природа и общество должны рассматриваться как единая система, равновесное состояние которой есть необходимое условие выживания человечества как ее подсистемы.

Дальнейшее распространение экологического подхода привело к появлению экологии культуры и экологии науки, в растревоженном сознании общества ценности сохранения живого совмещаются с ценностями сохранения памятников культуры, укрепляется осознание необходимости бережного отношения к собственному биологическому, социальному и культурному достоянию перед лицом вполне реальной всепланетной катастрофы. Благоговение перед жизнью, отказ от традиционных ценностей успеха и карьеры и привычных эгоистических, индивидуалистических моделей поведения — все это весьма характерно для экологической философии и экологической этики. Жизнь теперь понимается как нечто более широкое, чем мысль, дух и культура, наблюдается даже своеобразный бунт против разума, стремление проникнуться более живым, органическим чувством общности в противоположность мертвому, механическому, рассудочному, холодному.

Некоторые люди, стремящиеся, как Альберт Швейцер, сделать свою жизнь аргументом своей философии, уходят из городов и создают сообщества людей, желающих жить в гармонии с природой и с самими собой. Они стараются заботиться о других людях, о «братьях наших меньших», о природе. Они выступают за новые, более глубокие и всеобъемлющие формы демократии, за такое государственное устройство, при котором рядовые граждане имели бы реальные возможности влиять на политические решения. Экологическая этика расширяет сферу моральной ответственности людей, в нее начинает входить ответственность за животный и растительный мир, за еще не родившиеся поколения.

Образовательная среда. В рамках экологического подхода к образованию можно развернуть следующую метафору: внутренняя среда данной образовательной системы (семьи, школы, иного образовательного учреждения) составляет внешнюю среду для любой развивающейся в ней личности. Именно она и называется образовательной средой. Рассматривая школу как экосистему, можно сказать, что в образовательной среде обитают два вида живых организмов: учителя и ученики, причем в традиционной школе первые являются, несомненно, доминантным видом, а вторые — субординантным. В отличие от традиционной, альтернативные образовательные системы стремятся поддерживать в образовательной среде характеристики, обеспечивающие сотрудничество «видов» в совместной жизнедеятельности. Характеристики образовательной среды, бесспорно, имеют очень большое значение для освоения личностью ученика или учителя своей культурной ниши и продвижения в смежные.

 

Модель

Общая характеристика. Слово «модель» пришло в русский язык (через французский) от лат. modulus — мера, образец, норма Так называют любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала' отображение объектов и явлений в виде описаний, теорий, схем, чертежей, графиков. Модель — представитель, заместитель оригинала в познании или на практике. Камень, который вращают на привязанной к нему веревке, может служить моделью Земли в ее вращении вокруг Солнца, но и уравнение этого движения, выраженное в математических формулах, можно назвать тем же самым именем.

Модели, таким образом, есть такие материальные, образные и логические представления, которые в чем-то подобны изучаемым объектам и явлениям, и благодаря этому их использование позволяет достичь некоторого приблизительного понимания (приблизительного т.е. приближающего наше нынешнее понимание к более точному, более соответствующему реальности). Полное право называться моделью имеет как тщательно построенное, очень похожее по внешним признакам на оригинал подобие самолета, так и склеенная из дощечек и бумаги действующая модель самолета с резиновым двигателем, имеющая довольно мало общего с каким-либо конкретным типом самолета, но зато летающая. Последняя моделирует не столько внешний вид, сколько функции объекта. Функциональной моделью врача-диагноста является программа компьютера, способная расспрашивать больного о признаках его заболевания и ставящая на основании результатов такого собеседования диагноз.

Мозг человека моделирует не только все объекты и явления внешнего мира, но и самого себя, собственную деятельность — все наши знания о психических закономерностях суть совокупность моделей, которые в той или иной мере подтвердили свое соответствие реальным явлениям. Однако единственного «истинного» семейства моделей как реального мира в целом, так и способов организации психической жизни не существует, в любой области человеческого знания содержатся различные способы представления мира, каждый из которых, видимо, улавливает что-то важное в структуре реальности, раз уж он удержался в культуре.

Модель — одно из центральных понятий теории познания, оно связано с понятиями истины и мнения, сходства, различия, подобия. При моделировании происходит мысленное расчленение (греческое слово «анализ» буквально и означает расчленение) реальной системы — оригинала — на элементы, тем или иным образом связанные между собой. Как сами элементы, так и законы связи между ними являются человеческими изобретениями. Совершенствуя и согласовывая свой общий модельный фонд в науке, технике и искусстве, человечество тем самым продвигает вперед свою большую систему моделей мира, называемую культурой.

Моделирование в науке и философии. Древнегреческие натурфилософы (натурфилософия — философия природы; когда не было еще конкретных наук, исследующих природу, этим занималась философия) создавали модели космоса — упорядоченного мира в целом. Земля, на которой обитает человек, считалась, естественно, центром мироздания, поэтому она чаще всего помещалась в центр космоса Геоцентрические модели («геос» — земля) пользовались большим авторитетом на протяжении многих столетий, пока возросшее самосознание людей не дошло до понимания более скромного места в космосе земли и человека на ней и их не сменила гелиоцентрическая модель («Гелиос» по-гречески — бог солнца и имя солнца).

Пытаясь понять, как устроена материя, люди изобретали модели составляющих ее мельчайших частиц. На роль основных элементов мира пробовали

воду, воздух, огонь, пока не сложилось представление об атомах. Первые — древнегреческие — модели атома были просто маленькими твердыми частицами; в XX веке, после того как обнаружилось, что атомы имеют сложное внутреннее строение, они неожиданным образом уподобились солнечной системе: как в гелиоцентрической модели вселенной вокруг солнца по постоянным орбитам вращались планеты, так в модели атома вокруг ядра вращались электроны. Со временем выяснилось, что в реальности дела обстоят несколько сложнее, поэтому появились более совершенные модели, дававшие лучшее приближение к действительности. Но еще всего век тому назад модель идеального газа, в которой атомы и молекулы считались крошечными твердыми шариками, дала прекрасные результаты в объяснении основных закономерностей поведения газовых систем.

В гуманитарной области, где исследуются взаимодействия и взаимоотношения людей, законы и закономерности выражаются не в таком строгом виде, как в физике и астрономии. Соответственно и модели там редко бывают математическими, порою они близки к метафорам, сравнениям и прочим поэтическим средствам фиксации впечатлений о мире, они плохо поддаются формализации, упорядоченной записи. Различные модели личности, существующие в психологии, порою похожи на волшебные сказки, настолько богатую метафорическую структуру они собою представляют.

Ограниченность модельных представлений. В XX веке понятие модели приобретает в теории познания особое место. Прежде философы и ученые, выдвигая модели объектов и явлений, обычно полагали, что они угадали суть, нашли истину, открыли нечто, объективно существующее в природе. В XX веке в науке и философии было осознано, что любая модель есть всего лишь изобретение ее автора; она, конечно, полезна, если улучшает наше понимание тех или иных сторон действительности, но, безусловно, ограничена. Во всяком случае какая-то одна модель не может исчерпывать собой всю реальную сложность устройства объекта или протекания явления.

Уже Витрувий в первом веке до новой эры осознает ограниченность модельных представлений: «...не все возможно произвести одним и тем же способом, но одни вещи, сделанные по образцу небольшой модели, действуют одинаково и в большом размере, а для других не может быть модели, но их строят сами по себе; некоторые же таковы, что на модели они кажутся правдоподобными, но, будучи увеличенными, разваливаются...»

Норберт Винер и Артуро Розенблют в статье «Роль моделей в науке» писали: «Частные модели, при всех их несовершенствах, — единственное средство, выработанное наукой для понимания мира Из этого положения не вытекают пораженческие установки. В нем признается только, что главное орудие науки — человеческий разум, а этот разум конечен». По существу, любой способ объяснения мира или предсказания поведения каких-то объектов основан на моделировании, предметном или знаковом — в частности, математическом. Нужно только не забывать, что математика сама по себе, как говорил Томас Хаксли, подобна мельнице: что в нее засыплешь, то она и смелет, но ведь даже самая лучшая мельница не смелет пшеничную муку из лебеды.

Наиболее сложные системы (живые и социальные) до сих пор описываются в изучающих их дисциплинах настолько несогласованной совокупностью моделей, что иногда может показаться, будто речь идет о совершенно разных объектах: разные исследователи предлагают совершенно различные модели, постулируют совсем не похожие друг на друга структуры этих систем. Пока не выработана единая точка зрения (если она вообще может быть когда-нибудь выработана), описание любой системы включает в себя на равных правах все существующие варианты, идеи, подходы. Особенно важно иметь это в виду при рассмотрении систем, связанных с

деятельностью Человека культурного, когда исследуются особенности становления и развития таких объектов, как наука, искусство, культура, личность.

Системы, обладающие культурой (личность, сообщество, общество в целом), при помощи моделирования познают мир и себя самих, они сохраняют в виде моделей результаты познания, общения и творчества, закрепляют их в текстах и в самой структуре выработанного ими языка интерпретации мира. Культура данной сложной системы, в которой интегрируются в единую целостность сознательные и бессознательные, логические и образные механизмы постижения мира, и представляет собой изменчивую, постоянно совершенствуемую систему моделей мира и себя в нем.

Моделирование в образовании. В последнее время стали довольно широко применяться понятия «образовательная модель», «концептуальная модель» и другие подобные. Теоретическая (или концептуальная) модель воплощает понимание ее автором того, что такое образование, как оно происходит и разворачивается, так что в этих случаях вполне уместно использовать выражение «модель образования». На основе этой теории может быть разработан тот или иной вариант практической образовательной деятельности и создана действующая модель — конкретное образовательное учреждение.

Под образовательной моделью можно понимать и реально сложившуюся практику, которая при своем зарождении не исходила из какой-то определенной теории, но постепенно приобрела ярко выраженное качественное своеобразие. Рассматриваемый теперь теоретически этот способ деятельности является моделью в том смысле, что представляет собой особый образец постановки дела образования. Наконец, нельзя не отметить, что любая работа в образовании явно или неявно исходит из тех или иных моделей личности, развития, педагогической деятельности и пр.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)