|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТворчествоОбщая характеристика. Творчеством в обыденном словоупотреблении называют деятельность, порождающую нечто новое, т.е. что-то такое, чего никогда прежде не было. Словари по философии и психологии указывают на создание новых ценностей, материальных и духовных. У В.И. Даля творчество — творение, сотворение, созидание как деятельное свойство. Выдающийся французский философ XX века Анри Бергсон считал, что творчество как непрерывное создание нового составляет сущность жизни, которая, по Бергсону, — поток творческого формирования, проходящий через человека, жизненный порыв («elan vital»); нечто первичное, подлинная и первоначальная реальность, проникнуть в суть которой может только интуиция. Этапы творчества. Существует довольно много моделей творческого процесса от зарождения замысла до непредсказуемого момента рождения идеи. Грэм Уоллес в 1924 г. выделил следующие фазы: подготовку, созревание, озарение и проверку. Эти фазы, или этапы, выражают основную последовательность творческой деятельности: более или менее сознательная постановка задачи; непрестанно идущая бессознательная творческая работа; момент передачи сознанию найденного бессознательным результата, который всегда представляется крайне неожиданным; осознанная тщательная проверка. Ганс Сельв, знаменитый создатель теории стресса, делил процесс творчества на семь этапов. Первый — любовь, страстное желание, пламенное влечение к постижению истины. Второй — оплодотворение конкретными фактами. Третий — беременность, ученый вынашивает идею. Четвертый — болезненные предродовые схватки, ученый чувствует близость решения проблемы и мучается невозможностью выразить его. Пятый — роды, переход идеи из тьмы бессознательного в сознание приносит ученому глубокое облегчение. Шестой — осмотр и освидетельствование новорожденного, проверка жизнеспособности идеи. И наконец, седьмой — жизнь, идея начинает самостоятельное существование. «Озарение» в творчестве. Исследователи творчества многократно отмечали внезапность проникновения решения задачи в сознание. Акт мгновенного постижения структуры ситуации или объекта в психологии называют инсайтом (от англ, «insight» — понимание, проницательность). Важно подчеркнуть, что упоминание об озарении присутствует во всех известных самоотчетах творцов, а путь к нему, последовательность развития идей, приведшая к открытию, совершенно ускользает от внимания. Приведем свидетельства великого математика и великого композитора. «Наконец, два дня назад я добился успеха, но не благодаря моим величайшим усилиям, а благодаря Богу. Как при вспышке молнии, проблема внезапно оказалась решенной. Я не могу сказать сам, какова природа путеводной нити, которая соединила то, что я уже знал, с тем, что принесло мне успех» (Карл Фридрих Гаусс). «Когда я чувствую себя хорошо и нахожусь в хорошем расположении духа... или ночью, когда я не могу заснуть, мысли приходят ко мне толпою и с необыкновенной легкостью. Откуда и как приходят они? Я ничего об этом не знаю. Те, которые мне нравятся, я держу в памяти, напеваю... После того, как я выбрал одну мелодию, к ней вскоре присоединяется, в соответствии требованиями общей композиции, контрапункта и оркестровки, вторая... Произведение растет, я слышу его все более отчетливо, и сочинение завершается в моей голове, каким бы оно ни было длинным... Если же при этом в процессе моей работы мои произведения принимают ту форму или манеру, которые характеризуют Моцарта и не похожи ни на чьи другие, то клянусь, это происходит по той же причине, что, например, мой большой и крючковатый нос является моим, носом Моцарта, а не какого-нибудь другого лица; я не ищу оригинальности и сильно затруднился бы определить свою манеру» (Вольфганг Амадей Моцарт). Такого рода события не имеют ничего общего с логикой, постепенным разворачиванием аргументов, непрерывностью — вероятно, человек как бы присутствует при прорыве в сознание результата долгой бессознательной работы. А эта работа, в отличие от деятельности сознания, в качестве наиболее существенных компонентов включает одновременную обработку различных потоков внутренних и внешних восприятий, большую ассоциативную активность и способность образовывать связные композиции идей: «...видимость внезапного озарения — явный результат длительной неосознанной работы; роль этой бессознательной работы в математическом творчестве мне кажется несомненной» (Анри Пуанкаре). Сознание и бессознательное в творчестве. Однако не следует думать, что одни только бессознательные усилия продвигают к постижению сути, рождают изобретения и художественные произведения. Творчество есть деятельность целостной личности, в нем нераздельно слиты образная и логическая, бессознательная и сознательная составляющие. Они обе крайне существенны, в полученном результате воплощены плоды их совместной деятельности. Но роли этих составляющих в процессе творчества различны и определить их снова помогают самонаблюдения выдающихся творцов. «Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились; я чувствовал, что они как бы сталкиваются, пока две из них, так сказать, не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию.... Кажется, что в этих случаях присутствуешь при своей собственной бессознательной работе, которая стала частично ощутимой для сверхвозбужденного сознания и которая не изменила из-за этого своей природы. При этом начинаешь смутно различать два механизма или, если угодно, два метода работы этих двух Я» (Анри Пуанкаре). «Для того чтобы изобретать, надо быть в двух лицах. Один образует сочетания, другой выбирает то, что соответствует его желанию и что он считает важным из того, что произвел первый. То, что называют «гением», является не столько заслугой того, кто комбинирует, сколько характеризует способность второго оценивать только что произведенную продукцию и использовать ее» (Поль Валери). Таким образом, можно заметить, что творческий процесс имеет две важнейшие стороны: генерирование идей (их композиций, сцеплений) и выбор ценных, плодотворных вариантов; в первом большее участие принимает бессознательное, во втором — разум. Однако целостность творческого процесса до сих пор не поддается формализации, его ход невозможно описать, а тем более выразить какими-то формулами. Но интересно в этой связи отметить, что латинский глагол «cogito» — «мыслить, думать» — этимологически означает «волноваться вместе» (сочувствовать), а слово «intelligo» по своему происхождению имеет значение «выбирать среди». Эти примеры не объясняют, но выражают целостность творческого процесса, единство чувства и мысли. Новое, необычное, непривычное рождается в результате какой-то смелой ассоциации и осознания (опознания) ее плодотворности. Психология пока не может предложить строгие критерии смелости и плодотворности сцепления идей, более того, оригинальное, далекое от стандарта мышление часто низко оценивается стандартными тестами способностей и интеллекта. Невозможно оценить и оптимальное соотношение в творчестве логического и образного, сознательного и бессознательного, поскольку встречаются самые разные типы высокой одаренности. Впрочем, можно сказать, что чистых логиков, равно как и людей, руководствующихся только наитиями, практически не бывает, для творчества необходимо совмещение того и другого: «Гений — высшая степень подверженности наитию — раз, управа с этим наитием — два. Высшая степень душевной разъятости, и высшая — собранности. Высшая — страдательности, и высшая — действенности. Гения без воли нет, но еще больше нет, еще меньше есть — без наития. Воля — та единица к бессчетным миллиардам наития, благодаря которой они и есть миллиарды (осуществляют свою миллиардность) и без которой они нули, то есть пузыри над тонущим. Воля же без наития в творчестве — просто кол. Дубовый. Такой поэт лучше бы шел в солдаты» (Марина Цветаева). Механизм творческой деятельности (если вообще позволительно так выразиться) плохо доступен исследованию еще и потому, что после совершения открытия, успешного решения трудной проблемы обнаруживается эффект так называемого «обратного выпрямления». Об этом выразительно сказал Герман Гельмгольц: «Я могу сравнить себя с путником, который предпринял восхождение на гору, не зная дороги; долго и с трудом взбирается он, часто вынужден возвращаться назад, ибо дальше нет прохода. То размышление, то случай открывают ему новые тропинки, они ведут его несколько далее, и, наконец, когда цель достигнута, он, к своему стыду, находит широкую дорогу, по которой мог бы подняться, если бы умел верно отыскать начало. В своих статьях я, конечно, не занимал читателя рассказом о таких блужданиях, описывая только тот проторенный путь, по которому он может теперь без труда взойти на вершину...» Этот же замечательный естествоиспытатель записал и другие важные самонаблюдения, касающиеся процесса творчества: «...счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она — не знаешь сам. Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение. Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается сразу за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так, что все ее изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма. Дойти до этого обычно невозможно без долгой, продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувство спокойного благосостояния — и только тогда приходили хорошие идеи. Часто... они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс. Особенно охотно приходили они... в часы неторопливого подъема по лесистым горам в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь». Эвристика. Поскольку строгое описание и формализация творчества пока невозможны, а отвечать на некорректные вопросы и решать нетривиальные задачи приходится постоянно, люди стремятся хотя бы собрать и систематизировать оправдавшие себя на практике приемы, стимулирующие продуктивную творческую деятельность. Соответствующая область знания называется эвристикой (от греч. «эврика» — нашел). Считается, что основателем эвристики был Сократ, который при помощи системы наводящих вопросов подводил собеседника к решению проблемы. Декарт пытался разработать общий метод решения математических задач, Г. Лейбниц считал одной из важнейших целей создание логики изобретения, Бернард Больцано в своем «Наукоучении» излагал «правила и способы исследования, которыми руководствуются все способные люди, не отдавая себе в этом в большинстве случаев никакого отчета». Эвристика как раз и пытается отдать себе отчет в том, как это происходит, расширяя список продуктивных методов. Многие из них получили широкое распространение: методы ассоциаций, мозгового штурма, контрольных вопросов. Существует даже метод «матриц открытия». Списки контрольных вопросов подсказывают изобретателям, какие операции можно попробовать применить, как изменить объект исследования — увеличить или уменьшить его размеры, поменять верх и низ, цвет, звук, освещение, раздробить его, выбросить и т.п. В нашей стране большую известность приобрели работы Генриха Сауловича Альтшуллера, одна из книг которого называется «Творчество как точная наука». Идея, содержащаяся в названии, на наш взгляд, вряд ли справедлива, но эвристика уже принесла много пользы в самых разных областях, и потенциал ее отнюдь не исчерпан. Творчество в повседневной жизни. Рутинной, нетворческой можно считать деятельность, которая полностью определяется системой существующих к данному моменту навыков и совершается автоматически. Вся жизнь может быть в большой мере автоматической, если в ней нет элементов игры, не происходят непредсказуемые случайности и не приходится проявлять свои творческие возможности. Качественными признаками творческой деятельности являются наличие поисковой активности, одновременная вовлеченность в нее многих подсистем личности, а главное — преобразование в результате этой деятельности существующей системы моделей, совершенствование фонда навыков. Степень творческой насыщенности жизни во многом зависит от природных способностей человека, однако окружающая обстановка в этом отношении далеко не безразлична: она может создавать условия, способствующие пробуждению творчества, а может и подавлять его. Когда человек имеет возможность действовать в согласии со своими склонностями, самостоятельно решать собственные проблемы, он строит свою жизнь творчески. К области эвристики относится и поиск моделей принятия решения в нестандартных проблемных ситуациях, а поскольку вся жизнь представляет собой совокупность некорректно поставленных вопросов, настоятельно требующих ответа, можно считать (и это возвращает нас к определению Бергсона), что жизнь состоит из постоянных творческих усилий. Творчество в образовании. Жизнь в образовании тоже может быть как тусклой и автоматической (конечно, в этом случае настоящего образования не происходит), так и творчески яркой. Процесс подлинного, а не формального учения — образования, познания — с необходимостью является творческим, приобретение новых знаний и понимания возможно только в результате творческого усилия. Гибельная для образования, но, к сожалению, повсеместно существующая рутина может постепенно преодолеваться с помощью такой организации образовательной среды, которая стимулировала бы деятельность учения — не заучивания заданных на дом параграфов, а постановки собственных вопросов и поиска ответов. Проектирование среды, способствующей пробуждению творческой деятельности, и поиск адекватных способов управления в ней — задачи, адресованные творческой активности работников образования.
Вопросы 1. Какой контекст вам пришлось бы привлечь, если бы вас попросили описать состав и структуру вашего образования? 2. Каковы характерные особенности образовательной среды школы, которую вы окончили, и учебного заведения, где вы учитесь сейчас? 3. К какому виду вы отнесли бы образовательную систему вашего учебного заведения? 4. Как бы вы описали теоретическую модель, в соответствии с которой построена практика вашего учебного заведения? 5. Каковы основные этапы вашего развития? Какие кризисы в своем развитии вы можете припомнить? 6. Какие особенности своего поведения вы относите на счет влияния домашней среды, а какие — на счет школьной? 7. Каковы наиболее характерные для вас и наиболее часто наблюдаемые вами у других бессознательные защитные механизмы психики? 8. Есть ли в вашем окружении человек, которого вы считаете цельной личностью? В чем проявляется его цельность? 9. Каковы особенности вашего жизненного и образовательного опыта и как они проявляются на нынешнем этапе вашего образования? 10. Какие важные, на ваш взгляд, области культуры недостаточно представлены или не представлены вовсе в вашем общем и профессиональном образовании? 11. Какие встречи оказали наиболее сильное влияние на ваше развитие вообще и на становление ваших профессиональных интересов в частности?. 12. В какой мере и в каком отношении ваше нынешнее учение является для вас познанием мира и себя? 13. Какие особенности индивидуальной культуры, на ваш взгляд, особенно затрудняют взаимопонимание между людьми? 14. Есть ли в вашем окружении люди, чье отношение к жизни вы могли бы охарактеризовать как творческое? В чем оно проявляется?
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |